Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике "Повторение. Решение задач на движение"»
Конспект урока математики
16.11.2018г.
Рахимова Карлыгаш Гарифовна
Учитель начальных классов
первой категории
Класс 4 «В»
Урок математики. 4 класс. Тема: Задачи на движение. Цель урока: закрепление умения решать задачи на движение. Задачи: Образовательные: формировать умение решать задачи на движение; учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы. Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление; развивать математическую речь учащихся. Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, ответственность; умение работать в паре и классом, слушать и слышать других. Тип урока: закрепление.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Ход урока I. Организационный момент Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок. Слушайте внимательно, Работайте старательно. II. Устный счет (в парах)
П 6000*7; (42000)
У 150*4; (600)
Т увеличьте 300 в 4 раза; (1200)
Е найдите произведение чисел 420 и 3; (1260)
Ш первый множитель 240, второй множитель 4; (960)
Е Увеличьте 630 в 2раза (1260)
С первый множитель 110, второй множитель 7, чему равно произведение; (770)
Т увеличьте 300 в 4 раза; (1200)
В 900*6; (5400)
И 3200*2; (6400)
Е Увеличьте число 1000 на 260 (1260)
- найдите значение этих выражений;
- под каждым числом запишите соответствующую ему букву;
-прочитайте, какое слово получилось.
4200
600
1200
1260
960
1260
770
1200
5400
6400
1260
П
У
Т
Е
Ш
Е
С
Т
В
И
Е
Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке?
Путешествие – это движение.
- А на чем можно путешествовать? (На доске движущиеся объекты: велосипедист, самолет, лодка, машина, лыжник, ракета.) Какие величины движения вам известны? (Скорость, время, расстояние).
III. Самоопределение к деятельности.
- Кто определил тему урока?
-Сформулируйте задачи урока. (Повторить, как связаны скорость, время и расстояние, закрепить умение решать задачи на движение, проверить свои знания).
- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение? (В жизни. Чтобы не опаздывать на встречи, спланировать время выхода, рассчитать скорость движения) - Мы не просто будем решать задачи, а отправимся в путешествие. Мы поедем в нашу столицу Астану через города Павлодар , Кокшетау .Перед дальней дорогой нам надо немного размяться. III. Актуализация знаний. 1. - Какие величины используются в задачах на движение? (Расстояние, скорость, время) - Какой буквой обозначается расстояние? S - Как его найти? ( Расстояние равно скорости, умноженной на время.) S =V ∙ t - Какой буквой обозначается скорость? V - Как ее найти? (Скорость равна расстоянию, деленному на время.) V = S : t - Какой буквой обозначается время? t - Как его найти? (Время движения равно расстоянию, деленному на скорость) t = S : V 2. Раздели данные единицы измерения на три группы. Км/мин мм сек неделя см м/сек - По какому признаку вы их разделили на 3 группы? (Единицы измерения расстояния, скорости, времени) - Какими еще единицами измерения можно добавить каждую группу? 3. - Какие существуют виды задач на движение? • Движение навстречу друг другу (на сближение) • Движение в противоположные стороны (на удаление) • Движение друг за другом - Что общего в этих задачах? (Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние) - Чем отличаются эти задачи? (Направление движения объектов) IV. Решение задач - Я вижу, вы готовы отправиться в путешествие. Нам необходимо узнать, какое расстояние мы с вами должны преодолеть, для этого вы должны решить задачу.
План работы: • Определить вид задачи. • Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже. • Решить задачу по действиям с пояснениями. Проверка решения. 1. Самостоятельная работа. Задача. Расстояние от Алматы до Павлодара 1400км мы пролетели на самолете за 2часа . С какой скоростью будет лететь самолет?
- Как найти скорость?
