Тип урока: комбинированный
Образовательные цели урока:
- Назвать определения географической оболочки, природного комплекса
- Продолжить формирование представлений о связи компонентов природы
- Объяснить причины зональности, назвать существенные признаки широтной зональности и высотной поясности
- Изучить природные комплексы своей местности
Развивающие цели урока:
- Развитие познавательного интереса к предмету, логического мышления, умения отбирать нужный материал, работать с различными источниками информации. Разработать собственный проект о том,как можно использовать зону тайги человеком.
Воспитательные цели урока:
- Экологическое воспитание
- Любовь к родному краю
Педагогические технологии, которые применяются в учебном процессе урока:
- Проблемное обучение
- Проектный метод обучения
- Исследовательские методы обучения
- Обучение в сотрудничестве
- Здоровьесберегающие технологии
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
- Изучение нового материала.
- Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли.
- Природные комплексы суши и океана.
- Природные комплексы своей местности.
- Широтная зональность и высотная поясность.
- Закрепление
- Домашнее задание
- Литература
- Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Выбираются ученики, которые представляют компоненты природы: климат, воды, почвы, растения, животные, рельеф, горные породы. «Компонент» - латинское слово, состовная часть целого. Предлагаю участникам (компонентам) взяться за руки. Сейчас климат, рельеф, горные породы, растения, животные, воды образовали «природный комплекс». Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сочетание».
Природный комплекс – это сочетание компонентов природы: горных, пород, воды, воздуха, организмов.
В любой точке земного шара, в любом месте нашей страны в определенный отрезок времени все компоненты природы находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны. В результате взаимодействия возникают природные территориальные комплексы (ПТК).
ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
- Изучение нового материала.
- Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли.
В 30-е годы XX века академик А.А. Григорьев разработал учение о географической оболочке. Географическая оболочка уникальна, ее нет ни у одной из планет Солнечной системы. В ней протекают сложные процессы, которые могут быть нарушены космическими силами, человеческой деятельностью.
Что же такое географическая оболочка?
Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка – наш дом. Резких границ географическая оболочка не имеет. Ученые считают ее мощность составила в среднем 55 километров. По сравнению с размерами Земли – Это тонкая пленка.
Все оболочки планеты, которые мы изучали в этом году, тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют географическую оболочку.
Географическая оболочка подразделяется:
На природные комплексы материков. На каждом материке есть более мелкие ПК – это природные зоны (арктическая пустыня, тайга, тундра и т.д.). Примерами более мелких комплексов служат, например, овраги, речные долины, холмы.
На природные комплексы океанов (Тихий, Индийский, Атлантический океаны...) Менее крупные ПК– моря, заливы проливы. Мелкие природные комплексы – это ПК поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.
- Природные комплексы суши и океана
Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, и животного мира.
Природная зона - это крупный природный комплекс, так как все компоненты природы (климат, рельеф, воды, почвы, растительный и животный мир) тесно взаимосвязаны.
Например пустыня.
- Каков климат пустыни? (сухо, жарко, мало осадков)
- Назовите растения пустыни. (Верблюжья колючка, солянка, дерево саксаул, джизгун, полынь )
- Как приспосабливаются растения к жизни в пустыне? ( длинные корни, листья заменены на колючки)
Проблемная ситуация.
- Почему на саксауле за один год образуются несколько годовых колец? (Образование колец связано с количеством дождливых дней)
- Какие животные обитают в пустыне? (ящерицы, змеи, верблюды)
- Как приспосабливаются животные к условиям обитания? Из-за жаркого климата животные приспособились к нехватке воды и высоким температурам. (экономное расходование воды организмом, спячка в летний период, норы)
Проблемная ситуация.
Верблюд экономит воду и поэтому язык всегда держит за зубами, а не высовывает как это делает в жару собака. После недельного перехода по пустыне его горбы свисают на бок.
- Почему после недельного перехода по пустыне его горбы свисают на бок? (горб верблюда – это жировые отложения «кладовая», которая помогает верблюду долгое время обходиться без воды и пищи. Из 100 граммов жира при расщеплении молекул образуются 107 граммов воды. Вот где есть запасы воды).
Из-за сухого климата, скудной растительности почва в пустыне неплодородная.
