Просмотр содержимого документа
«Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач на два действия»
Тема: « Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач на два действия»
Цель: сформировать умение письменного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. продолжить формировать умение решать текстовые задачи; совершенствовать навыки устного счёта; развивать коммуникативные навыки (корректно излагать свое мнение, аргументировать свою позицию, уважать мнение партнера) создавать условия для сплочённости детского коллектива; воспитывать доброжелательные отношения между учениками, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, согласованность при работе в паре.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите друг другу добрые слова. Вам понадобится их поддержка и помощь. Сегодня у нас на уроке присутствуют очень важные гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности
- Сегодня на уроке мы закрепим умение решать примеры и задачи и конечно же поработаем над новым материалом. Практически на каждом уроке к нам приходят герои различных сказок, давайте вспомним, кто у нас был в гостях?
- Дети, вам интересно узнать, кто же с нами будет работать сегодня? (ответы детей) - Ну тогда слушайте внимательно загадку.
Работящая хозяйка
Полетает над лужайкой
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
-Правильно. Это пчела. А вы знаете, где живут пчелы? (в улье)
- А вот и улей. Сегодня мы поможем пчелкам добраться домой. Сегодня на уроке нам нужна сплоченность, доброта, помощь друг другу и конечно же ваши знания. Вы знаете, что пчелы великие труженицы, они трудятся весь день и работать им не лень. И конечно же, они сегодня потрудились и подготовили для вас много интересных заданий. Готовы доказать, что вы тоже трудяжечки? - Выполнив каждое задание, пчелка отправляется в улей.
1.Проверка домашнего задания
- Первой пчелке Жужу очень интересно, какое домашнее задание вы выполняли?
-Но, пока мы его проверим, пчела Жужу подготовила индивидуальные карточки, и нажжужала, чтоб их выполнили несколько учеников
2. Задания для индивидуального опроса
Карточка 1
1.Реши письменно
334 + 415 362+ 237
425+ 241 617+ 282
2. Задача
Кукла стоит 42 грн, а мишка - в 6 раз дешевле. Сколько денег заплатили за всю покупку?
Карточка 2
1.Реши письменно
343+ 516 372+ 327
435+ 341 547+ 341
2.Задача
- Илона имеет 50 грн, а Дима на 150 грн больше. На сколько гривен больше у Димы чем у Илоны?
3. Фронтальная работа
-К нам прилетела следующая пчела Жажа, и ей очень интересно над какой темой мы работали на уроках математики? - Отлично, молодцы.
- И конечно же задание от пчелы Жажа.
-Назовите последующее, предыдущее число - 57,90,34,72,96,67,28,15
- Найдите ошибки и исправьте их.
540- 500= 140 420- 410= 20
350- 150= 150 960- (100- 160)= 700
670-10-10= 600 800- 100- 200= 500
- Какие вы молодцы. Летим дальше?
4. Математический диктант
- Отлично, давайте откроем наши тетради.
-Пчела Жижи, приготовила для вас математический диктант:
Найдите сумму чисел 350 и 150
Найдите разницу чисел 800 и 300
Насколько 900, больше 200
Насколько 350 меньше, чем 650
Уменьшаемое 870, вычитаемое 420.
Найдите разницу
Число 870 уменьшить на 60
Число 480 увеличить на 110
(500,500, 700, 300, 450, 810, 590)
- Молодцы! Вы сегодня очень внимательны.
III. Выявление причин затруднения и постановка учебной проблемы
- Ребята, вам интересно, кто будет дальше встречаться на нашем пути?
1. Минутка каллиграфии
-Познакомьтесь - это пчела по имени Жэжэ. Выполним ее задание?
- Это будет каллиграфическая минутка. Взяли ручки правильно, спинки подровняли и послушайте внимательно, что нужно сделать.
- Продолжите ряд чисел до 500: 375, 380, 385…..
- Дайте характеристику числу 25.
– Чем отличается однозначное число от двузначного ? (ответы детей)
2. Подготовительная работа.
- Давайте вспомним, на прошлых уроках математики. Мы с вами знакомились с письменным сложением двузначных и трехзначных чисел. Давайте вспомним алгоритм сложения чисел в столбик.
