Урок математики по теме «Пропорции». 6 класс
Цель: закрепить умения и навыки решения задач с помощью пропорций.
Задачи:
· Повторить понятия отношения, пропорции, прямой и обратной пропорциональных зависимостей, закрепить навыки нахождения неизвестного члена пропорции; навыки решения задач с помощью пропорций.
· Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
· Развивать логическую смекалку, творческое мышление.
Тип урока:урок повторения и закрепления знаний учащихся.
Формы организации учебной деятельности:
коллективная, индивидуальная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем заниматься обобщением знаний по теме:
«Пропорция».
2. Устная работа.
У меня необычный цветок. На каждом его лепестке написан вопрос по теме:
«Пропорция». С помощью этого цветка я проверю ваши теоретические знания. Вы будете по одному отрывать лепестки и отвечать на вопросы.
1. Что называют отношением двух чисел?
{Частное двух чисел называют отношением этих чисел}
2. Что показывает отношение двух чисел?
{Отношение двух чисел показывает во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго}.
3. Что такое пропорция?
{Равенство двух отношений называют пропорцией}.
4. Как называют числа составляющие пропорцию?
{Числа, составляющие пропорцию, называют членами этой пропорции}
5. Назовите средние и крайние члены пропорции 100:200=4:8.
{Числа 100 и 8 – крайние члены пропорции, а числа 200 и 4 – средние члены}.
6. Сформулируйте основное свойство пропорции.
{Произведение крайних членов равно произведению средних членов}.
7. Какие величины называют прямо пропорциональными?
{Две величины называют прямо пропорциональными, если с увеличением одной из них
в несколько раз, другая увеличивается во столько же раз}.
8. Какие величины называют обратно пропорциональными?
{Две величины, называют обратно пропорциональными, если с увеличением одной из
них в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз}.
3. Письменные задания.
1) Найдите неизвестный член пропорции:
а) 5,4:х=2,7:0,1 б) 10 х в) 4:14=“:х
28 1,4
( а) х?2,7=5,4?0,1 б) 28?х=10?1,4 в) 4?х=14?“
х=0,54:2,7 х=14:28 х=4:4
х=0,2 х=0,5 х=1 )
2) Задача 1. На изготовление 8 деталей требуется 1ƒ грамм серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей?
· О зависимости каких величин идёт речь в задаче? (количество и масса)
· Какая это зависимость? (прямо пропорциональная)
· Составим краткую запись по условию задачи.
Количество Масса
8 деталей 1ƒ грамм
12 деталей х грамм
· Составим пропорцию по условию задачи.
8:12= 1ƒ :х
х ?8=12 ?1ƒ
х=12ƒ :8 ?1
х=1?.
Ответ: для изготовления 12 деталей потребуется 1?.грамм серебра.
Задача 2. Чтобы вывезти товар, прибывший на железнодорожную станцию, потребуется 21 автомашина грузоподъёмностью 2.5 т, Сколько потребовалось бы автомашин грузоподъёмностью 3.5 т
· О зависимости каких величин идёт речь в задаче? (количество и грузоподъёмность)
· Какая это зависимость? (обратно пропорциональная)
· Составим краткую запись по условию задачи.
Количество Грузоподъёмность
21 автомашина 2,5 т
х автомашин 3,5 т
· Составим пропорцию по условию задачи.
3,5:2,5= 21 :х
х ?3,5=2,5 ?21
х=2,5 ?21:3,5
х=15
Ответ: для вывоза товара потребуется 15 автомашин.
4. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Молодцы. Садитесь.
4. Тестовая работа.Фамилия, имя_____________________________
Вариант 1
1. Выразите отношение 96:64 в процентах.
А. 150% Б. 125% В. 120% Г. 105%
2. Найдите отношение 20 минут к 2 часам
А. 1:6 Б. 10:1 В. 1:10 Г. 6:1
3. Найдите неизвестный член пропорции 3:8=х:3,2
А. 1,2 Б. 0,4 В. 2,4 Г. 5,4 Фамилия, имя_____________________________
Вариант 2
1. Выразите отношение 108:90 в процентах.
А. 150% Б. 125% В. 120% Г. 105%
2. Найдите отношение 3 часов к 30 минутам
А. 1:6 Б. 10:1 В. 1:10 Г. 6:1
3. Найдите неизвестный член пропорции 3,6:х=9:6
А. 1,2 Б. 0,4 В. 2,4 Г. 5,4
5. Творческая минутка.
· В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие
прямую и обратную зависимость. Например:
1) Как аукнется, так и откликнется.
2) Чем выше пень, тем выше тень.
3) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.
4) И готово, да бестолково.
· Где ещё мы встречаемся с понятием пропорция?
1). На уроках истории и географии (карты - масштаб)
2). На уроке труда (чертёж выкройки, приготовление блюд - продукты в определённом отношении)
6. Итог урока.
Ну а теперь подведём итог урока.
Сегодня на уроке мы работали творчески и дома продолжим творческую работу. Дома вы составите 2 задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости. На ваших столах лежат кружки, изображающие различное настроение:
У меня от урока вот такое настроение. А у вас?
Приклеите эти кружочки в свою тетрадь.
На этом наш урок закончен.