kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первообразная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Первообразная". Первообразная

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первообразная»

Тема урока: Первообразная


Цели:

Общеобразовательные: повторить понятие производной функции, ее физический смысл, основные формулы дифференцирования;

ввести понятие первообразной функции, научить учащихся определять является ли функция F(x) первообразной для функции f(x).

Развивающие: развивать у учащихся грамотную устную и письменную математическую речь, научное мировоззрение.

Воспитательные: воспитывать умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.


Ход урока:

I.Организационный момент (постановка цели и задач урока).

Эпиграф к уроку: «Открытие дифференциального и интегрального исчислений

невозможно было бы без фантазии» (Г.В. Лейбниц)


II. Повторение

1. Фронтальный опрос:

1.Что называется производной

2. Как называется процесс нахождения производной;

3. Назовите основные формулы дифференцирования:

а)Чему равна производная степенной функции. Назовите производную функции х8, х-9, .

б) производные тригонометрических функций;

в) производная сложной функции.

4. Сформулируйте правила вычисления производных.

2. Вычислите производные функций, изображенные на слайде.

y=2sin x-4x y=tg x – cos x

3. Проверочная работа с выбором ответа (с самопроверкой) (выполняется на листочках)

Найти производную функции

1.


Варианты ответов:


а)


б)


в)


4.


Варианты ответов:


а)



б)



в)


2. y=tg x-3x


Варианты ответов

a)



б)


в)


5.


Варианты ответов:


а)


б)


в)


3.


Варианты ответов:


а)


б)


в)


Затем учащиеся сдают листочки с решениями, а свои ответы проверяют по слайду. (Количество правильных ответов соответствует полученной отметке).


III Объяснение нового материала

Задача 1. Материальная точка движется прямолинейно по закону

s(t) = t3 +2t2 – 5t.

Найти функцию, выражающую закон изменения скорости движения v(t)

Решение:

Учащимся предлагается составить задачу, обратную по отношению к решенной задаче.

Задача 2. Скорость прямолинейно движущейся точки изменяется по закону

.

Найти функцию s(t), выражающую зависимость перемещения точки от времени.

Решение. Так как, , то из условия следует, что

Значит, по заданной производной требуется восстановить функцию s(t).

Искомая функция s(t) называется первообразной для данной функции v(t), если

для всех t.

Вопрос: Какую функцию s(t)надо продифференцировать, чтобы получить

?

(Надо продифференцировать функцию s(t) = t3 +2t2 – 5t.)

Вопрос: Как проверить, верно ли найдена первообразная функция s(t)?

(Надо найти производную полученной функции: ;

Первообразная функции s(t) найдена верно).

Вопрос: А нельзя ли первообразную функции s(t) изменить так, чтобы при этом ее производная осталась прежней?

Какое слагаемое можно прибавить к функции s(t), чтобы при этом не изменилась производная этой функции?

(Если к функции s(t) прибавить постоянное слагаемое, то это не изменит производную , т.к. производная постоянной равна нулю: )

Вопрос: Мы получили закон перемещения точки в виде s(t) = t3 +2t2 – 5t; какой другой вид может иметь закон перемещения точки при заданной функции скорости

, сколько ответов имеет задача?

( Может быть

s(t) = t3 +2t2 – 5t+2, s(t) = t3 +2t2 – 5t+8 s(t) = t3 +2t2 – 5t-1 и т.д.;

задача имеет бесконечное множество ответов.

Вопрос: Нельзя ли бесконечное множество ответов для s(t) записать в виде одной формулы, если мы установили, что к s(t) можно прибавлять любое постоянное число С?

(s(t) = t3 +2t2 – 5t+С, где )

Ответ: При заданной скорости закон перемещения может выражаться

любой из функций вида s(t) = t3 +2t2 – 5t+С, где С – любое действительное число.

Вопрос: как называется каждая из найденных функций s(t) для данной функции v(t)?

(s(t) – первообразная для функции v(t)).

