Урок математики в 5 классе
по теме «Сравнение дробей».
Цели урока:
• Поставить проблему по теме урока и найти выход из неё;
• Вывести правила сравнения дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями;
• Научить применять эти правила при решении примеров;
• Развивать логическое мышление.
Ход урока
I .Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Я надеюсь, что вы пришли на урок математики в хорошем настроении, будете помогать мне , а я вам, будем работать одной дружной командой, и у нас всё получится!
II .Устная работа.
Учитесь думать, объяснять
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
Вопросы:
1) 1 кг винограда в 2 раза дороже 1 кг яблок. Что дороже: 8 кг яблок или 4 кг винограда?
2) Есть 5 обрывков цепи, в каждом по 3 кольца. Как соединить их в цепь, расклепав и заклепав только 3 кольца?
3) Полный ящик с фруктами весит 22 кг. Ящик, заполненный наполовину, весит 12 кг. Сколько весит пустой ящик?
III. Актуализация знаний.
- Какую тему мы изучаем на уроках математики? (обыкновенные дроби)
- Какие дроби вы знаете? (правильные и неправильные)
- Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей? (научились читать дроби, записывать, изображать дроби на числовом луче)
- Предлагаю вам проверить свои знания по этим вопросам:
1) В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все дроби, которые я вам покажу:
1/2 1/3 2/3 3/2 1/6 2/6 3/6 6/6 9/6
- Назовите все эти дроби (1 ученик записывает все эти дроби из предложенного ряда)
-Предложите, какой будет следующий вопрос?
Ученики предлагают:
1) Назовите числитель и знаменатель дроби
2) Назовите правильные и неправильные дроби
3) Какая дробь называется правильной, какая-неправильной?
4) Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?
5) Что означает дробь 2/3, 3/2, 6/6
(Далее следуют ответы на поставенные вопросы,т.е повторение изученного)
- Ребята, вы могли бы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую? Расставить дроби в порядке возрастания?
- Сомневаетесь? Значит вам еще не всё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему (Как сравнить дроби?)
Тогда сформулируем тему урока: "Сравнение дробей".
IV .Изучение нового материала.
- Поставьте каждый для себя цель урока (учащиеся сообщают, какие цели они для себя выбирают)
- Вернёмся к вопросу: как сравнить дроби; как расставить их в порядке возрастания? Что для этого необходимо сделать?(отметить дроби на координатном луче)
- Отметим дроби на координатном луче. Кто желает? (1 ученик у доски,остальные в тетради)
-Ребята, не всегда при сравнении дробей оказывается возможным выполнять построение на луче, значит надо искать другие способы сравнения. Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правило сравнения. Для этого выполним ряд заданий и сделаем выводы по полученым результатам.
Задание 1:
С помощью координатного луча сравнить 2 дроби с одинаковыми числителями
1) 5/6 и 1/6 2) 2/3 и 4/3 3) 1/6 и 6/6
Сделаем вывод: Из 2-х дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше и больше та, у которой числитель больше.
Задание 2: С помощью координатного луча сравните 2 дроби с одинаковыми числителями:
1) 2/6 и 2/3 2) 3/3 и 3/6 3) 1/2 и 1/3
Сделаем вывод: Из 2-х дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше и больше та, у которой знаменатель меньше.
Задание 3: С помощью координатного луча сравнить правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей
1) 1/3 и 1 2) 3/6 и 1 3) 3/2 и 1 4) 1 и 6/9 5) 1 и 6/6
Сделаем вывод: Правильная дробь меньше единицы. Неправильная дробь больше или равна единицы.
Задание 4: С помощью координатного луча,сравнить 2 дроби,одна из которых правильная,а другая неправильная
1) 1/3 и 3/2 2) 1/2 и 6/6 3) 9/6 и 2/3
Сделаем вывод: Из 2-х дробей правильная дробь будет всегда меньше неправильной.
-Прочтите эти правила в учебнике(стр 151-152)
-Повторим ещё раз 4 правила сравнения
1) Из 2-х дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше и больше та, у которой числитель больше.
2) Из 2-х дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше и больше та, у которой знаменатель меньше.
3) Правильная дробь меньше единицы. Неправильная дробь больше или равна единицы.
4) Из 2-х дробей правильная дробь будет всегда меньше неправильной.
V . Закрепление нового материала (коррекция).
-Проверьте себя: насколько хорошо вы поняли материал,выполните следующие задания:
1) Сравните:
а) 92/101 и 43/101 б) 41/90 и 41/56 в) 7/3 и 1 г) 5/8 и 1
д) 9/4 и 19/21 е) 2/11 и 3/2
2) Приведите свои примеры на правила сравнения дробей.
3) Обсудить в парах (на каждую парту раздать задания).
а) Как сравнить 2 обыкновенные дроби,изображенные на числовом луче?
б) Дробь а /b неправильная, дробь x/ y > a/b. Что можно сказать о дроби?
в) Дробь a /b - правильная. Дробь x /y < a /b . Что можно сказать о дроби x/y ?
г) Даны дробь a/b и x/y, a /b = 1, x /y < a /b. Какая это дробь x/ y - правильная или неправильная?
д) Чему может быть равен Х, если x/7 < 1, 6/x > 1, x/5 =1, x/y = 1
(выслушать мнения групп)
VI .Рефлексия.
1)Что узнали нового на уроке?
2)Что удалось,что понравилось вам?
3)Удалось ли достичь цели урока?
4)Какие испытали трудности?
5)Оценки
Д/з: п. 24, 25 № 1028, 1029, 1030