На уроке учащиеся учаться решать экономические задачи, встречающимися в жизни. Знакомяться с профессиями, владение которыми требует математических знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Математика + экономика"»
МБОУ «Тарасовская СОШ»
Учитель математики: Бобрышева Татьяна Тимофеевна
Открытый урок (математика + экономика)
по теме: «Решение экономических задач» в форме деловой игры «Компетентность»
7 класс
Цели урока:
Предметные: познакомить обучающихся с практическим применением математических знаний в профессиях; отработка практических умений и навыков вычисления процентов, решением задач на оптимальный вариант;
Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к осознанному выбору будущей профессии;
Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Учебно-воспитательные задачи:
Создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, смелость.
Способствовать развитию умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Стимулировать интерес к предмету, познакомить с профессиями.
Форма проведения: урок - деловая игра.
Подготовка: Игра проводится на уроке. Дети заранее готовят характеристики основных профессий, которые входят в их отдел: бухгалтера, маркетолога, финансиста, инженера, аудитора, кассира, рабочего. Класс разбит на 5 групп – отделы: «Отдел маркетинга», «Бухгалтерия», «Производство», «Банковские операции», «Аудиторский отдел». Все "сотрудники" отдела (члены команд) подчиняются непосредственно "начальнику" своего отдела, а также "руководителю фирмы" - учителю математики.
План проведения:
1. Вступительное слово учителя (2 минуты).
2. Планерка (5 минут).
3. Деловая игра (15минут).
4. Отчет каждого отдела(15минут).
5. Подведение итогов (3 минуты).
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Организационный момент.
В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре вам будет необходимо выбрать одну из них, поэтому, сегодня на уроке я хочу обратить ваше внимание на значимость математических знаний в некоторых профессиях. Я вас предварительно разделила на 5 отделов, четыре из которых есть на каждом большом предприятии: «Отдел маркетинга», «Бухгалтерия», «Производство», «Банковские операции», а пятый «Аудиторский отдел» такого отдела на предприятиях нет. Каждый отдел получил домашнее задание ответить на вопрос: Какими деловыми качествами обладают специалисты вашего отдела? И выбрать начальника отдела. Я сегодня в нашей игре буду играть роль руководителя нашего предприятия. Раздаю эмблемы отделов.
Слушают.
2 этап «Планерка»
1.Постановка целей и задач урока
Итак любой рабочий день на предприятии начинается с «Планерки» - совещания, на которой ставятся цели и задачи на день.
Мы сегодня часто сталкиваемся в жизни с экономическими задачами. Высчитывая стоимость продуктов в магазине, высчитывая количество фартуков (разделочных досок), которые можно получить из данного количества сырья, высчитать сумму дохода от положенных денег счет в банке. Какие задачи можно отнести к экономическим? Как бы вы определили цель нашего занятия?
Постановка целей и задач
Для достижения поставленной цели необходимо владеть некоторыми знаниями и умениями. Как вы думаете, какие знания и умения необходимы для решения экономических задач?
Предполагаемые ответы
- Задачи на проценты.
- Задачи на количество выпущенных изделий;
-Задачи на определение стоимости.
«Научиться решать экономические задачи»
Возможные варианты ответов:
- знания по теме Проценты»
- умение решать задачи на проценты;
- умение находить оптимальное решение;
2. Повторение пройденного
устно
Разминка. Представление аудиторов которые будут в течении урока оценивать работу закрепленного за ним отдела. Даю слово аудиторам, по представлению этой профессии. Поясняю кто такие аудиторы. Аудиторам раздаются бланки-анкеты для выставления набранных баллов за правильные ответы по каждому отделу.
На экране высвечиваются вопросы по порядку, отделы готовые ответить поднимают эмблему отдела и дают ответ все по очереди. Затем высвечивается правильный ответ. Всем отделам, кто правильно ответил, аудиторы ставят по 1 баллу в анкету, кто первый поднял эмблему 2 балла.
1)Что называют процентом?
2) Представьте проценты десятичной дробью и закончите предложение:
Каждый сотрудник фирмы платит государству 13% свой заработной платы в качестве…
3) Цель труда производителя?
4) Человек, который на свои заемные средства под свой страх и риск создает фирму, чтобы соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.
а) брокер б) предприниматель
в) бизнесмен г) преподаватель
5)Как называется крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности.?
6) Объявление, извещение по телевидению, на радио и т.д. о товаре, услуге?
7)Соперничество, состязание на рынке между фирмами?
8) Как называется мера денежного взыскания за нарушение установленного порядка?
Представители отдела оглашают характеристику профессии и деловые качества.
Отвечают на вопросы устно.
1)Процент – это сотая часть
2) Каждый сотрудник фирмы платит государству 0,13 свой заработной платы в качестве подоходного налога.
3) Выручка, прибыль
б) предприниматель
5) Банк
6) Реклама
7) Конкуренция
8) штраф
3 этап.