Вопрос: Как убедиться в том, что s(t) – первообразная для функции v(t)?

(Надо проверить, что )

Отвлечемся от конкретной задачи и введем понятие функции F(x)- первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х.

Учащиеся формулируют определение первообразной. Учитель анализирует ответы учеников и дает определение первообразной.

Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х, если для всех х из этого промежутка

IV. Первичное закрепление (по слайду):

1. Какая из двух функций является первообразной для другой. Запишите ответ.

  1. sin x и – cos x 2. sin x и cos x 3. 4x+2 и 4 4. 5-3х и -3 5. tg x и

  1. ( по слайду) Найдите какую-нибудь первообразную для заданной функции

(самостоятельно, с последующей проверкой (один ученик решает на обратной стороне доски))

    1. f(x)=4x3 ,

    2. f(x)=7,

    3. f(x)=cos x,

    4. f(x)=5+sin x,

    5. f(x) = ,


(возможные ответы:

  1. F(x)=x4-5

  2. F(x)=7x+1

  3. F(x)=7x+1

  4. F(x)=3+sin x

  5. F(x)=tg x-x2 )


Вопрос: как проверить, что полученные функции F(x) являются первообразными для соответствующих функций f(x)?

(нужно найти ; если для каждого х из указанного промежутка, то F(x) – первообразная для f(x) на этом промежутке.

V Закрепление материала: (письменно)

Выполнить № 1 (1,3,5), №2 (1,3)









  1. Вопрос: Вернемся к решенной нами задаче 2: какое свойство первообразной мы заметили, решая эту задачу?

(Если к найденной первообразной прибавить любое постоянное слагаемое, то функция хотя и изменится, но останется первообразной для данной функции, т.к. производная постоянной равна нулю).

Попробуем сформулировать это утверждение в виде теоремы и доказать ее:

(ученики формулируют теорему и один ученик доказывает ее у доски)

Теорема: Если F(x) – первообразная для функции f(x) на промежутке Х, то любая функция вида

F(x)+C

Также является первообразной для f(x) на этом промежутке.

Выполнить № 3(1,3,5)







VI. Историческая справка.

Математический анализ имеет две главные составляющие его части: дифференциальное и интегральное исчисления.

Дифференцировать – значит «разделять» процесс, например, находить его мгновенную скорость в каждой отдельно взятой точке; интегрировать – значит «соединять», суммировать бесконечно малые части искомого целого.

Таким образом, операции дифференцирования («разделения») и интегрирования («суммирования») оказываются взаимно обратными (как, например, сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня).

Инструментом для вычисления интегралов служит понятие первообразной функции. Операция нахождения первообразной является обратной по отношению к операции дифференцирования функции.

Овладев понятием первообразной функции, а затем и интеграла, мы сможем решать самые разнообразные алгебраические, геометрические и физические задачи.


VII. Итог урока: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский.


VIII. Д.з. п. 1 гл. IV, № 1-3 (чет)



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Первообразная

Автор: Бирюкова Анна Николаевна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока по теме " Первообразная""
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotka_uroka_po_teme_pervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "601464"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646066305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока математики по теме "Первообразная" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-piervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "148771"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419845327"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Первообразная. Вычисление интегралов. "
    ["seo_title"] => string(42) "piervoobraznaia-vychislieniie-intieghralov"
    ["file_id"] => string(6) "169440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423408376"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Правила нахождения первообразных"
    ["seo_title"] => string(36) "pravila_nakhozhdeniia_pervoobraznykh"
    ["file_id"] => string(6) "601465"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646066712"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Тест для проведения дифференцированного зачета по алгебре и началам математического анализа по теме «Первообразная» "
    ["seo_title"] => string(136) "tiest-dlia-proviedieniia-diffierientsirovannogho-zachieta-po-alghiebrie-i-nachalam-matiematichieskogho-analiza-po-tiemie-piervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "149512"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1420215269"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства