Урок математики
Автор: Леонтьева С.В., учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МОУ ИРМО «Бутырская СОШ"
Класс: 4
Программа: «Гармония».
Тема: Скорость движения.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер; индивидуально-ориентированные планы; карточки с заданиями. Презентация
Форма использования: проецирование на экран при групповой, индивидуальной работе с классом.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: усвоение понятия «скорость», как новой величины (в каких единицах измеряется, формулы нахождения скорости);
Построение нового способа действий, решение поставленной проблемы.
Задачи: 1. Построение нового способа действий решения поставленной проблемы составления формулы нахождения скорости.
2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: умение у обучающихся ставить перед собой учебную задачу (целеполагание), планировать, контролировать, корректировать, оценивать и рефлектировать;
3. Развивать коммуникативные УУД
Ход урока
1. Орг. момент. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня вас ждёт новое открытие. Но на пути нам встретятся препятствия, которые мы преодолеем, если будем слажено, чётко и быстро работать.
- Чтобы вам наглядно было видно, как мы будем работать, нам поможет схема. Обратите внимание, напротив каждого этапа поставлено определённое время, которое отводится на выполнение разных заданий.
Организационно-деятельностная схема:
- Психологический настрой. (1 мин)
- Целеполагание. (2 мин)
- Актуализация знаний. (Работа в парах) (8 мин)
- Объяснение нового материала. (10 мин)
- Физминутка (1 мин)
- Повторение нового материала. Работа в группах. (3 мин)
- Закрепление нового материала.Работа с ЭОР (5 мин)
- Индивидуальная работа по картам (8 мин)
- Рефлексия. (2 мин)
- Вспомним алгоритм работы в группе. (Распределение ролей, слушаем, помогаем, говорим тихо)
- Прочитайте тему урока в индивидуальных планах (СЛАЙД 1)
- Можете ли вы доступным языком объяснить значения слов «движение, скорость»? Ответы детей.
- Вот вам и первая проблема.
-Что такое движение? (СЛАЙД 2)
Это перемещение в нужном направлении.
Выключаю проектор!
2. Целеполагание.
- А что вы знаете о скорости? Что хотите узнать?
- В индивидуальных планах найдите графу «Моя цель» выберите для себя цели на урок: что хотите узнать, обведите цифры. В течение всего урока вы в графе «Рефлексия» отмечайте те цели, которые уже достигли (если достигли первую цель, то в графе «Получилось» обводите 1, если не достигли, то в графе «не получилось тоже 1»
- В графе «Моя оценка» поставьте отметку, которую вы стремитесь получить на уроке.
- Приготовьтесь работать.
3. Актуализация знаний.
Начнём с математической разминки – это движение мысли.
Работа в парах. Карточки:
- Расставьте в порядке возрастания. Какой единицы длины не хватает?
1809м 6027дм 5407км 3080см (мм)
Проверка: 3080 см, 6027 дм, 1809 м, 5407 км
Единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S ( вешается знак на доску). Напишите в тетрадь S.
2. Продолжите закономерность.
3ч 240 мин 5ч 360 мин …
- С какими величинами мы сейчас работали? (Времени.)
- Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t
( вывешивается на доске). Напишите в тетрадь t
- Посмотрите на доску, на свою запись. Может вы уже догадались, камкой единицы измерения не хватает? (Скорость)
- Как называется тема урока? (Скорость.)
- Можно ли найти связь между величинами: расстоянием и временем, со скоростью? Порассуждайте.
- Вычисли:
( СЛАЙД 3)
3дм +5 см
240 км : 4ч
38сек – 19 сек
6м4см + 3 м
240 км : 16мин.
8 мин 12сек + 48сек
- Всё ли у вас получилось?
Проверяем по щелчку мыши.
Почему не решили эти два выражения? (Разные величины)
- На какие группы можно разделить полученные выражения? (Единицы длины и времени)- синяя и жёлтая полоски.
(По клику мышки)
- Ребята, кто думает, на этом уроке мы сможем найти значение оставшихся выражений, поставьте «плюс» на полях в тетради. Но для этого надо подумать над следующим заданием.
Выключаю проектор!
- Откройте учебники на с. 38
4. Объяснение нового материала.
Задача № 134 нам поможет ответить на вопрос: Что такое скорость? Как найти скорость? В каких единицах измеряется скорость?
- Прочитайте задачу. Ответьте на вопросы:
Сколько км проходит поезд за 1 ч?
Сколько км может пролететь самолёт за 1 мин?
Начертить схему (8 клеток). Это расстояние. Чему равно? (240 км).
За какое время проходит поезд это расстояние? (За 4 часа)
240км
- Как узнала Маша скорости движения поезда и самолёта? Прочитайте, объясните.
РЕШЕНИЕ в тетради. 240 : 4 = 60 (км в час) – скорость поезда.
- Скорость самолёта найдите самостоятельно.
(240 : 16 = 15 (км в мин.) – скорость самолёта.
- В каких единицах измеряется скорость?
- Скорость – это тоже величина. Надо договориться, в каких единицах мы будем её измерять (км/ч), но не только. Есть и другие единицы измерения скорости (с.39 прочитать)
ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние за 1 единицу времени. Обозначается такой буквой V
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
Чтение вывода в учебнике
4. Повторение нового материала. (3 мин)
(Лист А-4)
Работа в группах: 1. Что такое скорость?
2. Подобрать самим формулу нахождения скорости.
(V = S : t)
3. В чём измеряется скорость? (км/ч)
(фломастером писать на листе) Все работы показать. Выбрать правильный ответ.
Прочитать правило на с. 41
Rf ЕСЛИ вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, в рефлексии отметьте.
- Закрепление нового материала с использованием ЭОР
Раздел «Числа, которые больше 1000». Скорость, время, расстояние. Задание 1.
- Индивидуальная работа по планам.
Если вы не выполнили запланированные задания, то дорешаете их дома.
7. Рефлексия.
- Посмотрите в свои индивидуальные планы. Сравните: Какие цели ставили в начале урока. Достигли их? Если не достигли, то почему?