Тема: «Отрезок»
Основные цели:
- Создать условия для осознания, что такое отрезок;
- Установить общее и различия с прямой:
- Учиться чертить отрезок;
- Формировать умение обозначать отрезок буквами;
- Создать условия для развития коммуникативных отношений (ученик-ученик)
Методы: наглядные, практические, частично-поисковые, проблемные, словесные.
Формы: коллективные, индивидуальные, парные.
Раздаточный материал: карточки пробного действия,
Демонстрационный материал: презентация, лента.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация учебной деятельности (3-4 мин)
-Начнём урок математики.
-Ребята, как вы думаете, какая работа нам сегодня предстоит?
Что мы должны для этого сделать?
-Готовы?
- Я хочу пожелать Вам удачи.
-Давайте прочитаем девиз нашего урока.
(учитель, вывешивает карточку на доске: «Всё получиться!»)
2.Актуализация знаний. (6-8 мин)
1. Счёт в пределах 20 прямой и обратный.
2. Сравни числа. (работа на карточках)
Даны числа парами, надо их сравнить.
2…1
2…2
1…1
1…2
-Проверим. Какой знак вставили первым?
-Почему?
- Кто согласен хлопните в ладоши.
Аналогично проверяются 2,3,4 неравенства.
-Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Что мы повторили?
Какое наше следующее действие?
Пробное действие.
-Итак, достаньте карточку пробного действия.
-Что надо сделать?
Карточка пробного действия.
-Соедините синие точки синим карандашом, а красные красным.
-Давайте посмотрим, что у Вас получилось.
-Как называется линия красного цвета?
- На что похожа линия синего цвета?
-Как это можно проверить?
- А как называется линия синего цвета?
-Что показывает пробное действие?
-Что мы должны узнать на уроке?
3. Открытие нового знания. (12-15 мин)
1)Коллективная работа.
У учителя в руках лента, а вторую ленту учащиеся разрезают.
-Что у меня в руках?
-Что она вам напоминает?
-Докажите, что это прямая?
-Что можно сделать с лентой при помощи ножниц?
-Что у нас получилось?
А как можно назвать эти кусочки?
-Почему?
-Вы говорите, что мы получили отрезки, они прямые, но если сравнить с лентой, она ведь тоже прямая. Так в чём разница?
-Могу ли я, продолжить прямую влево или вправо?
-А отрезок могу продолжить нет?
-Так, что можно сказать про отрезок?
-Правильно. У прямой нет начала и конца, а у отрезка, есть начало и конец. Отрезок это геометрическая фигура.
-Давайте вернёмся к карточкам пробного действия. Как можно назвать линю синего цвета?
-Почему?
2) Работа по учебнику с. 32 №1
-Давайте посмотрим, как правильно надо чертить отрезки.
-Что сделала Катя сначала?
-Что потом?
-Так, какие шаги надо выполнять, когда мы чертим отрезок? Составим алгоритм действий.
3) Практическая работа в тетради с.18 №2
-Что будем делать, чтобы начертить отрезок?
-Так, что же такое отрезок?
-Давайте сравним свои предположения с правилом на с.32
-Отрезок- это фигура.
-Точки –концы отрезка. Их можно обозначить буквами.
-Обозначьте концы своего отрезка буквами.
-Прочитайте, какие отрезки у вас получились?
Физминутка (3-4 мин)
4. Первичное закрепление.(8-10 мин)
1) Работа в парах с.32 №3
-А какие правила надо соблюдать при работе в паре?
-Давайте проверим, что у вас получилось?
2) Самостоятельная работа в тетради с.18 №3 (взаимопроверка)
-Что нужно сделать, чтобы провести отрезки?
Учащиеся самостоятельно работают. Учитель помогает учащимся, которым нужна его помощь.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5-7 мин)
-Давайте проанализируем нашу работу на уроке.
-Что мы должны были сделать?
-Какую цель мы ставили?
-Достигли цели?
-как называется эта линия?
-Что такое отрезок?
-Что надо сделать, чтобы начертить отрезок?
-Какие трудности вы встречали во время урока?
-Где можно потренироваться?
- Я предлагаю вам потренироваться дома и нарисовать предметы, в которых можно найти отрезки.
-А теперь возьмите листочки с лесенкой успеха и оцените свою деятельность на уроке.
-Вы молодцы! У вас всё получилось.
-До свидания.
-Изучать что-то новое.
-Понять, что мы знаем, а потом открыть новое.
-да
Один ученик читает.
Сначала читаем хором, затем несколько учеников самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно вставляют и проверяют коллективно.
->
-потому что 2 больше, чем 1.
Если учащиеся согласны хлопают в ладоши, если нет молчат.
Числа 1,2. Написание знаков >,<,=.
-пробное действие.
-соединить точки.
Соединяют.
- две линии.
- кривая.
-прямая
-приложить линейку
-незнаем
-узнать, как называется линия синего цвета
-лента
-прямую
-не загнутая, ровная, у неё нет начала и нет конца.
- разрезать
(выходят два ученика и отрезают от ленты два кусочка)
-кусочки, обрезки
-маленькие прямые,
отрезки.
-они прямые, их отрезали
-Ленту не резали, нет начала и конца.
-да
-нет
-у отрезка есть начало и конец
-отрезок
-у него есть начало и конец
-поставила точки
-взяла линейку и провела линию от одной точки до другой
1) поставить точки
2) взять линейку
3)провести по линейке линию от одной точки до другой
Учащиеся повторяют алгоритм действий и чертят отрезки.
-отрезок это геометрическая фигура, у которой есть начало и конец
Учащиеся находят правило в учебники и читают.
Учащиеся обозначают отрезки буквами.
Несколько учащихся называют
- Повернуться друг к другу.
- Высказывать свои мнения, а потом прийти к одному.
- Нужно договориться кто будет говорить первым.
-Спросить несколько пар.
Учащиеся повторяют алгоритм действий.
-узнать, как называется линия синего цвета
-да
-отрезок
-отрезок это геометрическая фигура, у которой есть начало и конец
1) поставить точки
2) взять линейку
3)провести по линейке линию от одной точки до другой
-начертить отрезок
-дома
Учащиеся рисуют себя на одной ступеньке.