Отработка навыков решения задач
Деловая игра «Компетентность»
4 отделам раздаются задания для выполнения, состоящих из двух задач и задания, в котором должны указать деловые качества, необходимые специалистам отдела (домашнее задание)
Каждая группа учащихся представляет отдел одной фирмы. Руководитель отдела получает задание, организует работу группы по поиску решения. Решение записывается в бланк-решение. Аудитор следит за выполнением задания и ставит баллы в бланк-анкету.
4 этап.
контроль
Задачи представлены по очереди на доске, с последующей демонстрацией ответов.
Отчёт отделов о проделанной работе
Выступление представителя отдела с решением задачи. Обсуждают, делают, вывод. Перечисляют деловые качества специалистов. Аудитор проводит проверку результата по готовому решению.
Вносит в бланк-анкету по 1 баллу, за совпавшие качества, максимум 5
5 этап.
Подведение итогов
Постановка
домашнего задания
Подводит итог урока с помощью учащихся.
Учитель оценивает работу учащихся, называет отметки.
«5» получат учащиеся отдела, набравшие больше всего баллов, остальные отделы «4»
Аудиторы получат «5», если назовут 5 деловых качеств.
Резерв времени. Работа над математическими ребусами
МАТЕМАТИКА НУЖНА ВСЕМ!
Она имеет огромное значение в любой профессии.
Аудиторы предоставляют бланки-анкеты с итоговым количеством набранных баллов каждым отделом.
домашнее задание творческого характера:
Составить задачу на проценты, используя газетные статьи, специальную литературу.
6 этап.
Рефлексия
Просит оценить степень сформированности умения решать задачи с экономическим содержанием.
На сигнальных карточках- смайликах ставят один из символов: « ? », « ! », « + ».
+ – умею решать предложенные задачи.
! - прекрасно справляюсь с решением.
? – затрудняюсь при решении. (выведены на доске)
Отдел маркетинга
Задача 1.1. В организации ввели ежедневный учет изготовленных в течение месяца изделий. В результате получили такой ряд данных: 39; 41; 40; 0; 56; 30; 24; 21; 35; 38; 0; 58; 31; 0; 52; 40; 42; 40; 39; 54; 0; 64; 44; 50; 38; 37; 32. Найдите среднее арифметическое выпущенного количества изделий. Ответ:
Задача 1.2. Со склада готовой продукции нужно отправить в пятницу 60 т., грузоподъемность автомобилей 12т . Сколько потребуется автомобилей для вывоза всего груза?
Ответ: 60 / 12 = 5 автомобилей.
Задание 1.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Маркетолог
Внимательность
Коммуникабельность.
Стрессоустойчивость
Творчество
Аналитический склад ума
Отдел «Бухгалтерия»
Задача №2.1.Фонд заработной платы данной фирмы за апрель 2019 г. Составил 250 тыс.руб. Бухгалтерия перечислила 33280 руб. в качестве подоходного налога. Правильно ли она сделала, если подоходный налог составляет 13%?
Ответ: 250000*13/100 = 32500 рублей. 33280-32500 = 780 руб. переплатили.
Задача №2.2. Наша фирма в 2016 году получила прибыль 4000 руб., а в течение следующих двух лет прибыль возрастала примерно на 50 % в год. Какую прибыль получила фирма за 2018 год?
Ответ: Прибыль 2017 - 4000+2000= 6000 руб. 2018 – 6000+ 3000 = 9000 руб.
Задание 2.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Бухгалтер
1. настойчивость.
2. честность,
3. усидчивость,
4. ответственность,
5. аккуратность.
Отдел «Производство»
Задача №3.1. Фирме нужно приобрести 40 кубометров строительного бруса у одного из трех поставщиков. Какова наименьшая стоимость такой покупки с доставкой (в рублях)? Цены и условия доставки приведены в таблице.
Поставщик
Цена бруса (руб. за м3)
Стоимость доставки (руб.)
Дополнительные условия
A
4200
10200
Б
4800
8200
При заказе на сумму больше 150 000 руб. доставка бесплатно
В
4300
8200
При заказе на сумму больше 200 000 руб. доставка бесплатно
Ответ: А – 4200* 40 = 168000+10200= 178200
Б - 4800*40=192000 +0 = 192000
В – 4300*40= 172000 +8200 = 180200
Задача №3.2.Цех выполнил 25% плана, а затем 3/5 оставшейся части. Сколько процентов плана осталось не выполнено? Ответ: 30%.
Задание 3.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Инженер (различных отраслей)
Смекалка
Хороший чертежник
Творец
Культурный
Всесторонне образованный
Отдел «Банковские операции».
Задача №4.1.Положили 6500 руб. под 10% годовых. Сколько денег на счету будет в конце года?
