kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Деление нуля на число".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме "Деление 0 на число". 3-й класс

Учебник: «Математика» М.И.Моро

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

  • раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

  • развивать самостоятельность, внимание, мышление;

    формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.

     Планируемые результаты: учащиеся научаться делить нуль на число; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.  

    Учебные универсальные действия:

    Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.

    П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.

    К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.

    Личностные результаты:

    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

    Оборудование:, электронное приложение к учебнику математики 3 класса Моро М.И.

  • Ход урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
- Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула.
 - Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.

Весёлый прозвенел урок,

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят,

Все внимательно глядят!

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

-  Откройте свои тетради,запишите сегодняшнее число ( 16 декабря ).

- Что вы можете сказать о числе 16!

(Оно двузначное ; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

  - Сколько десятков и сколько единиц в нём!(1 десяток и 6 единиц).

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт (игровые технологии).
Проверка знания табличного умножения:

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число;
2  4  6  7  10  12  14
6  18  24  29  36  42
 - Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16  24  32  …  48 …

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
В) расставьте примеры в 2 группы:

Почему так распределили?(с ответом 6 и 9).

Классификация примеров по группам.

 - Что вы заметили?

 - Есть ли здесь лишний пример?
 - Все ли примеры вы смогли решить?
 - У кого возникли затруднения?
 - Чем этот пример отличается от остальных?
 - Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
 - Здесь есть пример с 0.

Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите : когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
 - Подходят ли эти правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

 - Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.

  Таблица на доске.
 - Что для этого надо?  Узнать правило деления 0 на число.

Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным материалом.
 - Какие же у вас есть предположения?
0:5=0
0:5=5

предположение

Выдвижение гипотезы,

  - Как же найти верное решение?
 - С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3


Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.

Приведите свои примеры.

  1. На доске пример : 0:5  

- Подберите такое число, при умножении которого на 5, получился бы 0? (Это 0).

Значит, 0:5=0

   Аналогично рассматривается случай деления 0:8.

Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.

  ПОМНИ, делить на нуль нельзя!     0 : в = 0

- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.

(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).

 

поиск решения на основе ранее изученного.

Формулировка правила.

2) Сказка о нуле.

   - Далеко­-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.                       

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.

- Сегодня мы с вами открыли ещё одну тайну «нуля». - Что это за «тайна»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.

Чтение  вывода в учебнике.

4. Первичное закрепление

Тренировка в выполнении правила действия.

13·0=

0:7=

0:40=

9:0=

- Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число.

Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

              5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии).

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

 «Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

6. Автоматизация знаний.

Выявление границ применимости нового знания.

 - В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)

(40- 4·10):6=

(26-13):0=

15 · х = 0

0 · х = 7

Использование полученных знаний в разных заданиях.
Работа в группах.

-  Что неизвестно в этих уравнениях?
 - Вспомните, как узнать неизвестный множитель?
Решите уравнения.
Какое решение в 1 уравнении? (0)
Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя)

Обращение к ранее изученным умениям.

 Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0)

Для сильных уч-ся творческое задание

7. Самостоятельная работа(индивидуальная работа).

Развитие самостоятельности, познавательных способностей

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
№6(1).

Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Сильные ученики проверяют и помогают более слабым.

8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач.

Формирование навыка решения задач.

Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.


Прочитайте задачу(№ 5,с.85). Что поможет решить задачу?(таблица)
Какие столбики в таблице надо записать?

Масса 1 ящ.

кол-во

масса общ.

Сл. 8 кг

1) :

48кг

Гр. 9 кг 

?кг 2)·

Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии?

Работа над задачей с использованием таблицы.
Планирование решения задачи.
Самостоятельная запись решения.
Самоконтроль по образцу.

9.  Итоги урока. Рефлексия.

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

 - Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
- Ребята! Вам понравился урок?

- Посмотрите на своих "смайликов". У них разные настроения. Раскрасьте смайлика", у которого  такое же  настроение, как у вас. Покажите своих «смайликов».( я доволен собой, у меня всё получилось ;  всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось)  Молодцы!

Спасибо за урок!

До новых встреч!

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание(с.85,№ 8.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Деление нуля на число".»



Урок математики по теме "Деление 0 на число". 3-й класс



Учебник: «Математика» М.И.Моро

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

  • раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

  • развивать самостоятельность, внимание, мышление;

формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.

Планируемые результаты: учащиеся научаться делить нуль на число; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.

Учебные универсальные действия:

Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.

П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.

К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.

Личностные результаты:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование:, электронное приложение к учебнику математики 3 класса Моро М.И.

Ход урока

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
- Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула.
- Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично.

Весёлый прозвенел урок,

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят,

Все внимательно глядят!

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

- Откройте свои тетради ,запишите сегодняшнее число ( 16 декабря ).

- Что вы можете сказать о числе 16!

(Оно двузначное ; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

- Сколько десятков и сколько единиц в нём!(1 десяток и 6 единиц).

