Требования к современному уроку изменились. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится мой урок открытия нового знания для 6 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие пропорции. Урок в 6 классе.»
Тема: «Понятие пропорции»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) формировать способность к построению нового понятия и свойства, используя имеющиеся знания; умение использовать разные способы для определения, является ли равенство пропорцией; умение записывать, читать пропорции разными способами;
2) повторить «перекрёстное правило», решение задач на отношение.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1) задания для актуализации знаний:
№ 1. 25 + 13 = 50 – 12;
№ 2. 2 = a – 84;
№ 3. 3 : 4 = 6 : 8;
№ 4. ;
№ 5. 5 : b= 4 · 53;
№ 6. = 1 : 3.
3 : 4 = 6 : 8;
;
= 1 : 3.
2) образец выполнения задания в парах:
№ 58. 0,2 : 3 = 3 : 50.
№ 60 (а, б) а) 9 : 1 = 18 : 2
Крайние члены: 9 и 2; средние члены: 1 и 18.
9 2 = 1 18; 18 = 18.
б) Крайние члены: 1 и 12; средние члены: 4 и 3.
1 12 = 4 3; 12 = 12.
3) образец выполнения задания на этапе повторения:
№62
а)
2 : 5 = 8 : 20;
5 : 2 = 20 : 8;
20 : 5 = 8 : 2;
2 : 8 = 5 : 20.
б)
18 : 3 = 24 : 4;
3 : 18 = 4 : 24;
4 : 3 = 24 : 18;
18 : 24 = 3 : 4.
в)
4,5 : 9 = 6 : 12;
9 : 4,5 = 12 : 6;
12 : 9 = 6 : 4,5;
4,5 : 6 = 9 : 12.
г)
= 0,2 : 1;
Раздаточный материал:
1) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
а) 4 : = 5 : 1,5
Первый способ
4 1,5 = 5;
6 = 6 (В)
Второй способ
4 = 50 : 15;
= ;
(В)
– пропорция ad = dc
Найти каждое отношение. Использовать алгоритм деления обыкновенных дробей и алгоритм деления десятичных дробей.
б)
Первый способ
9 0,01 = 10 0,9;
0,09 = 9 (Н)
Второй способ
0,9 = 90 (Н)
– пропорция ad = dc
Найти каждое отношение. Использовать алгоритм деления десятичных дробей.
в) 7 : 14 =
Первый способ
7 = 14 ;
28 = 18 (В)
Второй способ
;
;
(В)
– пропорция ad = dc
Найти каждое отношение. Использовать алгоритм деления обыкновенных дробей.
г) ;
Первый способ
3 = 2,5 4;
10 = 10 (В)
Второй способ
;
;
(В)
– пропорция ad = dc
Найти каждое отношение. Использовать алгоритм деления обыкновенных дробей и алгоритм деления десятичных дробей.
2) карточка для этапа рефлексии:
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: отношения;
3) мотивировать к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении.
– Какими темами вы занимались на предыдущих уроках? (Отношениями, решали задачи на масштаб.)
– Приходилось ли вам сталкиваться с равенствами двух отношений? (Да, при решении уравнений, задач на масштаб.)
– Много ли существует задач, которые решаются с помощью отношений величин? (Да, задачи на нахождение скорости, времени, производительности, масштаба.)
– Сегодня вы продолжите работать над отношениями и узнаете много нового, как вы это будете делать?
- По какому плану вы будете работать?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и сформировать новые понятия: понятие, упрощение и нахождение отношений;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания: анализ, сравнение, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Каждое задание учащиеся выполняют на планшетках или в тетрадях. При обсуждении результатов в случае появления ошибок учащиеся, которые их допустили, комментируют способ получения своих результатов.
На доске карточки для актуализации знаний (Д-1).
- Вычислите: ; . (15; 31.)
- Что вы использовали при выполнении задания? (Алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число и алгоритм смешанного числа на натуральное число.)
- Упростите отношение: ; . ( .)
- Данные равенства разделите на две группы:
№ 1. 25 + 13 = 50 – 12;
№ 2. 2 = a – 84;
№ 3. 3 : 4 = 6 : 8;
№ 4. ;
№ 5. 5 : b= ;
№ 6. = 1 : 3.
Из предложенных учащимися групп выбрать те, где выделены равенства отношений, остальные стереть.
На доске карточка с равенствами:
№ 3. 3 : 4 = 6 : 8;
№ 4. ;
№ 6. = 1 : 3.
- Что вы повторили?
- Каким следующий шаг будет в вашей работе?
- С какой целью вы будете работать с пробным заданием?
- Назовите номера равенств отношений, которые являются пропорциями.
