Цели урока:
- Ввести понятие « пропорция»; вывести основное свойство пропорции;
- Закрепить новые понятия; научить применять свойство пропорции при решении задач;
- Привить каждому ученику вкус к самостоятельной творческой деятельности.
Оборудование: карточки с заданиями.
Класс делится на 3 группы, каждая группа садится за один стол.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Каждой группе учитель раздает карточки с вопросами, на которые ребята должны ответить.
Работа устная.
Изучение нового материала
Каждая группа получает карточки с заданиями.
Необходимо решить примеры и, используя ответы, узнать окончание фразы.
2,1*1/3 - ш 2/3 :1- - о
3,5*2/7 - н 0,5 /0,3 - я
4,8* 3/8 – и 7/25 : 2 - ц
2,4*1/5 - т 0,5 : 5/6 - р
4- : 9- 4- *1/9- и (0,8+0,2): 5/6- п
¾ : 3 – 0,2 - е
Группа 1
Известно, что результат деления называют частным. Однако для обозначения этого же результата используется и слово……
1/2
0,48
1
1/2
0,7
0,05
1
0
1/20
Группа 2
В математике при решении некоторых задач приходится иметь дело с равенством двух…
0,5
12/25
1
0,5
0,7
1/20
1
0
1,8
Группа 3
Как называется равенство двух отношений вы узнаете, решив примеры и заполнив таблицу….
1
0,6
1/2
1,2
1/2
3/5
0,14
0
1
Давайте заслушаем ответы о проделанной работе.
( заслушиваются ответы)
« Пропорция и ее свойства» - это и есть тема нашего урока, запишем ее в тетрадь и решим устно следующую задачу.
Задача. Чип и Дейл купили сыр. Чип заплатил 100 руб. за 2 кг, а Дейл—150 руб. за 3 кг. Выясните, по одинаковой ли цене был куплен сыр?
Решение:
Чип заплатил за 1 кг. 100: 2 = 50 ( руб.)
Дейл заплатил за 1 кг. 150 : 3 = 50 ( руб.)
Получили : 100 :2= 150 : 3, или по другому:
При решении денной задачи мы составили с вами пропорцию.
Запишем пропорцию в общем виде:
Читается:
А, деленное на в, равно с, деленному на d,
Или
Отношение a к в равно отношению с к d,
Или
a относится к в как с относится к d.
Как вы думаете, где в пропорции крайние и средние члены?
Назовите крайние и средние члены пропорции 100 : 2= 150 : 3.
А что означает слово «пропорция» вы узнаете, решив кроссворд.
( каждой группе дается одинаковый кроссворд)
( ребята решают кроссворд)
Что же означает слово « пропорция»?
(Выслушиваем решение кроссворда)
А сейчас заслушаем историческую справку.
Слово « пропорция» означает « соразмерные», имеющие правильное соотношение частей. Например, размеры модели машины или сооружения отличаются от размеров оригинала одним и тем же множителем, задающим масштаб модели. Пропорции начали изучать а Древней Греции. Греки рассматривали пропорции, составляемые только из натуральных чисел. В 4 веке до н. э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорции решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.
Итак, получите новое задание.
Группа 1.
Верны ли пропорции?
10 : 28= 1/2 : 1,4 3 : 4= 75 : 100
0,6 : 0,7= 1,8 : 2,1 4 : 14= 2/5 : 7/9.
Группа 2.
Заполните пропуски числами, чтобы пропорции были верными:
13 : 18= 26 : __ ; 13 : 18= __ : 54 ;
13 : __= 26 : 54 ; __ : 18= 26 : 54.
Группа 3.
Даны три целых числа: 2, 6 и 8. Используя только эти числа, заполните пропуски в записях так, чтобы получили верные пропорции :
3 : __ = __ : 4 ; __ : 12 = 4 : __ ;
5 : 15 = __ : __ ; __ : __ = 25 : 100.
(задания сдать на проверку учителю которые он проверяет когда ребята делают следующее задание)
ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ.
А сейчас проведем исследовательскую работу. Для этого каждая команда получает задания.
Группа 1.
Дана пропорция 1 : 4= 3 : 12
- Поменяйте местами крайние члены. Будет ли полученная пропорция верной?
Придумайте верную пропорция сами. Поменяйте местами крайние члены. Будет ли полученная пропорция верной? Сделайте вывод.
- Найдите произведение крайних и средних членов пропорции ранее рассмотренных пропорций. Сделайте вывод.
Группа 2.
- Поменяйте местами средние члены пропорции 3 : 4= 9 : 12. Будет ли полученная пропорция верной? Придумайте верную пропорцию сами. Поменяйте местами крайние члены. Будет ли получаться пропорция верной? Сделайте вывод.
- Найдите произведение крайних и средних членов ранее рассмотренных пропорций. Сделайте вывод.
Группа 3.
- Поменяйте местами крайние и средние члены пропорции 8 : 24= 2 : 6.Будет ли полученная пропорция верной? Придумайте верную пропорцию. Поменяйте местами крайние члены. Будет ли пропорция верной?.
- Найдите произведение крайних и средних членов ранее рассмотренных пропорций. Сделайте вывод.
Послушаем отчет о проделанной работе, сделаем вывод.
Подводится итог и формулируется основное свойство пропорции, делается запись на доске:
a : в =с : d, или a *d = в *с, или a /в = с / d.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Решите уравнение по образцу: 17 : 51 = х : 6
- Из 18 т железной руды выплавляют 10 т железа. Сколько тонн железа можно выплавить из 36 т руды?
( Задания выполняются в тетрадях и один показывает решение на доске)
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
- Пункт 2.1
- № 747 ( в, г, д)
- Придумать интересную задачу на тему « Пропорции», можно красочно оформить.