Тема урока «Повторение:
Решение линейных, квадратных, рациональных уравнений»
Цели урока:
- обучающие: актуализировать умение решать уравнения как аналитически, так и графически,
- развивающие: развивать умение учащихся систематизировать учебный материал, развивать коммуникативную культуру,
- воспитывающие: формировать у учащихся интерес к предмету.
Тип урока: урок обобщения изученного материала
План урока
- организационный момент,
- актуализация теоретических знаний по теме,
- постановка цели занятия перед учащимися, объявление темы урока,
- практическая работа на построение графиков изученных функций и применение их для решения уравнений,
- повторение алгоритма аналитического способа решения уравнений (памятка для учащихся, имеющих трудности в обучении),
- диагностика усвоения материала по теме (разноуровневая самостоятельная работа),
- запись домашнего задания (пояснения),
- подведение итогов урока.
- Оборудование
Мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.
Ход урока
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью к уроку.
(Перед уроком приготовить раздаточный материал, предусмотреть наличие линеек, карандашей).
- Актуализация теоретических знаний по теме «Решение уравнений»Учащимся предлагается тест-разминка «Проверь себя» - продолжительностью 5-6 минут (приложение 1). Проверка правильности выполнения осуществляется непосредственно самими учащимися через показ ответов на слайде. Учащиеся имеют возможность оценить свою подготовку к уроку (Критерии оценки прилагаются).
№п/п
Задание
Ответ
1
Равенство с переменной называется…
уравнением
2
Значение переменной, подстановка которого в уравнение превращает его в верное равенство, называется…
Корнем уравнения
3
Найдите корни уравнения 3х + 9 = 9
0
4
Найдите корни уравнения 0х = 0
0
5
Найдите корни уравнения х2 – 16 = 0
-4; 4
6
Найдите корни уравнения х2 – 4х + 4 = 0
2
7
Как называется выражение D = b2 – 4ac
дискриминантом
8
Назовите условие, при котором в квадратном уравнении 2 корня,
один корень,
нет корней
D>0
D=0
D<0
9
В каком случае корни квадратного уравнения будут иррациональными числами
Если - иррациональное число
10
Верно ли записана формула корней квадратного уравнения х =
Неверно, правильный ответ х =
11
Когда квадратное уравнение считают полным
Если в нем a,b,c ≠0
12
Заполните пропуски в стихотворении:
О свойстве корней теорема …
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе …, в знаменателе – «a».
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда.
В числителе …, в знаменателе - …
Виета
c
-b; a
13
Угадайте корни уравнения с помощью данной теоремы:
х2 – х – 6 = 0
х2 + 5х – 6 = 0
х2 + 2004х – 2005 = 0
-х2 + 8х – 12 = 0
-2; 3
-6; 1
-2005; 1
2; 6
14
Перечислите способы решения уравнений
Графический и аналитический
15
Функция вида y = ax + b называется…, ее графиком является…
Линейной, прямая
16
Функция вида y = ax2 + bx + c, a≠ 0, называется…, ее графиком является…
Квадратичной, парабола
17
Функция видаy k/x, x≠ 0, называется…, ее графиком является…
Обратной пропорциональностью, гипербола
II вариант
№п/п
Задание
Ответ
1
Что значит решить уравнение
Найти корни уравнения или доказать, что в уравнении корней нет
2
Найдите корни уравнения 0х = 15,3
Корней нет
3
Найдите корни уравнения 3х + 9 = 0
-3
4
Найдите корни уравнения х2 – 4х = 0
0; 4
5
Найдите корни уравнения х2 + 16 = 0
Корней нет
6
Найдите корни уравнения х2 + 4х + 4 = 0
-2
7
Для чего нужен дискриминант
Для решения полных квадратных уравнений
8
Назовите условие, при котором в квадратном уравнении 2 корня,
один корень,
нет корней
D>0
D=0
D<0
9
В каком случае корни квадратного уравнения будут иррациональными числами
Если - иррациональное число
10
Верно ли записана формула корней квадратного уравнения х =
Неверно, правильный ответ х =
11
Когда квадратное уравнение считают приведенным
Если в нем a=1
12
Заполните пропуски в стихотворении:
О свойстве корней теорема …
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе …, в знаменателе – «a».
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда.
В числителе …, в знаменателе - …
Виета
c
-b; a
13
Угадайте корни уравнения с помощью данной теоремы:
х2 – х – 6 = 0
х2 + 5х – 6 = 0
х2 + 2004х – 2005 = 00
-х2 + 8х – 12 = 0
-2; 3
-6; 1
-2005; 1
2; 6
14
Перечислите способы решения уравнений
Графический и аналитический
15
Функция вида y = ax + b называется…, ее графиком является…
Линейной, прямая
16
Функция вида y = ax2 + bx + c, a≠ 0, называется…, ее графиком является…
Квадратичной, парабола
17
Функция видаy k/x, x≠ 0, называется…, ее графиком является…
Обратной пропорциональностью, гипербола
- Постановка цели занятия перед учащимися, объявление темы урока.
(Показ слайда, учащиеся отражают тему урока в тетрадях)
- Практическая работа на построение графиков изученных функций и применение их для решения уравнений, систем уравнений. На стенде к уроку висят справочные таблицы с порядком построения графиков отдельных функций, однако на них учитель не указывает. Слабоуспевающие дети, как правило, используют их в работе на уроке.(Данные таблицы приведены в конце)
- Построение графика линейной функции вида y = kx + b;
- Построение графика квадратичной функции y = ax2 + bx + c, a ≠ 0;
- Построение графика обратной пропорциональности y = k / x, x ≠ 0;
- Решение конкретных уравнений графическим способом (Приложение 2).
- Построение графика линейной функции вида y = kx + b
График линейной функции – прямая, прямую строят по 2-м точкам (см. аксиому геометрии)
Например, y = -2x + 3
x
0
2
y
Постройте данную прямую на координатной плоскости в рабочих тетрадях.
- Построение графика квадратичной функции y = ax2 + bx + c, a ≠ 0
График квадратичной функции - …, кривая, поэтому надо иметь для построения много точек, более трех.
- Например, y = (x – 2)2 + 1. Используем обычную параболу y = x2 Сдвинем ее на 2 единицы вправо, затем на единицу вверх.
Постройте данную параболу в рабочих тетрадях.
- Например, y = x2 - 6x + 8.
- = …, а < 0 или а > 0, ветви параболы направлены …
Вершина параболы
- в = , т.е. xв = …, yв = …
Дополнительные точки
x
- в – 2
- в – 1
- в
- в + 1
- в + 2
y
- в
Заполните таблицу, постройте данную параболу в рабочих тетрадях
- Построение графика обратной пропорциональности y = k / x, x ≠ 0
График данной функции - …, кривая, поэтому надо иметь для построения много точек (более 5).
- Например, y = 4 / x.
- ≠ …
x
y
Заполните таблицу, постройте данную гиперболу в рабочих тетрадях в той же системе координат, что и параболу.
Дополнительно: Как изменился бы график, если бы он был задан формулами
- = 4 / (x + 3) – 2, y = 4 / (x - 4) + 3?
Пересекаются ли парабола и гипербола? Можно ли утверждать, что абсцисса точки пересечения есть корень уравнения
- 2 - 6x + 8 = 4 / x ? x ≈ …
Дополнительно: В чем недостаток графического способа решения уравнений? – (громоздкость, неточность).
- Повторение алгоритма аналитического способа решения уравнений (памятка для учащихся, имеющих трудности в обучении).
Памятка для решения квадратных уравнений (любых)
- Выписать a, b, c
- Найти по формуле дискриминант
- Найти корни уравнения по формуле корней
Памятка для решения квадратных уравнений (с четным b)
- Выписать a, b, c
- Найти по формуле дискриминант, деленный на 4 (D1)
- Найти корни уравнения по частной формуле корней через D1
Памятка для решения приведенных квадратных уравнений способом подбора по теореме, обратной теореме Виета
- Записать сумму корней и их произведение на основе теоремы x1 + x2 = ; x1 ? x2 =
- Угадать корни квадратного уравнения, обладающие выше перечисленными свойствами
Памятка для решения рациональных уравнений
Биквадратных
- Ввести новую переменную (y = x2)
- Решить как обычное квадратное уравнение с переменной y
- Вернуться к исходной переменной, решив уравнения y = x2
Рациональных
- Разложить все знаменатели дробей на множители
- Избавиться от деления умножением на общий знаменатель всех дробей, при этом учесть ОДЗ
- Решить целое уравнение и проверить корни с учетом ОДЗ
Распечатанные памятки можно предложить учащимся, которые претендуют на «3»
- Разноуровневая самостоятельная работа
Решить квадратные уравнения аналитически:
а) желательно с помощью теоремы, обратной теореме Виета х2 – 2х - 63 = 0
б) с помощью дискриминанта
3х2 – 8х – 3 = 0
в) наиболее рациональным способом
3х2 + х = 0 и 5х2 – 10 = 0
Решить квадратные уравнения аналитически:
а) желательно с помощью теоремы, обратной теореме Виета х2 – 11х + 6 = 0
б) с помощью дискриминанта
4х2 + 3х – 1 = 0 и 5х2 + 12х + 4 = 0
в) наиболее рациональным способом
(2х – 5)(2 + х) = 0 и х2 – 2х = 0
Решить рациональное уравнение методом введения новой переменной
х4 – 10х2 + 21 = 0
Решить рациональное уравнение
3х4 – 8х2 - 3 = 0 и + =
Решить уравнение =
Прочитайте задачу
Лодка проплыла от одного причала до другого, расстояние между которыми 25 км, и вернулась обратно. На путь по течению лодка затратила на 1 час меньше, чем на путь против течения. Найдите скорость течения реки, если собственная скорость лодки 8 км/ч.
Обозначьте буквой х скорость течения реки ( км/ч) и составьте уравнение по условию задачи
- Домашнее задание (разноуровневое) – с учетом выбора учащимися. Подведение итогов урока
Выводы о проделанной работе, самооценка эффективности учебной деятельности учащимися на уроке как среднее арифметическое за 3 вида самостоятельно выполненных заданий.
Спасибо за урок, за вашу работу на уроке.