1400:2 = 700км/ч скорость самолета
от г. Павлодара до г. Кокшетау на машине можно преодолеть за 2 ч со скоростью 90км/ч и расстояние от г. Кокшетау до г. Астаны за 4 ч со скоростью 75км/ч. Найди расстояние между г. Павлодаром и г. Астаной. Проверка решения. - Что находили? (Расстояние) - Как находили? (S =V ∙ t ) 90∙2=180 (км) – расстояние между Павлодаром и Кокшетау 75∙4=300 (км) – расстояние между Кокшетау и Астаной 180+300=480 (км) – расстояние между Павлодаром и Астаной 2. Физкультминутка. - Мы сегодня говорим о движении, и мы должны знать правила дорожного движения. Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке. Да – хлопать в ладоши, нет – топать. • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам. • Выезжать за пределы дворовой территории можно детям с 7 лет. • Можно играть на проезжей части дороги и на тротуаре. • Переходить улицу можно только при зеленом свете светофора. • Переходя через улицу, сначала посмотри направо. • Нельзя обходить автобус, троллейбус, трамвай ни спереди, ни сзади. Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. • Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено. 3. Работа в группах. - Итак, мы отправляемся в путь. На столе лежит карточка с задачей и план работы. Задача. Мы выехали из Павлодара, навстречу нам из Астаны выехали наши друзья. Через сколько часов мы встретимся, если мы будем ехать со скоростью 85 км/ч, а наши друзья со скоростью 75 км/ч? Расстояние между городами мы нашли в первой задаче. (480км) План работы: • Определить вид задачи. • Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже. • Решить задачу по действиям с пояснениями. Проверка решения. Ответы учащихся. (Эта задача на встречное движение. Для того чтобы решить задачу такого вида, нам необходимо, сначала найти скорость сближения, а затем расстояние разделить на полученный результат.) 75+85=160 (км/ч) – скорость сближения 480:160=3 (ч) – время 4. Коллективный разбор задачи и самостоятельная запись решения. - Продолжаем наше путешествие. По дороге мы встретили двух велосипедистов. Они выехали одновременно из поселка в противоположном направлении Скорость первого 13км/ч, скорость второго 11км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? - В каком направлении двигаются велосипедисты? (противоположном направлении.) - Какова скорость первого велосипедиста? (13км/ч) - А скорость второго?( 11км/ч) - Что еще известно в задаче? (Время) - Что нужно найти в задаче? (Расстояние) - Как будем решать? Что сначала узнаем в задаче? (Скорость удаления) - Как найти скорость удаления при движении в противоположном направлении? (Находим скорость удаления) - Как найти расстояние? (Расстояние равно скорости, умноженной на время) 13+11=24 (км/ч) – скорость удаления 24∙3=72 (км) – расстояние между велосипедистами через 3 часа
5.Работа по учебнику.
Нам нужно вернуться назад в Алматы
Решив примеры мы вернемся назад V. Подведение итогов
- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Как вы думаете, мы достигли этой цели?
Оцените себя Оценочный лист
«Математический квадрат»
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.
- Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это ответы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.
3. Математический диктант. 1. Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели? 2.Поезд за 4 часа прошёл 360 км. С какой скоростью он двигался? 3.За какое время прошел турист 28 км, если он шел со скоростью 4 км/ч? 4. Какое расстояние проплывет катер за 4 часа, если он движется со скоростью 30 км/ч? 5.Мотоциклист за 4 часа проехал 320 км. С какой скоростью он двигался? 6.Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил? 7.За 2 часа вертолет пролетел 600 км. С какой скоростью он летел? 8.Какое расстояние пройдет лыжник за 5 часов, если будет двигаться со скоростью 15 км/ч? 9.Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?
10
2
30
15
2700
25
80
7
35
5
7
300
150
90
75
70
90
120
180
100
VI. Рефлексия. Закончи предложение: • Для меня было интересным…. • Я не знал(а) что…. • Труднее всего было… • Я точно запомнил(а), что…. V. Домашнее задание. Составить и решить задачу на движение.