Тема урока: | Смысл деления |
учитель | Комарова Екатерина Витальевна |
класс | 3 «А» |
УМК | Гармония |
Цель: | Деятельностная: развитие памяти и внимания, развитие отдельных логических операций: умение анализировать и обобщать, сравнивать, делать умозаключения и выводы, активизация творческой и познавательной активности учащихся, воспитание взаимопомощи и дружелюбия, воспитание интереса к предмету. Содержательная: закрепление знаний таблицы умножения и деления, закрепление умений решать задачи, активизация мыслительной деятельности. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: распознавать и называть геометрические фигуры; анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между вопросом и условием задачи, определять порядок и количество действий для решения задачи, объяснять выбор действий; записывать, читать, сравнивать числа; устно выполнять вычитание и сложение, деление и умножение чисел. Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; прочно и осознанно овладевать математическими умениями. Познавательные УУД: учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к математике, стремление использовать в повседневной жизни математические умения. Коммуникативные УУД: формировать своё мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания. Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний. |
Тип урока: | урок отработки умений и рефлексии |
Педагогические технологии обучения: | Системно-деятельностный подход: предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; здоровьесберегающие; игровая; проблемные ситуации; информационно-коммуникативные. |
Формы организации работы на уроке: | фронтальная; групповая; индивидуальная. |
Методы: | Проблемный Частично-поисковой Наглядный |
Приемы: | |
Оборудование и используемые учебные пособия: | 1) Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Учебник. 1 часть. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2004 2) Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1. 3 класс Изд-во «Ассоциация ХХ Ι век», 2013 |
Межпредметные связи | русский язык и литература (составление слов, пословиц) |
Этап урока | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности. 2 мин | Дыхательная гимнастика Прием «Партнеры П-Л» | Включается классическая музыка. На счет 1 – вдох, 2- выдох, 3 – вдох, 4 – задержка дыхания, 5 – выдох и т.д. Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, помашите правой рукой. – Ребята, улыбнитесь друг другу, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!” -Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? Тогда Вперед! | Выполняют упражнения Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | Личностные УУД-смыслообразование , проявление интереса к изучаемому предмету Коммуникативные УУД – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний 5 мин | Прием Take Off - Touch Down ( Тэйк оф – тач даун) - «встать – сесть» Игра «Исправь ошибку» Прием «+», «-» Веселые задачи | Делятся на две группы : сильные и слабые ученики. За правильные ответы получаете фишки. 2 группа у доски на стульчик садятся по очереди те, кто правильно отвечает на вопрос, а предыдущий садится на его место в классе.. Произведение чисел 6 и 8 , равно … Найти произведение чисел 5 и 7. Увеличить 9 в 5 раз. Уменьши 32 в 4 раза. Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное. Увеличить 8 в 8 раз. Если число 3 увеличить в 4 раз, получится Уменьшить 48 в 8 раз. Частное чисел 24 и 6 равно Если число 35 уменьшить в 7 раз , получится… 1 группа получает следующее задание Предупреждаю, могут встречаться «ловушки». Вам нужно исправить ошибки и поставить рядом с задачей. С помощью какого знака нужно решить задачу. 1.Сыну 8 лет. Мама моложе сына в 4 раза. Сколько лет маме? 2.С первого поля вывезли 16 стогов сена, а со второго на 8 стогов меньше. Сколько стогов сена вывезли со второго поля. 3.На прилавке 20 книг, а на витрине 5. Во сколько раз меньше книг на витрине, чем на прилавке? 4.В саду у дедушки росли кустарники: 5 слив и 9 вишен. Сколько всего килограммов слив и вишен собрал дедушка с кустарников? 5. Дедушке 80 лет. Внук в 10 раз моложе дедушки. Сколько лет дедушке? 6. Тетрадь стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 таких же тетради? 7.В огороде собрали 24 килограмма лука, а чеснока 6 килограммов. На сколько больше собрали чеснока, чем лука? Пока проверяют ответы 1 группы в это время 2 я отвечает на тест. Тест «Верно или неверно» 1) Сумма чисел 36 и 8 равна 45 — 2) Разность чисел 57 и 6 равна 51 + 3) Произведение чисел 8и9 равно 81 — 4) 7 увеличить в 4 раза будет28 + 5) 18 разделить на 2 получится 9 + 6)Первый множитель 7, второй множитель 9. Произведение 72. – —Проверьте правильность выполнения. Все ли задания смогли выполнить? Кто выполнил все верно, получают фишки Мышка зёрна собирала, По два зёрнышка таскала. Принесла девятый раз. Каков у мышки стал запас?
Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла, Разделила на троих. Сколько каждому из них?
В поле бабочки летали Лепестки цветов считали На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать? Сколько будет лепестков? Если шесть всего цветков. | 48 35 45 8 5 64 12 6 4 5 Учащиеся указывают по ходу на «ловушки» - записывают в карточках. Ловушка – в условии вместо моложе сказать старше. Знак х Знак - Знак / Ловушка – неправильно поставлен вопрос: мы находим не килограммы (слив и вишен), а штуки (количество слив и вишен). Знак + Ловушка – вопрос поставлен неправильно: находим не сколько лет дедушке, а сколько лет внуку. Знак / Знак х Ловушка – в вопросе вместо больше сказать меньше. Знак – Работаю на карточках 2 х 9 = 18 з. 9 : 3 = 3 ш.. 5 х 6 = 30 л. | Регулятивные- контроль и коррекция, через поиск и исправление ошибок Коммуникативные - в рамках совместной учебной деятельности слушать других; - высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке. Познавательные УУД- логические, через использование знаково-символические средства Личностные- проявление интереса к предметно- исследовательской деятельности |
Целеполагание. 2 мин | «КОРЗИНКА ИДЕЙ» | -Чем будем заниматься? У кого какие предположения? Я хочу, чтобы вы были активными, внимательными. -На уроке нашими помощниками будут такие арифметические знаки – как « деление» и «умножение» и конечно таблица умножения и деления -Зачем нам нужно уметь делить и умножать? Где вам в жизни пригодится эти умения? | Ученики высказывают свои предположения: -Повторим таблицу деления и умножения Дети предлагают варианты. | Регулятивные УУД – высказывать свое предположение прогнозирование. |
4.Этап локализации индивидуальных затруднений 12 мин | Математический диктант Прием «круги по воде» Прием сималтиниус раунд тэйбл. прием Конэрс ( «углы» - обучающая структура, в котором ученики рапределяются по разным в зависимости от выбранного ими варианта ответа.) Прием 2-4 | Открываем классные тетради, записываем 26 октября Классная работа. Запишите только ответы. ● По дорожке бежали 5 кошек. Сколько всего у них ножек? (20) ● В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18) ● Из- за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков за кустиком? (9) ● На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 7 страницах? (28) (Ребята выполняют взаимопроверку. ) Поставте себе отметку на полях Получился ряд чисел ( на доске): 20, 18, 9, 28 У Р Т Д Какое число в этом ряду вы назвали бы лишним и почему? ( 9. Оно однозначное и нечётное) Расположите эти числа в порядке возрастания и мы прочитаем слово… Слова ТРУД является девизом нашего урока. Давайте расшифруем это слово, каждая буква будет означать предмет ,без которого не может обойтись ученик на уроке: Т –тетрадь Р- ручка У – учебник Д- дневник. Спасибо, ребята, молодцы! С этим словом связано и много пословиц, одну из которых нам предстоит сегодня открыть на этих разноцветных треугольниках. Какие виды треугольников вы знаете?. Каких здесь нет? За каждое задание на уроке я буду открывать один из треугольников и в конце урока мы узнаем, какая пословица здесь «спрятана». Сейчас каждый участник команды должен решить примеры за 1 минуту. 6х2= 27:3= 18:2= 3х8= 24:4= 32:4= 3х6= 6х6= 7х5= 5х7= 45:5= 63:9= Поменяйте листочки с партнерами по плечу, а сейчас партнерами по лицу. ОТКРЫВАЕМ 1 ТРЕУГОЛЬНИК- НЕ ВЫТАЩИШЬ Хорошо молодцы! Поблагодарим друг друга. Я выбрала 4 угла, вы должны выбрать один из углов и пройти к выбранному углу и объясните почему вы выбрали данный угол. На доске фигуры, которые соответствуют каждой группе выражений. Подойдите к фигуре, которой соответствует значение выражения. 322 72 36 ( 8 х 2 ) х 2=32 ( 7 х 3 ) х 3=63 ( 6 х 2 ) х 3=36 ( 9 х 2 ) х 4=72 Решить задачу. Хватит ли 8 лодок для 48 человек, если в каждую лодку могут сесть 5 человек? Подумайте, напишите решение в тетрадях. Затем сверяют его в паре затем в группе. Кто правильно ответил? ОТКРЫВАЕМ 2 ТРЕУГОЛЬНИК - ИЗ ПРУДА | Записывают ответы в тетрадь Отвечают на вопросы тупоугольного -добавить из ряда треугольников внизу доски Отвечают на вопросы Взаимопроверка: -Напротив выполненного задания ученики на полях ставят: - или +. Делают для себя вывод Учащиеся записывают решение в тетради | Познавательные УУД – логические, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные - в рамках совместной учебной деятельности слушать других; - высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке. Познавательные УУД – формулировка выводов Регулятивные УУД-контроль и коррекция, через поиск и исправление ошибок Познавательные УУД- логические, обобщение и классификация Познавательные УУД – логические, через использование знаково – символические средства, логические, обобщение. Познавательные, общеоучебные УУД, через информационный поиск. Коммуникативные УУД, слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