- Что нового в задании?
- Сформулируйте цель урока. (Научиться из равенств отношений находить пропорции.)
- Сформулируйте тему урока. (Пропорции.)
- Выполните задание.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать номера равенств отношений, которые являются пропорцией.)
- У кого есть ответы, покажите их мне.
Учитель смотрит результаты, в случае отсутствия правильных ответов фиксирует это и просит опустить планшетки, у кого ответы неправильные.
- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно выбрать равенства, которые являются отношениями.)
Если будут учащиеся, у которых ответы будут правильными, спросить их, каким эталоном они воспользовались при выполнении задания.
- Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем предъявить эталон, который использовали при выделении из равенств отношений, которые являются пропорциями.)
- Что дальше необходимо сделать? (Надо остановиться и подумать, где и почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание вы должны были выполнить? (Записать номера равенств отношений, которые являются пропорцией.)
- Что вы использовали при выполнении задания? (…)
- В каком месте у вас возникло затруднение? (…)
- Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет определения понятия пропорции.)
- Что теперь необходимо сделать? (Надо сформулировать цель деятельности, определить, по какому плану надо работать, чтобы достичь поставленной цели.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать построение проекта выхода из затруднения:
- учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);
- учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
- учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);
- учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель деятельности. (Построить понятие пропорции.)
- Вы правильно сформулировали тему урока?
- Как вы будете достигать цели урока? (Проанализируем данные равенства, найти закономерность, построить определение.)
- Что теперь вы будете делать? (Мы будем реализовать построенный план, чтобы достичь, поставленной цели.)
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодолениязатруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Работать вы будете в группах, чтобы ваша работа была продуктивной, я вам помогу: анализируя равенства, найдите признак, по которому их можно разбить на две группы и дайте определение равенствам одной из групп.
Группы работают 3 минуты, представитель одной из групп озвучивает результат работы, остальные группы работают на дополнение.
Результат работы групп.
Равенства можно разбить на группы: группа 1 (№ 3. 3 : 4 = 6 : 8; № 4. ); группа 2 (№ 6. = 1 : 3).
Основание разбиения: истинность и ложность равенств.
В первой группе – пропорции.
Определение пропорции: истинное равенство двух отношений.
После выступление групп на экране всем классом разбираем карточки с сайта учи.ру
Коротко записываем в тетрадь, что такое пропорция, средние и крайние члены и основное свойство пропорции.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Вы знаете, что надо уметь делать грамотный перевод с русского языка на математический и обратно, для того, чтобы потренироваться в этом я предлагаю выполнить № 57, при выполнении которого вы узнаете, как можно читать пропорции.
крайние члены пропорции: 36 и 5; крайние члены пропорции: 2 и 15;
средние члены пропорции: 20 и 9. средние члены пропорции: 10 и 3.
- Сколькими способами можно прочитать пропорцию?
№№58, 60.
Задания выполняются в парах и проверяют правильность выполнения задания по образцу (Д-2).
- Что теперь вам необходимо сделать?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом);
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Для самостоятельной работы я предлагаю выполнить № 61 (два на выбор).
После выполнения работы учащимся раздаются эталоны для самопроверки (Р-1).
- Что вы использовали для выполнения задания? (Определение пропорции, основное свойство пропорции, умение находить значения отношений.)
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- Где у вас возникло затруднение?
- Почему у вас возникло затруднение?
- Кто задание выполнил без ошибок?
- Какой вывод вы можете сделать, поработав самостоятельно?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: использование понятия пропорции;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: решение задач на отношение.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№62.
Данное задание целесообразно предложить выполнить в группах (каждой группе предлагается одно задание).
Работа проверяется по образцу (Д-3). Анализируются и исправляются допущенные ошибки.
- А теперь я предлагаю повторить решение задач на масштаб, решение этой задачи поможет вам сделать новые открытия на следующем уроке.
№70 (1)
Один ученик работает у доски с комментарием.
3 : 5 = х : 8;
3 8 = 5х;
24 = 5х;
х = 24 : 5;
х = 4,8
Ответ: на копии размер отрезка 4,8 см.
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что использовалось при введении новой терминологии?
– Какие знания вам помогли в работе?
- Какую цель вы ставили?
- Вы достигли поставленной цели?
– Оцените свою работу на уроке.
Учащиеся работают с индивидуальными карточками (Р-2).
Домашнее задание:
п. 3 (с. 16, 17 до уравнений);
Самостоятельная работа «Пропорции» на сайте учи.ру (задание от учителя)
Вот пример:
Дополнительно (по желанию.): возьмите четыре числа и составьте из них всевозможные пропорции.