kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Деление нуля на число".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме "Деление 0 на число". 3-й класс

Учебник: «Математика» М.И.Моро

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

  • раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

  • развивать самостоятельность, внимание, мышление;

    формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.

     Планируемые результаты: учащиеся научаться делить нуль на число; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.  

    Учебные универсальные действия:

    Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.

    П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.

    К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.

    Личностные результаты:

    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

    Оборудование:, электронное приложение к учебнику математики 3 класса Моро М.И.

  • Ход урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
- Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула.
 - Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.

Весёлый прозвенел урок,

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят,

Все внимательно глядят!

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

-  Откройте свои тетради,запишите сегодняшнее число ( 16 декабря ).

- Что вы можете сказать о числе 16!

(Оно двузначное ; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

  - Сколько десятков и сколько единиц в нём!(1 десяток и 6 единиц).

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт (игровые технологии).
Проверка знания табличного умножения:

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число;
2  4  6  7  10  12  14
6  18  24  29  36  42
 - Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16  24  32  …  48 …

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
В) расставьте примеры в 2 группы:

Почему так распределили?(с ответом 6 и 9).

Классификация примеров по группам.

 - Что вы заметили?

 - Есть ли здесь лишний пример?
 - Все ли примеры вы смогли решить?
 - У кого возникли затруднения?
 - Чем этот пример отличается от остальных?
 - Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
 - Здесь есть пример с 0.

Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите : когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
 - Подходят ли эти правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

 - Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.

  Таблица на доске.
 - Что для этого надо?  Узнать правило деления 0 на число.

Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным материалом.
 - Какие же у вас есть предположения?
0:5=0
0:5=5

предположение

Выдвижение гипотезы,

  - Как же найти верное решение?
 - С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3


Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.

Приведите свои примеры.

  1. На доске пример : 0:5  

- Подберите такое число, при умножении которого на 5, получился бы 0? (Это 0).

Значит, 0:5=0

   Аналогично рассматривается случай деления 0:8.

Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.

  ПОМНИ, делить на нуль нельзя!     0 : в = 0

- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.

(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).

 

поиск решения на основе ранее изученного.

Формулировка правила.

2) Сказка о нуле.

   - Далеко­-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.                       

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.

- Сегодня мы с вами открыли ещё одну тайну «нуля». - Что это за «тайна»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.

Чтение  вывода в учебнике.

4. Первичное закрепление

Тренировка в выполнении правила действия.

13·0=

0:7=

0:40=

9:0=

- Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число.

Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

              5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии).

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

 «Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

6. Автоматизация знаний.

Выявление границ применимости нового знания.

 - В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)

(40- 4·10):6=

(26-13):0=

15 · х = 0

0 · х = 7

Использование полученных знаний в разных заданиях.
Работа в группах.

-  Что неизвестно в этих уравнениях?
 - Вспомните, как узнать неизвестный множитель?
Решите уравнения.
Какое решение в 1 уравнении? (0)
Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя)

Обращение к ранее изученным умениям.

 Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0)

Для сильных уч-ся творческое задание

7. Самостоятельная работа(индивидуальная работа).

Развитие самостоятельности, познавательных способностей

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
№6(1).

Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Сильные ученики проверяют и помогают более слабым.

8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач.

Формирование навыка решения задач.

Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.


Прочитайте задачу(№ 5,с.85). Что поможет решить задачу?(таблица)
Какие столбики в таблице надо записать?

Масса 1 ящ.

кол-во

масса общ.

Сл. 8 кг

1) :

48кг

Гр. 9 кг 

?кг 2)·

Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии?

Работа над задачей с использованием таблицы.
Планирование решения задачи.
Самостоятельная запись решения.
Самоконтроль по образцу.

9.  Итоги урока. Рефлексия.

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

 - Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
- Ребята! Вам понравился урок?

- Посмотрите на своих "смайликов". У них разные настроения. Раскрасьте смайлика", у которого  такое же  настроение, как у вас. Покажите своих «смайликов».( я доволен собой, у меня всё получилось ;  всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось)  Молодцы!

Спасибо за урок!

До новых встреч!

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание(с.85,№ 8.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Деление нуля на число".»



Урок математики по теме "Деление 0 на число". 3-й класс



Учебник: «Математика» М.И.Моро

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

  • раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

  • развивать самостоятельность, внимание, мышление;

формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.

Планируемые результаты: учащиеся научаться делить нуль на число; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.

Учебные универсальные действия:

Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.

П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.

К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.

Личностные результаты:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование:, электронное приложение к учебнику математики 3 класса Моро М.И.

Ход урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
- Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула.
- Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.

Весёлый прозвенел урок,

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят,

Все внимательно глядят!

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

- Откройте свои тетради ,запишите сегодняшнее число ( 16 декабря ).

- Что вы можете сказать о числе 16!