Например: 348
225
573
- Числа здесь записаны в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками. Складываем сначала единицы, к 8 + 5 , будет 13. 13- это 1 дес. И 3 ед.; 3 ед. пишем под единицами, а десятки прибавляем к десяткам. 4 дес + 2 дес., бедет 6 дес. И еще 1 дес. , будет 7 десятков. Цифру 7 запишем под десятками, прибавляем сотни 3 с+2с= 5 сотен. получили ответ 573
Давайте решим несколько примеров, применяя данный алгоритм.
+343 +350 +435
415233542
758 583 977
Сложение «столбиком» называют …. (письменным сложением.)
- Молодцы, вы вспомнили то, что мы учили на прошлом уроке. И конечно же помогли добраться следующей скромной пчелке Жожо до улея.
- Посмотрите, перед вами несколько примеров в учебнике на стр. 96 № 615.
84- 56 = 28 62- 29= 33
- Как вы считаете, какой способ для вас был самым легким? - Ну конечно, это решение примеров столбик.
- Кто- то из вас догадался, что нового вы сегодня научитесь делать? (письменное отнимание двузначных чисел)
3. Гимнастика для глаз
4. Объяснение нового материала
- Отнимание двузначных чисел можно также выполнять письменно. Найдем разницу чисел 82 и 35. Запишем числа в столбик.
-82
35
47
- От двух единиц нельзя отнять 5 единиц, берем 1 дес.у 8 дес.; 1 дес и 2 ед. – это 12. От числа 12 отнять 5 будет 7. Запишем цифру 7 на месте единиц. От 7 дес. отнять 3 дес., будет 4 дес. Запишем цифру 4 на месте десятков. Получили число 47.
- Я на доску повешу таблицу, которой мы пользовались при сложении. Естественно она будет нам помогать, и при вычитании чисел.
5. Первичное закрепление.
- Прочитайте объяснение письменного вычитания с учебника (№ 616)
- Выполнение вычислений с комментированием ( № 617) (Одни ученик у доски)
IV. Физкультминутка
V. Применение полученных знаний и умений
1. Работа по учебнику (слайд №12)
Дальше нам предстоит выполнить непростое задание Жим - Жим: решить задачу.
№619
До привала - ?
После привала - 10 км, на 6 км меньше чем до привала. 4 км.час
Решение
-Сколько километров туристы прошли после привала?(10 км)
-Известно, сколько километров прошли туристы до привала? (Нет. Известно только, что после привала они прошли 10 км, это на 6 км меньше, чем до привала)
-О чем спрашивается в задаче?
- Известно, что туристы после привала прошли 10 км и это на 6 км меньше, чем до привала. О чем с такими данными мы можем узнать? ( Сколько км прошли туристы до привала?)
-Каким действием? (действием сложения)
- Если до привала туристы прошли 16 км и каждых 4 км они проходили за 1 час, то имея такие данные, про что мы можем узнать? ( Сколько часов прошли туристы до привала.)
- Каким действием? (Деления)
10+6= 16 (км)- прошли туристы до привала
16:4= 4(ч)
Ответ: Туристы шли до привала 4 часа
2. Работа в паре
- Вы все правильно сделали, решили задачу. Наши пчелы не перестают нас удивлять своими заданиями. И пчелка Жмо- Жмо очень хотела, чтоб вы поработали в паре со своим соседом. Выполнив задание № 620, нужно подобрать такие значения букв, чтоб неравенства были правильными.
Не забываем правила работы в парах.
-Здорово поработали! Наша пчелка отправляется в улей.
V. Самостоятельна работа
-Ну и напоследок пчелка Жам- Жам, предлагает вам выполнить последнее задание, расшифровать слово на карточке. Попробуем?
18
27
21
39
41
6
Н -65 М -45 Ц +28 У -32 А -22 И -68
441813 14 1629
18
27
21
39
41
6
7
Л -65 О -45 Д +28 М -32 Е -22 О -68 Ц -26
441813 14 162919
VI. Рефлексия
-Устали? Давайте оценим свою работу, у вас в папках лежат контур пчелки. Передайте свое настроение на этом рисунке. Если вам все понравилось, то нарисуйте улыбку, а если вам было скучно и трудно то грустное лицо. И раскрасьте пчелку.