Tема: «Обобщающее повторение формул сокращенного умножения» Цели: Создание условий для систематизации и обобщения знаний формул СУ; Закрепление умения применения формул СУ. Задачи: повторить умение и навыки применения формул сокращенного умножения; контроль знаний; развивать интерес к математике; умение преодолевать трудности при решении примеров; умение общаться друг с другом; воспитывать сознательное отношение к учебе. Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Вызов, мотивация. - Ребята, мы в этом году посвятили очень много времени на изучение темы «Формулы сокращенного умножения». Значит, какова цель сегодняшнего урока. Постановка цели и задач урока. Сегодня мы проводим урок в виде соревнования команд. Соревнование будет проходить поэтапно. В ходе урока, мы покажем все свои знания и умения по этой теме. На вашем столе лежит оценочный лист, в котором капитаны будут записываться результаты ваших действий на каждом этапе. I Этап. «Разминка» Проверяется знание формул. Найти рассыпанные формулы. 1) (а+b)² 2) (а-b)² 3) (а-b)(а+b) 4) а²-b² ; 5) a2+2ab+b2; 6) a2–2ab+b2 Оцените свои знания. II Этап. «Масс – старт»- гонка с общего старта. На XXII олимпийских играх наши мужчины в командной гонке заняли 2 место. На этом этапе каждый участник команды решает карточку, капитан после того, как решит свою карточку помогает остальным. (2a+b)² | (3a–c)² | (8x+y)² | (7x–2)² | (12a2+3b3)²
| (3–x)² | (4+b)² | (x–1)² | (3+a)² | (18a4–25b5)(18a4+25b5) | (4a2+3b2)² | (2a2–b3)² | (4a2–5b)² | (8a2–b2)² | | (a2–5b)(a2+5b) | (a–3b2)(a+3b2) | (6–x2)(6+x2) | (5–x2)(5+x2) | |
III Эстафета. Во время сочинской олимпиады наша мужская сборная по биатлону(Шипулин, Малышко, Устюгов, Волков) в эстафетной гонке заняли 1 место, а женская сборная в том же виде спорта заняла 2 место. По-цепочке, учащиеся выполняют задания на применение формул сокращенного умножения. Упростите
| (a+1)(a2–a+1)+1 | (a+2)(a2–2a+4)–a3 | (2a+1)(4a2–2a+1)–1 | (a+3)(a2–3a+27)–a3 | (2a+3)(4a2–6a+9)–27 | (2x+1)2–4x | (3x+1)2–1 | (4x+3)2–9 | (2x+3y)2–4x2 | (8x+1)2–1 | (2a–3)(4a2+6a+9) –8a3 | (3a–4b)(9a2+12a+16b2) +64b3 | (a–9)(a2+54a+81) –a3 | (3a–b)(9a2+3a+b2) –b3 | (3a–2)(9a2+6a+4) +8 | (3x+7)2–49 | (5x+6y)2–25x2 | (4x+5y)2–20xy | (4x+7)2–56x | (10x+7)2–49 | IV Бобслей - двойка. Наш экипаж, Александр Зубков и Алексей Воевода, впервые на олимпиаде в Сочи стали чемпионами. Две пары по два участника решают задания, капитан помогает. Найдите значение выражения, если b= –2 | (b2–2b3+b4) : (–b2) | (–b7–b6+b5) : b5 | (b–1)(b+1)+2 | (b+1)2–b2 | V Биатлон. Евгений Гараничев, представлявший Россию во время состязания по биатлону на 22 олимпийских играх стал бронзовым призером. Капитан выбирает мишень из 7 возможных, и решает уравнение на выбранный балл. Решите уравнение. 10: 2(x–1)(x+2)=(x–3)(x+1)+(x–1)(x+1) (x= –2) 9: 2(x–1)(x+2)=(x–3)(2x+1) (x= ) 8: 2(x–1)(x+2)= 4+2x (x=2; –2) 7: 2(x–1)(x+2)=2x2 (x=2)
Остальная команда раскрывает скобки в выражениях по формулам. VI Этап. Хоккей. (дополнительное задание) Задание на сообразительность. Забейте гол вратарю, заполните верно таблицу. | Квадрат суммы | Квадрат разности | Сумма квадратов | Разность квадратов | a2+b2 | | | | | a2–b2 | | | | | (a+b)2 | | | | | (a–b)2 | | | | | VII Этап. Итоги соревнования. Рефлексия. |