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт (игровые технологии).
Проверка знания табличного умножения:

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число;
2 4 6  7  10 12 14
6 18 24  29  36 42
- Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16 24 32 … 48 …

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации
Задания в парах:
В) расставьте примеры в 2 группы:

Почему так распределили?(с ответом 6 и 9).

Классификация примеров по группам.

- Что вы заметили?

- Есть ли здесь лишний пример?
- Все ли примеры вы смогли решить?
- У кого возникли затруднения?
- Чем этот пример отличается от остальных?
- Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером?

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
- Здесь есть пример с 0.

Это необычное число.
Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
Приведите примеры.
Посмотрите : когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.
- Подходят ли эти правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

- Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.

Таблица на доске.
- Что для этого надо?  Узнать правило деления 0 на число.



Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным материалом..
- Какие же у вас есть предположения?
0:5=0
0:5=5

предположение


Выдвижение гипотезы,

- Как же найти верное решение?
- С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3

Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.

Приведите свои примеры.

  1. На доске пример : 0:5

- Подберите такое число, при умножении которого на 5, получился бы 0? (Это 0).

Значит, 0:5=0

Аналогично рассматривается случай деления 0:8.

Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.

0:b=0




ПОМНИ, делить на нуль нельзя!

а:0




- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.

(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).



поиск решения на основе ранее изученного.



















Формулировка правила.











2)Послушайте сказку о нуле

Далеко­-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.

- Сегодня мы с вами открыли ещё одну тайну «нуля». - Что это за «тайна»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.

Чтение вывода в учебнике.


4. Первичное закрепление

Тренировка в выполнении правила действия.

13·0=

0:7=

0:40=

9:0=


- Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число.

Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.


Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии).

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

 «Любопытная Варвара»

Текст

Описание движений

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети поворачивают корпус влево.

Поворачивают корпус вправо.

Поднимают голову вверх.

Опускают голову.

Выполняют лёгкие полуприседания.

Резко приседают.


 

6. Автоматизация знаний.

Выявление границ применимости нового знания.

- В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)

(40- 4·10):6=

(26-13):0=

15 · х = 0

0 · х = 7


Использование полученных знаний в разных заданиях.
Работа в группах.

- Что неизвестно в этих уравнениях?
- Вспомните, как узнать неизвестный множитель?
Решите уравнения.
Какое решение в 1 уравнении? (0)
Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя)

Обращение к ранее изученным умениям.

** Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0)

Для сильных уч-ся творческое задание

7. Самостоятельная работа(индивидуальная работа).

Развитие самостоятельности, познавательных способностей


Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
№6(1).

Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Сильные ученики проверяют и помогают более слабым.

8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач.

Формирование навыка решения задач.

Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0?
(Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.)
Тогда будем решать задачи, где есть другие числа.


Прочитайте задачу(№ 5,с.85). Что поможет решить задачу?(таблица)
Какие столбики в таблице надо записать?

Масса 1 ящ.

кол-во

масса общ.

Сл. 8 кг

1) :

48кг

Гр. 9 кг 

 

?кг 2)·

Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии?

Работа над задачей с использованием таблицы.
Планирование решения задачи.
Самостоятельная запись решения.
Самоконтроль по образцу.

9. Итоги урока. Рефлексия .

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

- Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
- Ребята! Вам понравился урок?

- Посмотрите на своих "смайликов". У них разные настроения. Раскрасьте смайлика", у которого такое же настроение, как у вас. Покажите своих «смайликов».( я доволен собой, у меня всё получилось ; всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось)  Молодцы!

Спасибо за урок!

До новых встреч!







Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

10. Домашнее задание(с.85,№ 8.)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Деление нуля на число".

Автор: Кисиева Зарема Ясоновна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Письменные приемы деления на числа, оканчивающиеся нулями. "
    ["seo_title"] => string(71) "pis-miennyie-priiemy-dielieniia-na-chisla-okanchivaiushchiiesia-nuliami"
    ["file_id"] => string(6) "176021"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424350583"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока: Устные приемы умножения и деления с числами, оканчивающимися нулями. "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-ustnyie-priiemy-umnozhieniia-i-dielieniia-s-chislami-okanchivaiushchimisia-nuliami"
    ["file_id"] => string(6) "130814"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415991124"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока математики "Деление круглого числа на однозначное""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekturokamatiematikidielieniiekrughloghochislanaodnoznachnoie"
    ["file_id"] => string(6) "288923"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454692030"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок математики "Деление нуля на число""
    ["seo_title"] => string(39) "urok_matematiki_delenie_nulia_na_chislo"
    ["file_id"] => string(6) "607420"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652978530"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Тема: Умножение и деление многозначного числа на однозначное.   (Закрепление) "
    ["seo_title"] => string(87) "tiema-umnozhieniie-i-dielieniie-mnoghoznachnogho-chisla-na-odnoznachnoie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424965658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства