Отрезок. Сравнение отрезков
Цели: сформировать у учащихся понятие отрезка, научить строить отрезок, сравнивать отрезки.
Оборудование: циркуль, линейка, цветные мелки.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию новой темы.
1. Повторить хором латинский алфавит (он дан на форзаце учебника).
2. Напомнить о технике безопасности пользования циркулем, треугольником.
II. Изучение нового материала.
Учитель объявляет тему урока, записывает её на доске, а учащиеся в тетрадях.
Одновременно выполняют работу учитель у доски, а учащиеся в своих тетрадях:
1. Возьмите произвольно две точки (изобразить синим мелом).
2. Обозначим их буквами С и F (названия букв желтым мелом).
3. Приложим линейку к точкам и проведем отрезок (проводится красным мелом).
4. Вопросы учителя: Как вы думаете, как эта фигура называется? Правильно, CF – отрезок (записывается на доске и в тетрадях).
Как называются точки С и F? (Обязательно кто-то из учеников догадается). Да, ты прав.
Запись: «С и F – концы отрезка CF».
5. Соединим точки С и F другими линиями.
Будут ли эти линии отрезками?
Ведь между двух соседних точек
Отрезок – самый краткий путь.
Иначе слишком много точек
Необходимо обогнуть.
6. Сколькими отрезками можно соединить две точки? Этот вывод вы можете найти в учебнике на с. 10. Прочитайте его (несколько человек по очереди читают), запишите это в тетради.
7. Работа по учебнику.
а) Рассмотрите рис. 1. Какая фигура изображена на рисунке? Назовите концы этого отрезка.
б) Внимательно рассмотрите рис. 2. На нем изображен отрезок КМ. Чем отличается положение точки О и точки Е?
Говорят: «Точка Е лежит на отрезке КМ», «Точка Е принадлежит отрезку КМ», «Точка Е лежит между точками К и М», «Точка О не лежит на отрезке КМ», «Точка О не принадлежит отрезку КМ».
в) Что вы скажете про точку Р?
III. Физкультминутка.
1. Аккуратно положите свои инструменты, ручку.
2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз.
3. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнить 6 раз).
4. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 6 раз).
IV. Продолжение объяснения нового материала.
1. Учитель на доске чертит несколько различных отрезков, среди них есть равные, например АВ и MN.
2. При помощи циркуля убеждаемся, что отрезки равны, математически это записывается так, АВ = MN.
3. Работа с книгой: рис. 3. Выясняется, что отрезок ЕН короче отрезка EF (ЕН < EF), а отрезок EF длиннее отрезка ЕН (EF > EH).
V. Закрепление.
1. Выполнить № 30 (один ученик выполняет на доске, остальные в тетради).
2. Выполнить № 31, 32 (устно), № 34.
3. Выполнить № 52 (повторение пройденного).
VI. Итог урока.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Учитель задает учащимся первые четыре вопроса (с. 12).
3. «А ну-ка, смекни!»: из спичек составлено равенство, которое неверно. Как переложить одну из спичек, чтобы получилось верное равенство? VI – IV = XI.
4. Отдельным учащимся: подготовить интересные данные (см. план следующего урок).
5. Сообщить оценки учащимся за урок.
VII. Домашнее задание: п. 2, с. 10, № 56, 65, 66 (записать в тетради только ответы). Повторить: латинский алфавит и единицы длины (на форзаце). Переложить одну спичку, чтобы из имени мальчика ( ) получилось имя девочки.
Занести в математический словарь: отрезок. Задания некоторым учащимся для устного журнала.