Технологическая карта урока
Ф.И.О. Козлова В.И.
Предмет: математика
Класс: 5 класс
Тип урока: Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Тема
Отрезок
Цель урока
Формировать начальные геометрические понятия, способствовать развитию матем. речи, оперативной памяти, внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Задачи
Образовательные: создание условий для формирования навыков работы с различными инструментами (угольник, циркуль, линейка), формирование общеучебных навыков работы с информацией.
Развивающие: развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном изучении проблемы.
УУД
- Личностные УУД: иметь целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики
- Регулятивные УУД: умеют самостоятельно планировать различные пути достижения целей
- Коммуникативные УУД: умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем.
- Познавательные УУД: владеют первоначальными сведениями об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов.
Планируемые результаты
Предметные:
- Понимать, что такое отрезок, концы отрезка, длина отрезка, треугольник, вершина треугольника, стороны треуголь- ника, многоугольник.
- Уметь: измерять длину отрезка, сравнивать отрезки между собой, строить отрезки заданной длины, строить треугольник.
Личностные: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к товарищам.
Метапредметные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану;
Основные понятия
Точка, прямая, отрезок, луч, угол, середина отрезка, плоскость
Межпредметные связи
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник, презентация «Отрезок, длина отрезка, треугольник»
Формы урока
Фронтальная (Ф), индивидуальная (И).
Технология
Уровневой дифференциации
Дидактическая
структура
урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
личностные
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Мотивация
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Время: 5 мин
Слушают учителя
Отвечают на вопрос
Создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность
Слайд 1
«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг нас-геометрия.»
- Эти слова были сказаны великим французским архитектором Ле Карбюзье в начале 20-го века и очень точно характеризуют современный мир. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Геометрия – раздел математики, в котором изучаются свойства геометрических тел. Возникновение геометрии относится к глубокой древности и обусловлено практическими потребностями измерения земельных участков, объемов и др.
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия, - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения,
- выявить место затруднения,
- Зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Время: 10 мин
Выполняют пробное учебное действие: отмечают две точки. Обозначают их буквами, соединяют построенные точки несколькими способами, называют геометрические фигуры.
Организует: фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи
обобщение актуализированных знаний
Слайд 2
- Сравните линии, которые изображены на слайде и в ваших тетрадях. Назовите, какие геометрические фигуры получились.
- Скажите, какая геометрическая фигура называется отрезком?
- Точки А и В называются концами отрезка.
- Отрезок можно обозначить АВ или ВА.
Уметь определять понятия «отрезок», «концы отрезка»; использовать чертежные инструменты
Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя
Уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме
Уметь проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Организовать составление совместного плана действий, определить средства достижения цели
Время: 13 мин
Работа с учебником
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности
- Давайте еще раз проговорим тему урока
- Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему «Отрезок»
Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Первичная проверка понимания
Время: 7 мин
Слайды 3-4
- Определите, какие из точек лежат на отрезке АВ, а какие не лежат.
Слайд 5.
_ Определите, сколько на рисунке отрезков. Запишите их.
Уметь правильно записывать отрезки, определять и обозначать принадлежность точек отрезку, выделять отрезки из различных геометрических фигур.
Уметь использовать знаково-символические средства
Полно и точно уметь выражать свои мысли, использовать речь для регуляции своего действия
Уметь работать коллективно
Первичное закрепление
Организовать усвоение учениками
нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Время: 5 мин
Выполняют задания на доске и в тетрадях
Организует усвоение нового понятия с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником. Аккуратное выполнение построений при помощи линейки
Уметь читать обозначение отрезков и правильно их записывать с помощью математических знаков
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Рефлексия
Зафиксировать новое содержание урока
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Время: 5 мин
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Осуществляют самооценку.
Записывают домашнее задание
Д/з: п.2, №64(5,6), 65, 66
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию самооценку учебной деятельности
- Подведём итог работы на уроке.
- Какую цель мы поставили на уроке? Достигли ли цели?
- Назовите тему урока.
- Расскажите, чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из карточек: зеленый, красный или желтый.
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Последовательность действий на уроке.