- Какая взаимосвязь существует между природными компонентами пустыни? (все компоненты взаимосвязаны)
Проблемная ситуация.
Используя таблички с названиями природных зон, распределите их в последовательности, на одном из материков. (Евразия) Из предложенного набора табличек с названием природных зон ученик выбирает нужные и прикрепляет их на карте материка.
- Чем вызвана смена природных зон с севера на юг?
- Что является главной причиной смены природных зон?
В мировом океане то же существуют природные зоны. Они отличаются водными массами, органическим миром и др.
Здоровьесберегающие технологии
Физминутка
- Природные комплексы своей местности.
Более крупные природные комплексы нашей местности – тайга и болото.
Исследовательские методы в обучении.
Исследовательский характер – одна из главных особенностей урока – экскурсии.
Урок – экскурсию по изучению природных комплексов мы провели в 6 классе при изучении темы «Природный комплекс», составили полное описание природного комплекса тайги и болота.
Обучение в сотрудничестве.
Класс делится на две равные команды. План описания природного комплекса и действия едины для всех членов команды. Первая команда описывает тайгу, а вторая команда – болото (рядом с нашей школой через дорогу расположено болото, а тайга хорошо выражена по долине реки Черная).
План описания:
- Географическое положение зоны тайги и болота.
- Описание каждого природного комплекса.
- Описание рельефа (какая форма рельефа, открытая или закрытая местность).
- Какая растительность? (Виды растений)
- Какие животные?
- Какие почвы?
- Влияние на природный комплекс хозяйственной деятельности человека.
- Выявление связи между компонентами природы.
Выводы сформулированные первой командой записывают все учащиеся класса:
- Тайга расположена к северо – востоку от нашего города вдоль реки Черная.
- Описание тайги
- Форма рельефа – равнина. Местность закрытая: растут высокие деревья, расположены они близко друг к другу.
- Растут ель, сосна, береза, преобладают сосны.
- Обитают белки, в поисках корма приходят лемминги, зайцы, птицы. Вдали от лесов, имеющих природоохранное назначение, в тайге обитают бурые медведи (в этом году они появлялись в черте города), лисица, волк др.
- Почвы имеют цвет золы, называются подзолистые.
Проблемная ситуация.
- Почему почва имеет цвет золы, а не черный цвет, как чернозем? Чернозем - более плодородная почва. (в зоне тайги выпадает много осадков, преобладание осадков над испарением обуславливает промывание почвы)
- В лесу люди отдыхают, собирают грибы, ягоды. Некоторые засоряют лес
Нужно бережно относиться к природе, любить и охранять ее.
- Все перечисленные компоненты взаимосвязаны. Они сформировались в условиях умеренного климата, холодной зимы, сравнительно теплого лета, избыточного увлажнения.
- Широтная зональность и высотная поясность.
По картам определите смену природных зон от экватора к полюсам по меридиану 30о восточной долготы; Установите связь с климатическими поясами и областями земли.
Проблемная ситуация
- Почему меняются природные зоны от экватора к полюсам?
Природные зоны закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения. Такую смену природных зон называют широтной зональностью.
Смена природных зон происходит не только на равнинах, но и горах – от подножия к их вершинам. Смена высотных поясов в горах происходит значительно быстрее, чем смена зон на равнинах. Первый высотный пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находиться гора. Закономерность такова: чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше высотных поясов и они разнообразнее.
Смена высотных поясов в горах Кавказа
- Как и почему происходит смена поясов с высотой
- Закрепление.
Закончите предложения:
- Географическая оболочка – это …
- Природный комплекс – это …
- Природная зона – это …
- Широтная поясность – это …
- Высотная поясность – это …
- Домашнее задание.
- Разработать собственный проект о том, как человек может использовать зону тайги.
- Географическое положение.
- Что дают человеку растения тайги?
- Что дают человеку животные?
- Тайга – зона отдыха и туризма.
- Вторая команда учащихся формулирует выводы к итогам своей исследовательской работы.
Литература
- Душина И.В. География наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 20011. – 384 с.: ил., карт. ISBN 5 – 7107 – 7229 - 1
- Бударникова Л.В. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов» / сост. Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2012. –
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978 – 5 -94665 – 762 – 4
- География. Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения. Издательский дом «Первое сентября»