(Оно двузначное ; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

- Сколько десятков и сколько единиц в нём!(1 десяток и 6 единиц).

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт (игровые технологии).
Проверка знания табличного умножения:

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число;
2 4 6  7  10 12 14
6 18 24  29  36 42
- Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16 24 32 … 48 …

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
В) расставьте примеры в 2 группы:

Почему так распределили?(с ответом 6 и 9).

Классификация примеров по группам.

- Что вы заметили?

- Есть ли здесь лишний пример?
- Все ли примеры вы смогли решить?
- У кого возникли затруднения?
- Чем этот пример отличается от остальных?
- Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
- Здесь есть пример с 0.

Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите : когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
- Подходят ли эти правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

- Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.

Таблица на доске.
- Что для этого надо?  Узнать правило деления 0 на число.



Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным материалом..
- Какие же у вас есть предположения?
0:5=0
0:5=5

предположение


Выдвижение гипотезы,

- Как же найти верное решение?
- С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3

Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.

Приведите свои примеры.

  1. На доске пример : 0:5

- Подберите такое число, при умножении которого на 5, получился бы 0? (Это 0).

Значит, 0:5=0

Аналогично рассматривается случай деления 0:8.

Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.

0:b=0




ПОМНИ, делить на нуль нельзя!

а:0




- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.

(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).



поиск решения на основе ранее изученного.



















Формулировка правила.











2)Послушайте сказку о нуле

Далеко­-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.

- Сегодня мы с вами открыли ещё одну тайну «нуля». - Что это за «тайна»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.

Чтение вывода в учебнике.


4. Первичное закрепление

Тренировка в выполнении правила действия.

13·0=

0:7=

0:40=

9:0=


- Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число.

Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.


Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии).

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

 «Любопытная Варвара»

Текст

Описание движений

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети поворачивают корпус влево.

Поворачивают корпус вправо.

Поднимают голову вверх.

Опускают голову.

Выполняют лёгкие полуприседания.

Резко приседают.


 

6. Автоматизация знаний.

Выявление границ применимости нового знания.

- В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)

(40- 4·10):6=

(26-13):0=

15 · х = 0

0 · х = 7


Использование полученных знаний в разных заданиях.
Работа в группах.

- Что неизвестно в этих уравнениях?
- Вспомните, как узнать неизвестный множитель?
Решите уравнения.
Какое решение в 1 уравнении? (0)
Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя)

Обращение к ранее изученным умениям.

** Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0)

Для сильных уч-ся творческое задание

7. Самостоятельная работа(индивидуальная работа).

Развитие самостоятельности, познавательных способностей


Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
№6(1).

Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Сильные ученики проверяют и помогают более слабым.

8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач.

Формирование навыка решения задач.

Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.


Прочитайте задачу(№ 5,с.85). Что поможет решить задачу?(таблица)
Какие столбики в таблице надо записать?

Масса 1 ящ.

кол-во

масса общ.

Сл. 8 кг

1) :

48кг

Гр. 9 кг 

 

?кг 2)·

Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии?

Работа над задачей с использованием таблицы.
Планирование решения задачи.
Самостоятельная запись решения.
Самоконтроль по образцу.

9. Итоги урока. Рефлексия .

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

- Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
- Ребята! Вам понравился урок?

- Посмотрите на своих "смайликов". У них разные настроения. Раскрасьте смайлика", у которого такое же настроение, как у вас. Покажите своих «смайликов».( я доволен собой, у меня всё получилось ; всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось)  Молодцы!

Спасибо за урок!

До новых встреч!







Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

10. Домашнее задание(с.85,№ 8.)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Деление нуля на число".

Автор: Кисиева Зарема Ясоновна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Письменные приемы деления на числа, оканчивающиеся нулями. "
    ["seo_title"] => string(71) "pis-miennyie-priiemy-dielieniia-na-chisla-okanchivaiushchiiesia-nuliami"
    ["file_id"] => string(6) "176021"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424350583"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока: Устные приемы умножения и деления с числами, оканчивающимися нулями. "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-ustnyie-priiemy-umnozhieniia-i-dielieniia-s-chislami-okanchivaiushchimisia-nuliami"
    ["file_id"] => string(6) "130814"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415991124"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока математики "Деление круглого числа на однозначное""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekturokamatiematikidielieniiekrughloghochislanaodnoznachnoie"
    ["file_id"] => string(6) "288923"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454692030"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок математики "Деление нуля на число""
    ["seo_title"] => string(39) "urok_matematiki_delenie_nulia_na_chislo"
    ["file_id"] => string(6) "607420"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652978530"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Тема: Умножение и деление многозначного числа на однозначное.   (Закрепление) "
    ["seo_title"] => string(87) "tiema-umnozhieniie-i-dielieniie-mnoghoznachnogho-chisla-na-odnoznachnoie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424965658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1490 руб.
2130 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1450 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства