Цель: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить различать разные виды линий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную; пользоваться линейкой для черчения; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель:
Математика зовёт
Первоклашек на урок,
Числа нас ведут вперёд
Будем знать всё «на зубок»
2.Актуализация знаний
- К нам сегодня на урок пришел в гости кот Тишка с незнакомыми друзьями, а какие это друзья вы назовете их чуть позже
а) Прямой и обратный счёт в пределах 10.
- Покажем нашему котику, как мы умеем считать до 10.
Индивидуальный опрос.
- Теперь будем считать от 10 до 1.
б) Задачи в стихах:
Тишка – кот такой глупышка,
Очень рыбу любит Тишка.
На рыбалке побывал,
Два пескарика поймал,
Щуки две и два ерша.
Жизнь у Тишки хороша!
Кто быстрее сосчитал,
Сколько рыбок кот поймал? (6)
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (3)
По тропинке в лесок
Покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку,
Да плутовку лису
Повстречал он в лесу
Отвечай поскорей
Сколько встретил колобок зверей. (4)
Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся соответствующую цифру на веере цыфр.)
4 — ? = 2 5 — ?= 2
4 — ? = 3 5 — 1 = ?
1 + 3 = ? ? - 3=1
? -4=1 1 + ? = 2
3. Физкультминутка
4. Самоопределение к деятельности
В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (На доске рисунок.) (Математический планшет)
- Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)
Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки,
которые не натянули, — это кривые линии.
- Сколько прямых линий? (2.)
- Сколько кривых? (3.)
Прямая линия начала хвастаться: « Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»
Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч.
Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.
Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.
И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.
Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.
- Так кто догадался кто вместе с котиком пришел к нам в гости?( прямая линия, луч, отрезок и точка)
- Правильно вместе с котиком пришли прямая линия, луч, отрезок и точка к нам на урок.
-Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)
5. Работа по теме урока
Практическая работа
- О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке.)
- Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)
(Учитель берет две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирует, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности.)
- Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.) (Учитель берет ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь линию можно продолжать только в один конец.)
- Что узнали об отрезке? (Унего есть и начало, и конец.) (Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка
не тянется. У нее есть и начало, и конец.)
6.Работа по учебнику
- Посмотрите на рисунок на с. 40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая — нет.)
- Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке? (Ответы детей.)
- Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)
- Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)
7.Физкультминутка
В понедельник я купался,
(Движения руками, выполняемые при плавании.)
А во вторник рисовал,
(Изобразить рисование.)
В среду долго умывался,
(Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку.)
8.Закрепление изученного материала
Работа в тетради с печатной основой
- Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые - 2,3, 5 и кривые —1,4.)
- Выполните следующее задание.
- Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)
- Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)
- Прочитайте следующее задание.
- Раскрасьте рисунки самостоятельно.
9. Пальчиковая гимнастика
Работа в тетради
Тишка хочет научиться изображать прямую, отрезок, луч.
А теперь начертите в тетради прямую, отрезок, луч и кривую линию, по которым побежит кот Тишка.
Обсудить в парах начерченные линии.
10.Работа по учебнику
- Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)
- Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)
- Какой отрезок самый короткий? (Красный.)
- Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видете.
(Работа в парах.)
- Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.
- Какие записи подходят к рисункам?
Объясните их смысл.
(4 + 1 = 5— к 4 цыплятам прибежал еще один.
Стало 5 цыплят. 5—2 = 3— плавали 5 утят, 2 утенка ушли.
Осталось 3утенка.
Записи 4— 1 = 3и 5- 1 = 4не подходят.)
11.Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Смайликов».
урок понравился
было трудно, но интересно
урок не понравился
I. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали о линиях?
- Где в жизни встречаются прямые линии? кривые линии?
- А, что могут означать для кота: точка, прямая, кривая линия?
(Точка похожа на клубок –он может поиграть, покатать;
Луч – попускать «зайчиков»
Прямая линия на дорогу –где нужно соблюдать правила ПДД;
Кривая линия – на извилистую тропинку, где он может поиграть в догонялки со своими друзьями)