Урок № 3 Дата проведения_______________ Тема: Отрезок. Сравнение отрезков Цели: сформировать у учащихся понятие отрезка, научить строить отрезок, сравнивать отрезки. Оборудование: циркуль, линейка, цветные мелки. Ход урока I. Подготовка к восприятию новой темы. 1. Повторить хором латинский алфавит (он дан учителем на отдельных листочках). 2. Напомнить о технике безопасности пользования циркулем, треугольником. II. Изучение нового материала. Учитель объявляет тему урока, записывает её на доске, а учащиеся в тетрадях. Одновременно выполняют работу учитель у доски, а учащиеся в своих тетрадях: 1. Возьмите произвольно две точки (изобразить синим мелом). 2. Обозначим их буквами С и F (названия букв желтым мелом). 3. Приложим линейку к точкам и проведем отрезок (проводится красным мелом). 4. Вопросы учителя: Как вы думаете, как эта фигура называется? Правильно, CF – отрезок (записывается на доске и в тетрадях). Как называются точки С и F? (Обязательно кто-то из учеников догадается). Да, ты прав. Запись: «С и F – концы отрезка CF». 5. Соединим точки С и F другими линиями. Будут ли эти линии отрезками? Ведь между двух соседних точек Отрезок – самый краткий путь. Иначе слишком много точек Необходимо обогнуть. 6. Сколькими отрезками можно соединить две точки? Этот вывод вы можете найти в учебнике на с. 10. Прочитайте его (несколько человек по очереди читают), запишите это в тетради. 7. Работа по учебнику. а) Рассмотрите рис. 1. Какая фигура изображена на рисунке? Назовите концы этого отрезка. б) Внимательно рассмотрите рис. 2. На нем изображен отрезок КМ. Чем отличается положение точки О и точки Е? Говорят: «Точка Е лежит на отрезке КМ», «Точка Е принадлежит отрезку КМ», «Точка Е лежит между точками К и М», «Точка О не лежит на отрезке КМ», «Точка О не принадлежит отрезку КМ». в) Что вы скажете про точку Р? III. Физкультминутка. 1. Аккуратно положите свои инструменты, ручку. 2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз. 3. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнить 6 раз). 4. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 6 раз). IV. Продолжение объяснения нового материала. 1. Учитель на доске чертит несколько различных отрезков, среди них есть равные, например АВ и MN. 2. При помощи циркуля убеждаемся, что отрезки равны, математически это записывается так, АВ = MN. 3. Работа с книгой: рис. 3. Выясняется, что отрезок ЕН короче отрезка EF (ЕН < EF), а отрезок EF длиннее отрезка ЕН (EF > EH). V. Закрепление. 1. Выполнить № 30 (один ученик выполняет на доске, остальные в тетради). 2. Выполнить № 31, 32 (устно), № 34. 3. Выполнить № 52 (повторение пройденного). VI. Итог урока. 1. Что нового узнали на уроке? 2. Учитель задает учащимся первые четыре вопроса (с. 12). 3. «А ну-ка, смекни!»: из спичек составлено равенство, которое неверно. Как переложить одну из спичек, чтобы получилось верное равенство? VI – IV = XI. 4. Сообщить оценки учащимся за урок. VII. Домашнее задание: п. 2, с. 10, № 56, 65, 66 (записать в тетради только ответы). Повторить: латинский алфавит и единицы длины. Занести в математический словарь: отрезок.