5. Физ.минутка 2 мин | Прием ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, | На каждую фразу отвечаете ДА и выполняете упражнение 1.Стряхнули с себя лень и усталость. 2. Потянулись к звездным далям. 3. Спрятались (присели) от бед и опасностей. Выполните упражнение «Мы чертёжники» -Начерти глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа – окружность, правой рукой – прямой угол, а левой – острый! Чертите аккуратно! Левой ногой квадрат, а правой прямоугольник. 4. Улыбнулись друзьям и солнышку. 5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами | | Личностные проявлять интерес к физическим упражнениям, получать удовольствие от упражнений |
6. Этап коррекции выявленных затруднений 3 мин | Игра «Кто быстрее?» Прием Round Table( обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. За 1 мин | На доске записаны примеры. Каждый из вас по очереди должен выйти к доске и решить один пример, быстро и правильно. 1-го ряда | 2-го ряда | 3-го ряда | 4 х 4 = 18 : 2 = 72 : 8 = 3 х 5 = 8 х 7= 45 : 5 = 3 х 7 = | 18 : 2 = 72 : 8 = 3 х 5 = 8 х 7= 45 : 5 = 3 х 7 = 81 : 9 = | 7 х 7 = 54 : 9 = 27 : 3 = 7 х 4 = 32 : 4 = 6 х 6 = 5 х 7 = | ОТКРЫВАЕМ - БЕЗ ТРУДА Реши примеры по кругу 6 х … = 36 … : 4 = 4 … х 7 =49 … : 5 = 5 … : 6 =9 7 х … = 14 … х 9 = 45 30 : … = 5 72 : … = 8 4 х …= 20 … х 9 = 81 42 : …= 7 Сосчитайте, сколько примеров решил каждый стол. Спасибо молодцы! | Ученики по очереди выбегают к доске и отвечают на поставленные задания Каждый отвечает на вопросы, потом обмениваются карточками, второй человек тоже отвечает | Личностные -проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; Регулятивные, контроль, оценка, коррекция. Познавательные, осознавать познавательную задачу, умение структурировать знания (общеучебные) |
7.Этап самостоятельной работы 6 мин | | Работа в тпо №77 1-а.б.в 2-г.д.е 3-ж.з.и Карточка на доске для Дианы и Дениса Найти соответствия: 8 х 7 + 5 | | 100 | 90 – 35 : 7 | | 61 | 37 + 7 х 9 | | 52 | 9 х 9 - 8 | | 85 | | Ребята выполняют упражнения в тпо самостоятельно | Коммуникативные УУД – следить за действиями других участников в совместной деятельности, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач. |
8.Этап обобщения затруднений во внешней речи 2 мин | | ОТКРЫВАЕМ - И РЫБКУ Получилась пословица…. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Какие ещё пословицы о труде вы знаете? Глаза страшатся, а руки делают. Дело мастера боится. Труд кормит, а лень портит | Высказывают свои мнения Терпенье и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест. | Познавательные - ориентируются в своей системе знаний. Личностные - объяснять самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет - оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности. Регулятивные - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями - осуществлять итоговый контроль |
9.Рефлексия деятельности. 5 мин | Прием «Дерева успеха». Прием «Корзина идей» | Чему научились на уроке? - Что понравилось? -Какое задание вызвало затруднение? – Оцените себя с помощью «Дерева успеха». Берут зеленые листочки, те ребята у которых во время урока не было ошибок. Желтые- 1-3 ошибки Красные- более 4 ошибок (включается музыка) Для гостей «Корзина идей» - напишите свои впечатления об уроке -Молодцы, ребята, все вы хорошо работали. | Называют основные позиции материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Дети совместно с учителем аргументируют выставление оценок. |
10.Домашнее задание 2 мин | Дифференцированные карточки | - Выбираем листочки с геометр. фигурами с разными видами домашнего задания. Спасибо за урок и плодотворную работу | Ученики слушают задание и задают уточняющие вопросы | Коммуникативные - умение строить взаимодействие с учителем и с учащимися |