Общеобразовательные: повторить понятие производной функции, ее физический смысл, основные формулы дифференцирования;
ввести понятие первообразной функции, научить учащихся определять является ли функция F(x) первообразной для функции f(x).
Развивающие: развивать у учащихся грамотную устную и письменную математическую речь, научное мировоззрение.
Воспитательные: воспитывать умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.
Ход урока:
I.Организационный момент (постановка цели и задач урока).
Эпиграф к уроку: «Открытие дифференциального и интегрального исчислений
невозможно было бы без фантазии» (Г.В. Лейбниц)
II. Повторение
1. Фронтальный опрос:
1.Что называется производной
2. Как называется процесс нахождения производной;
3. Назовите основные формулы дифференцирования:
а)Чему равна производная степенной функции. Назовите производную функции х8, х-9, .
б) производные тригонометрических функций;
в) производная сложной функции.
4. Сформулируйте правила вычисления производных.
2. Вычислите производные функций, изображенные на слайде.
y=2sin x-4x y=tg x – cos x
3. Проверочная работа с выбором ответа (с самопроверкой) (выполняется на листочках)
Найти производную функции
1.
Варианты ответов:
а)
б)
в)
4.
Варианты ответов:
а)
б)
в)
2. y=tg x-3x
Варианты ответов
a)
б)
в)
5.
Варианты ответов:
а)
б)
в)
3.
Варианты ответов:
а)
б)
в)
Затем учащиеся сдают листочки с решениями, а свои ответы проверяют по слайду. (Количество правильных ответов соответствует полученной отметке).
III Объяснение нового материала
Задача 1. Материальная точка движется прямолинейно по закону
s(t) = t3 +2t2 – 5t.
Найти функцию, выражающую закон изменения скорости движения v(t)
Решение:
Учащимся предлагается составить задачу, обратную по отношению к решенной задаче.
Задача 2. Скорость прямолинейно движущейся точки изменяется по закону
.
Найти функциюs(t), выражающую зависимость перемещения точки от времени.
Решение. Так как, , то из условия следует, что
Значит, по заданной производной требуется восстановить функцию s(t).
Искомая функция s(t) называется первообразной для данной функции v(t), если
для всех t.
Вопрос: Какую функциюs(t)надо продифференцировать, чтобы получить
?
(Надо продифференцировать функцию s(t) = t3 +2t2 – 5t.)
Вопрос: Как проверить, верно ли найдена первообразная функция s(t)?
(Надо найти производную полученной функции: ;
Первообразная функции s(t) найдена верно).
Вопрос: А нельзя ли первообразную функции s(t) изменить так, чтобы при этом ее производная осталась прежней?
Какое слагаемое можно прибавить к функции s(t), чтобы при этом не изменилась производная этой функции?
(Если к функции s(t) прибавить постоянное слагаемое, то это не изменит производную , т.к. производная постоянной равна нулю: )
Вопрос: Мы получили закон перемещения точки в виде s(t) = t3 +2t2 – 5t; какой другой вид может иметь закон перемещения точки при заданной функции скорости
, сколько ответов имеет задача?
( Может быть
s(t) = t3 +2t2 – 5t+2, s(t) = t3 +2t2 – 5t+8 s(t) = t3 +2t2 – 5t-1 и т.д.;
задача имеет бесконечное множество ответов.
Вопрос: Нельзя ли бесконечное множество ответов для s(t) записать в виде одной формулы, если мы установили, что к s(t) можно прибавлять любое постоянное число С?
(s(t) = t3 +2t2 – 5t+С, где )
Ответ: При заданной скорости закон перемещения может выражаться
любой из функций вида s(t) = t3 +2t2 – 5t+С, где С – любое действительное число.
Вопрос: как называется каждая из найденных функций s(t) для данной функции v(t)?
(s(t) – первообразная для функции v(t)).
Вопрос: Как убедиться в том, что s(t) – первообразная для функции v(t)?
(Надо проверить, что )
Отвлечемся от конкретной задачи и введем понятие функции F(x)- первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х.
Учащиеся формулируют определение первообразной. Учитель анализирует ответы учеников и дает определение первообразной.
Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х, если для всех х из этого промежутка
IV. Первичное закрепление (по слайду):
1. Какая из двух функций является первообразной для другой. Запишите ответ.
sin x и – cos x 2. sin x и cos x 3. 4x+2 и 4 4. 5-3х и -3 5. tg x и
( по слайду) Найдите какую-нибудь первообразную для заданной функции
(самостоятельно, с последующей проверкой (один ученик решает на обратной стороне доски))
f(x)=4x3 ,
f(x)=7,
f(x)=cos x,
f(x)=5+sin x,
f(x) = ,
(возможные ответы:
F(x)=x4-5
F(x)=7x+1
F(x)=7x+1
F(x)=3+sin x
F(x)=tg x-x2 )
Вопрос: как проверить, что полученные функции F(x) являются первообразными для соответствующих функций f(x)?
(нужно найти ; если для каждого х из указанного промежутка, то F(x) – первообразная для f(x) на этом промежутке.
V Закрепление материала: (письменно)
Выполнить № 1 (1,3,5), №2 (1,3)
Вопрос: Вернемся к решенной нами задаче 2: какое свойство первообразной мы заметили, решая эту задачу?
(Если к найденной первообразной прибавить любое постоянное слагаемое, то функция хотя и изменится, но останется первообразной для данной функции, т.к. производная постоянной равна нулю).
Попробуем сформулировать это утверждение в виде теоремы и доказать ее:
(ученики формулируют теорему и один ученик доказывает ее у доски)
Теорема: Если F(x) – первообразная для функции f(x) на промежутке Х, то любая функция вида
F(x)+C
Также является первообразной для f(x) на этом промежутке.
Выполнить № 3(1,3,5)
VI. Историческая справка.
Математический анализ имеет две главные составляющие его части: дифференциальное и интегральное исчисления.
Дифференцировать – значит «разделять» процесс, например, находить его мгновенную скорость в каждой отдельно взятой точке; интегрировать – значит «соединять», суммировать бесконечно малые части искомого целого.
Таким образом, операции дифференцирования («разделения») и интегрирования («суммирования») оказываются взаимно обратными (как, например, сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня).
Инструментом для вычисления интегралов служит понятие первообразной функции. Операция нахождения первообразной является обратной по отношению к операции дифференцирования функции.
Овладев понятием первообразной функции, а затем и интеграла, мы сможем решать самые разнообразные алгебраические, геометрические и физические задачи.
VII. Итог урока: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский.