Даный урок будет полезен для учителей работающих по технологии проблемного обучения. Ставится три проблемные задачи для нахождения площади прямоугольного, остроугольного и тупоугольного треугольника. Так же проводится работа на уроке в парах, самостоятельная работа. Рассматриваются ситуации применения знаний в нестандартных задачах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Площадь треугольника"»
Тема урока:"Площадь треугольника
Цели урока:
Образовательные: организовать поисковую деятельность учащихся по выводу формулы площади прямоугольного, тупоугольного и остроугольного треугольника; сформировать умение применять формулу в различных ситуациях при решении задач.
Развивающие: развивать умение самостоятельно приобретать новые знания; использовать для достижения поставленной задачи уже полученных знаний; выявлять закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные: умение работать в парах, давать оценку его ответа; внимание, волю, настойчивость при решении учебной задачи; взаимное уважение друг к другу.
Учебник: “ Геометрия, 7 – 9 класс”. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., Москва, “Просвещение”, 2014 год
Структура урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных фактов
3.Постановка учебной задачи.
4.Решение поставленной задачи.
5.Первичное осмысление и применение изученного.
6.Подведение итога урока. Рефлексия.
7.Постановка домашнего задания.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
1. Какие задачи можно решать на основе формул
S=a· b
S=a²
Отвечают на вопросы учителя.
2. В треугольниках проведите высоты
3. Найти площадь заштрихованной фигуры.
Обоснуйте правильность своего ответа.
S=2·(4·1,5) + 3·1 = 15 см².
S= 6·4 - 3² = 15 см²
Предлагают различные способы решения, формируют свойства на основе которых предлагают то или иное решение.
Учитель показывает листочки с фигурами. « Назовите фигуры. Укажите те из них, площадь которых вы умеете находить».
(Записываем на доске формулы площадей прямоугольника, квадрата и параллелограмма.)
Вспомним, что мы знаем о треугольнике».
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1.Повторение определения треугольника.
2.Какие виды треугольников вы знаете?
(Равнобедренный, равносторонний)
3.Назовите классификацию треугольников.
(Остроугольный, тупоугольный, прямоугольный)
4.Что называется высотой треугольника?
(перпендикуляр, проведенный из вершины к прямой, содержащей противоположную сторону)
5.Сформулируйте признаки равенства треугольников
3.Постановка учебной задачи
Задача: «Три маляра должны покрасить фронтон дома в форме прямоугольного треугольника со сторонами 3м и 4 м. Хватит ли им 1 банки краски, если на ней написано: площадь покрытия 10г/кв.м.?»
Переведем задачу на математический язык:
«Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 м, а другой – 4 м» Отдельные ученики догадались - зная формулу площади прямоугольника, смогут решить эту задачу.
4.Решение поставленной задачи.
Первая проблемная ситуация.
«Как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу для нахождения площади прямоугольника?»
Дети предлагают: достроить данный треугольник до прямоугольника.(если прямоугольный треугольник достроим до прямоугольника, то мы получим два равных треугольника, которые равны по двум катетам)
Вычисляют площадь прямоугольника, а затем находят площадь прямоугольного треугольника.
Вторая проблемная ситуация: всегда ли можем использовать получившуюся формулу , если треугольники бывают разной формы?
Задача: «Найти площадь любого остроугольного треугольника.»
При помощи наводящих вопросов ученики находят способ. Они предлагают достроить остроугольный треугольник до параллелограмма.
Доказываем, что полученные 2 треугольника равны по 3-му признаку равенства треугольников.
Вспоминаем формулу площади параллелограмма;
Выводим формулу площади любого остроугольного треугольника ;
Отвечаем на вопрос задачи: площадь любого остроугольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
Третья проблемная ситуация: «Найти площадь любого тупоугольного треугольника».
С этой проблемой ученики справляются быстро.
Решаем основную проблему: «Найти площадь произвольного треугольника”. Проанализировав все случаи, сделайте вывод.
Вопрос: «Чему равна площадь произвольного треугольника?»
Предполагаемый ответ учеников: «Площадь произвольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту.»
5.Первичное осмысление и применение изученного.
1. Найдите площадь треугольника.
Решают устно задачи по готовым чертежам, называют основание, высоту, значения площади.
2. Укажите правильный ответ.
Площадь треугольника 175 см²., основание 35 см. Высота треугольника равна:
а) 5 см. ; б) 10 см.; в) 2,5см.
3.Учащиеся решают задачи на применение формулы площади произвольного треугольника. Находят основание треугольника и высоту, проведённую к этому основанию, по известному значению площади треугольника.
4. Задача ловушка № 470- из учебника.
Дано: ∆АВС
АВ=7,5 см,
АС=3,2 см,
СН ┴АВ,
СН=2,4 см,
ВК┴АС,
Найти: ВК
Ответ: ВК =1см.
Самостоятельная работа
Задачи трех уровней сложности
на “3”
1. Запиши формулу и найди площадь прямоугольного треугольника, если его катет m=12 см, n=5 см.
Учащиеся выбирают одну из предложенных задач, решают в тетрадях.
2. Найдите площадь треугольника, если основание а=10 см, а высота
h=6 дм. Запишите формулу.
Проверка решения задач.
на “4”
3. Запишите формулу вычисления площади ∆АВС и по данным чертежа, вычислите ее.
4. Записать формулу площади ∆АВС и по данным чертежа вычислите ее.
6.Подведение итога урока
Какую задачу решали сегодня на уроке?
-Вывели формулу площади треугольника.
Решили ли мы задачу?
-Да.
Рефлексия
Продолжи любое из предложений, записанных на доске: Сегодня на уроке - я узнал… - для меня было важным… - мне было трудно… - я научился… мне было легко…. Ответы учащихся