Цель урока:
По физике: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
По математике :повторить определение и свойства прямой и обратной пропорциональности.
Задачи урока:
Образовательная
По физике:
Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
Знать закон Ома для участка цепи;
Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
Отрабатывать навыки проверки размерности.
По математике:
Применять навыки работы с графиками функций на практике;
Уметь анализировать полученные графические изображения;
Развивать логическое мышление;
Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Развивающая: по физике:
развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
По математике:развитие умения по графикам определять прямо и обратно пропорциональные величины
Воспитательная:
По физике:
развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
По математике:умение помогать друг другу при работе в парах, воспитание аккуратности при выполнении чертежей.
Оборудование.
Демонстрационные амперметр на 2 А, вольтметр на 6В, источники тока на 4 В , ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений( 1-12 Ом), компьютер, проектор, экран, портрет Ома, таблицы с формулами, рабочие листы.
Вид урока-изучение и первичное закрепление нового материала .
План урока..
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
ІІІ. Изучение нового материал.
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.Рефлексия.
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Оргмомент
Учитель математики
И
Физики
Учитель математики
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами. Например:
-площадь фигуры зависит от его радиуса;
-масса бруска зависит от его плотности и объема;
- объем куба от его стороны;
- путь, пройденный автомобилем зависит от его скорости и времени.
Различные зависимости встречаются как в математике, так и в физике. Поэтому мы решили провести совместный ( интегрированный) урок, чтобы еще раз убедиться в связи изучаемых предметов.
- Мы вас заинтересовали? Напугали? Обрадовали?
По предложенным цветам( Слайд 1) отразите свое настроение соответствующим цветом и покажите нам .
-В вашем рабочем листе отметьте ваш цвет.
Слушают, участвуют в разговоре.
Показывают карточку .
Отмечают.
Учитель физики
Повторение.
Постановка задачи урока (беседа).
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи.
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин по плану:
( Слайд 2,3)
-
Назвать величину;
-
Что характеризует данная величина?;
-
Как обозначается?;
-
В каких единицах измеряется?
У каждого на столе лежит рабочий лист. Укажите фамилию. Заполните таблицу.
Проведем самопроверку.
( Слайд 4)
-Вы уже получили навыки работы с электрическими приборами, уверена вам это пригодится в жизни. Быть может кто-то станет хорошим электромонтером и не оставит нас без света после очередного ремонта.
А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости.
- Какова же цель нашего урока? ( Слайд 5)
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, который нам предстоит сформулировать.
- Запишем тему урока
« Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления» ( Слайд 6)
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Почему он взят? ( Слайд7 )
Сила тока, напряжение, сопротивление.
(Работают с таблицами)
Проверяют.
-Установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.
Пишут тему урока
-Наши гипотезы можно проверить экспериментально.
Учитель математики
-
Прежде чем приступить к выполнению экспериментов, повторим те математические понятия, которые вам потребуются на уроке.
Выполните задание 1.(слайд №8)
Один килограмм товара стоит 200 рублей. Составьте формулу , выражающую зависимость между Y- стоимостью товара, ценой одного килограмма товара и количеством X , купленного товара.
Вопросы по заданию:
-
определите по формуле стоимость 2 кг 500 г, 4 кг
-
Определите по формуле количество товара , которое можно купить на 100 рублей , на 1200 рублей?
Как изменяется стоимость товара в зависимости от изменения количества товара?
Задача 2:(слайд№9)
Тело движется равномерно со скоростью 4 км в час. Запишите формулу зависимости S от t. Заполните таблицу значений S при t, равном 0;1;2;3;4
-
Как называется зависимость когда при увеличении одной переменной в несколько раз вторая переменная увеличивается во столько же раз?
-
Что является графиком прямой пропорциональности?
Задача 3:(слайд №10)
Изображен график функции у=2х
- по графику проследить происходит ли увеличение переменной у при увеличении переменной х
Итак :прямая пропорциональная зависимость-это функция вида у=кх ( слайд №11).
теперь проводите эксперементы.
Дети записывают в тетрадь формулу Y=200X.
Запись в тетрадях один ученик на доске.
Если х=2,5 то у=500
если х=4 то у= 200*4=800
у=100 при х=0,5
у=1200 прих=6
S=4t
ребята в тетради заполняют таблицу
t
0
1
2
3
4
S
Один ученик у доски доказывает , что такое происходит.
Учитель физики
Выявление имеющихся знаний
На экране цепь, состоящая из источника питания, лампочки, амперметра и вольтметра. ( Слайд12 )
-
Назовите элементы цепи.
2 Для чего служит амперметр и вольтметр?
3 Как подключаются эти приборы?
-Найдите ошибки, допущенные в цепи. ( Слайд 13)
Называют.
-Для измерения силы тока и напряжения.
-Амперметр – последовательно, вольтметр – параллельно участку цепи.
Повторение
теоретических
положении.
-
Что показывает сила тока?
-Что заставляет частицы двигаться по проводнику упорядоченно?
Какая физическая величина характеризует эл. поле?
- Суммарный заряд, прошедший по проводнику за 1 с.
-Электрическое поле.
-Напряжение
Выдвижение гипотезы.
Какое предположение можно выдвинуть на основании этого?
( Слайд 14)
Сила тока должна зависеть от напряжения.
Перед важной и трудной работой давайте немного расслабимся.
Физкультминутка!!!
Экспериментальная проверки гипотезы.
Вывод:
При работе с электрооборудованием не забываем о технике безопасности ( Слайд15 )
Собетите цепь по схеме( Слайд 16)
Проводим измерения силы тока, меняя напряжение в цепи при постоянном сопротивлении.
-
Какой вывод можно сделать'?
-
( Слайд 17-18)
Собирают цепь, проводят измерения, делают записи в тетрадях.
- Сила тока зависит от напряжения прямо пропорционально.
Учитель
математики.
Актуализация
математических
знаний.
Сопоствим полученный график с графиком рассмотренным ранее.
( Слайд 19)
Объясните почему у вас получился луч?
Но зависимость одной величины от другой может быть и обратно пропорциональной. Например:(слайд № 20)
Школьный автобус для доставки детей в школу каждое утро совершает рейс Усть-Калманка — Ельцовка и Ельцовка — Усть-Калманка, всего 24 км. Как будет зависеть время, затраченное на этот путь от скорости автобуса?
Задайте формулой зависимость t от V если путь равен 24 км?
( Слайд 21)
Что является графиком?
Вспомните зрительно( слайд№22)
Сделайте вывод( Слайд23 )
Предлагаю продолжить работу по проведению эксперементов
Ребята сопоставляют графики и объясняют , что в конкретной физической задаче положительные значения величин.
Дети отвечают что чем больше скорость, тем меньше времени
t=24/v- обратная пропорциональная зависимость