Ответ: 6500 + 6500 ∙ 0,1 = 7150 (руб.) Задача №4.2. Покупатель должен за товар 250000 рублей. В конце месяца он перечислил на счет 90% долга. Какую сумму заплатил должник?
Ответ 225000 руб.
Задание 4.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Финансист
математические способности
хорошая память
аналитический склад ума
усидчивость
стресоустойчивость
Отдел «Аудиторы».
Задание 5.1.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Аудитор
честность
коммуникабельным,
внимательным
аналитический склад ума
хорошая память
Распределение учащихся по отделам (жеребьевка):
Более сильным учащимся 8 человек, вытянуть
Отд. Маркетолог
Отд. Бухгалтерия
Отд.Производство
Отд. Банковские операции»
Аудитор (маркетинга)
Аудитор (бухгалтерии)
Аудитор (производства)
Аудитор банк.операций)
Маркетолог
Маркетолог
Бухгалтерия
Бухгалтерия
Производство
Производство
Банковские операции»
Банковские операции»
Приложение 1 (раздаточный материал)
Отдел маркетинга
Задача 1.1. В организации ввели ежедневный учет изготовленных в течение месяца изделий. В результате получили такой ряд данных: 39; 41; 40; 0; 56; 30; 24; 21; 35; 38; 0; 58; 31; 0; 52; 40; 42; 40; 39; 54; 0; 64; 44; 50; 38; 37; 32. Найдите среднее арифметическое выпущенного количества изделий.
Задача 1.2. Со склада готовой продукции нужно отправить в пятницу 60 т., грузоподъемность автомобилей 12т . Сколько потребуется автомобилей для вывоза всего груза?
Задание 1.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Маркетолог
Отдел «Бухгалтерия»
Задача №2.1.Фонд заработной платы данной фирмы за апрель 2019 г. Составил 250 тыс.руб. Бухгалтерия перечислила 33280 руб. в качестве подоходного налога. Правильно ли она сделала, если подоходный налог составляет 13%?
Задача №2.2. Наша фирма в 2016 году получила прибыль 4000 руб., а в течение следующих двух лет прибыль возрастала примерно на 50 % в год. Какую прибыль получила фирма за 2018 год?
Задание 2.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Бухгалтер
Отдел «Производство»
Задача №3.1. Фирме нужно приобрести 40 кубометров строительного бруса у одного из трех поставщиков. Какова наименьшая стоимость такой покупки с доставкой (в рублях)? Цены и условия доставки приведены в таблице.
Поставщик
Цена бруса (руб. за м3)
Стоимость доставки (руб.)
Дополнительные условия
A
4200
10200
Б
4800
8200
При заказе на сумму больше 150000 руб. доставка бесплатно
В
4300
8200
При заказе на сумму больше 200000 руб. доставка бесплатно
Задача №3.2.Цех выполнил 25% плана, а затем 3/5 оставшейся части. Сколько процентов плана осталось не выполнено?
Задание 3.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Инженер (различных отраслей)
Отдел «Банковские операции».
Задача №4.1.Положили 6500 руб. под 10% годовых. Сколько денег на счету будет в конце года?
Задача №4.2. Покупатель должен за товар 250000 рублей. В конце месяца он перечислил на счет 90% долга. Какую сумму заплатил должник?
Задание 4.3.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Финансист
Отдел «Аудиторы».
Задание 5.1.Запишите деловые качества, необходимые для работы по специальности:
Аудитор
БЛАНК-АНКЕТА
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
№ П/П
Задание
Баллы
1
Повторение (- 2 балла за правильный и первый ответ;
- 1 балл за правильный ответ)
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
Решение задач ( - 2 балла за правильный ответ)
2.1
2.2
3
Деловые качества МАРКЕТОЛОГА
( - 1 балл за каждое совпадение, всего 5 баллов)
Итого баллов
БЛАНК-АНКЕТА
ОТДЕЛ БУХГАЛТЕРИЯ
№ П/П
Задание
Баллы
1
Повторение (- 2 балла за правильный и первый ответ;
- 1 балл за правильный ответ)
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
Решение задач ( - 2 балла за правильный ответ)
2.1
2.2
3
Деловые качества БУХГАЛТЕРА
( - 1 балл за каждое совпадение, всего 5 баллов)
Итого баллов
БЛАНК-АНКЕТА
ОТДЕЛ ПРОИЗВОДСТВА
№ П/П
Задание
Баллы
1
Повторение (- 2 балла за правильный и первый ответ;
- 1 балл за правильный ответ)
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
Решение задач ( - 2 балла за правильный ответ)
2.1
2.2
3
Деловые качества ИНЖЕНЕРА
( - 1 балл за каждое совпадение, всего 5 баллов)
Итого баллов
БЛАНК-АНКЕТА
ОТДЕЛ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
№ П/П
Задание
Баллы
1
Повторение (- 2 балла за правильный и первый ответ;