Урок математики по теме "Деление 0 на число". 3-й класс
Учебник: «Математика» М.И.Моро
Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.
Задачи урока:
-
раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
-
развивать самостоятельность, внимание, мышление;
формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.
Планируемые результаты: учащиеся научаться делить нуль на число; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.
Учебные универсальные действия:
Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.
П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.
Личностные результаты:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Оборудование:, электронное приложение к учебнику математики 3 класса Моро М.И.
-
Ход урока
Цель этапа
Содержание этапа
Деятельность ученика
1. Организационный момент
Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.
Стимулирование на учебную деятельность.
- Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула.
- Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.
Весёлый прозвенел урок,
Мы начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят,
Все внимательно глядят!
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
- Откройте свои тетради,запишите сегодняшнее число ( 16 декабря ).
- Что вы можете сказать о числе 16!
(Оно двузначное ; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).
- Сколько десятков и сколько единиц в нём!(1 десяток и 6 единиц).
Организация рабочего места, проверка посадки.
2. Мотивация.
Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса
Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт (игровые технологии).
Проверка знания табличного умножения:
Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.
А) найди лишнее число;
2 4 6 7 10 12 14
6 18 24 29 36 42
- Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.
Нахождение лишнего числа.
Б) вставьте пропущенные числа:
… 16 24 32 … 48 …
Добавление недостающего числа.
Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
В) расставьте примеры в 2 группы:
Почему так распределили?(с ответом 6 и 9).
Классификация примеров по группам.
- Что вы заметили?
- Есть ли здесь лишний пример?
- Все ли примеры вы смогли решить?
- У кого возникли затруднения?
- Чем этот пример отличается от остальных?
- Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?
Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.
Постановка учебной задачи.
- Здесь есть пример с 0.
Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите : когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
- Подходят ли эти правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?
Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.
- Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.
Таблица на доске.
- Что для этого надо? Узнать правило деления 0 на число.
Формулирование темы и целей урока.
3. Открытие нового знания.
Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.
Установление связи с ранее изученным материалом.
- Какие же у вас есть предположения?
0:5=0
0:5=5
предположение
Выдвижение гипотезы,
- Как же найти верное решение?
- С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3
Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.
Приведите свои примеры.
- На доске пример : 0:5
- Подберите такое число, при умножении которого на 5, получился бы 0? (Это 0).
Значит, 0:5=0
Аналогично рассматривается случай деления 0:8.
Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.
ПОМНИ, делить на нуль нельзя! 0 : в = 0
- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.
(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).
поиск решения на основе ранее изученного.
Формулировка правила.
2) Сказка о нуле.
- Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.
Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.
- Сегодня мы с вами открыли ещё одну тайну «нуля». - Что это за «тайна»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.
Чтение вывода в учебнике.
4. Первичное закрепление
Тренировка в выполнении правила действия.
13·0=
0:7=
0:40=
9:0=
- Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число.
Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.
Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)
5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии).
Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.
«Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него свалилась вниз!
6. Автоматизация знаний.
Выявление границ применимости нового знания.
- В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)
(40- 4·10):6=
(26-13):0=
15 · х = 0
0 · х = 7
Использование полученных знаний в разных заданиях.
Работа в группах.
- Что неизвестно в этих уравнениях?
- Вспомните, как узнать неизвестный множитель?
Решите уравнения.
Какое решение в 1 уравнении? (0)
Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя)
Обращение к ранее изученным умениям.
Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0)
Для сильных уч-ся творческое задание
7. Самостоятельная работа(индивидуальная работа).
Развитие самостоятельности, познавательных способностей
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
№6(1).
Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Сильные ученики проверяют и помогают более слабым.
8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач.
Формирование навыка решения задач.
Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.
Прочитайте задачу(№ 5,с.85). Что поможет решить задачу?(таблица)
Какие столбики в таблице надо записать?
Масса 1 ящ.
кол-во
масса общ.
Сл. 8 кг
1) :
48кг
Гр. 9 кг
?кг 2)·
Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии?
Работа над задачей с использованием таблицы.
Планирование решения задачи.
Самостоятельная запись решения.
Самоконтроль по образцу.
9. Итоги урока. Рефлексия.
Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.
- Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
- Ребята! Вам понравился урок?
- Посмотрите на своих "смайликов". У них разные настроения. Раскрасьте смайлика", у которого такое же настроение, как у вас. Покажите своих «смайликов».( я доволен собой, у меня всё получилось ; всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось) Молодцы!
Спасибо за урок!
До новых встреч!
10. Домашнее задание(с.85,№ 8.)