kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме Пирамида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме "Пирамида"

Цель урока: формирование представления о пирамиде и навыков применения формулы нахождения  площади поверхности и построения сечения при решении несложных задач.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

использование определения следующих понятий:  «пирамида», «площадь боковой поверхности пирамиды», «площадь полной поверхности пирамиды» в процессе реальной ситуации; использование свойств пирамиды и строение сечения.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, последовательность действий при решении задач в зависимости от конкретных условий, трудолюбия; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

План урока:

1.                      Организационный момент.

2.                      Актуализация знаний.

3.                      Изучение нового материала.

4.                      Решение простейших задач.

5.                      Рефлексия.

6.                      Домашнее задание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Москаленко А.В. Урок математики по теме Пирамида»

Урок математики по теме "Пирамида"

Цель урока: формирование представления о пирамиде и навыков применения формулы нахождения площади поверхности и построения сечения при решении несложных задач.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

использование определения следующих понятий: «пирамида», «площадь боковой поверхности пирамиды», «площадь полной поверхности пирамиды» в процессе реальной ситуации; использование свойств пирамиды и строение сечения.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, последовательность действий при решении задач в зависимости от конкретных условий, трудолюбия; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Решение простейших задач.

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим путешествие во времени.

Слайд1 Фараон Джосер повелел создать для себя необычную гробницу, похожую на гигантскую каменную лестницу, по которой фараон после смерти должен был подняться на небо. Его замысел воплотил в жизнь великий египетский зодчий Имхотеп. Правившие после Джосера фараоны тоже строили себе ступенчатые пирамиды, пока фараону Снофру не пришла в голову мысль выстроить для своей гробницы не ступенчатую, а гладкую пирамиду.

Слайд2 Вслед за Снофру Древним Египтом правил его сын, фараон Хуфу, или, как мы его привыкли называть, - Хеопс. За 23 года своего правления он сумел выстроить самую грандиозную и удивительную пирамиду, которую мы называем первым чудом света.

Пирамиды – самое грандиозное из всех чудес света. