Тема: «Общие методы решения уравнений».
Учитель: Смольникова Венера Машуровна
Цель:
- Повторить и расширить сведения об уравнениях и способах их решения;
- Формировать умения выполнять обобщения и конкретизацию, правильно отбирать способы решения уравнений;
- Развивать качества мышления, гибкость, целенаправленность, рациональность, воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
- учить осуществлять исследовательскую деятельность;
- продолжить формирование психологической готовности учащихся к применению имеющихся знаний в заданиях ЕНТ.
- Воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища; ответственность.
Задачи:
- Продолжить работу по формированию умения решать уравнения.
- Подготовить к ЕНТ.
- Развивать и совершенствовать культуру математического труда, математическую речь.
- Воспитывать умение объективно оценивать свои знания (оценивать чужой ответ).
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения,
самообразования, самовоспитания.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- групповая
Методы обучения:
- по источнику приобретенных знаний:
- словесный
- практический
- наглядный
- по уровню познавательной активности:
- проблемный
- поисковый
Планируемый конечный результат:
Учащиеся знают алгоритмы методов решения уравнений (замена уравнения h(f(x))=h(g(x)) уравнением f(x)=g(x),метод разложения на множители, метод введения новой переменной.
При решении уравнений аргументировано выбирают наиболее удобный способ решения.
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов:
Знание теоретического материала (умение устно ответить на поставленные вопросы)
Умение решать уравнения различными способами.
Ход урока:
Эпиграф:Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. Эйнштейн А.
- Организационный момент:
- Актуализация опорных знаний. Сегодня на уроке мы с вами повторим основные методы решения уравнений, выполним работу в группах.
С учетом подготовки учащихся возникла необходимость повторения теоретического материала.
Фронтальный опрос проводился по следующим вопросам:
– какие уравнения называются равносильными?
– что можно сказать о корнях равносильных уравнений?
– что называют областью допустимых значений уравнения f(x) = g(x)?
– какие способы решения уравнений вы знаете?
(Должны прозвучать ответы:
1) два уравнения называются равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
2) корни равносильных уравнений совпадают.
3) областью допустимых значений (ОДЗ) уравнения f(x) = g(x) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения f(x) и g(x).
4) графический метод и аналитический: вынесение общего множителя за скобки, введение новой переменной, сведение к простейшему путем тождественных преобразований.
Учитель: “Когда возникает необходимость в проверке полученных корней уравнения?”
(Должен прозвучать ответ: если при решении уравнения, мы на каком-то шаге выполняем преобразования без учета ОДЗ (вводим новую переменную, возводим в квадрат или четную степень, освобождаемся от знаменателя (умножаем на общий знаменатель), сокращаем на общий множитель.)
Совместно выбираются критерии оценок.
Критерии
1
2
3
4
Правильность, рациональность решения
Оформление
Презентация
Устная работа
27 баллов – «5»
22-26баллов – «4»
17 -21 баллов – «3»
3.Устная работа (разминка) (слайд3)
- Какое из уравнений линейное?1
- Какое уравнение имеет множество корней? 3,4
- Какое уравнение имеет не имеет решений? 2
- Какое из уравнений не является квадратным? 3
- Какое из уравнений является неполным? 1
- Найти корни уравнения 2в. 2,3
- Какое уравнение решается методом введения новой переменной? 3
- Какое уравнение имеет единственный корень? 4
- Какое уравнение решается методом разложения на множители? 1
- Чему равен корень уравнения 3с?1
- Какие уравнения не имеют корней? 1,4
- Какое уравнение иррациональное? 2
4.Переформирование групп по уровням.
Учащиеся работают самостоятельно, могут воспользоваться карточками – информаторами разного уровня.
5.Переформирование групп в первоначальный состав.
Учащиеся объясняют членам группы свой метод решения.
6.Презентация решения уравнений.
А: 73x = 343 64х = 4
73x = 73
3x=3
X =1
В: 72x – 10 =3· 7x lg2x – 4lgx – 12 = 0
72x – 3· 7x - 10 = 0
7x = z
Z2 – 3z – 10 = 0
Z1 = 5 z2 = - 2
7x = 5 7x = - 2
X = log7 5 корней нет
С: lg2x = lgx 32х + 2 + 32х = 30
lg2x – lgx = 0
lgx (lgx - 1) = 0
lgx = 0 lgx – 1 = 0
X = 1 lgx = 1
X = 10
Д: lg (x + √5) = - lg (x - √5) log3 (1 – x) = 2
lg (x + √5) + lg (x - √5) = 0
lg((x + √5) · (x - √5)) = 0
lg (x2 - 5) = 0
x2 - 5 = 1
x2 = 6
x1 = √6 x2 = -√6 - посторонний корень
7.Подведение итогов.
32х + 2 + 32х = 30
- 2x – 4lgx – 12 = 0
8.Рефлексия.
- Что было интересного?
- Что я узнал, чему научился?
- Что мне было трудно?
- Что ещё хотел бы узнать?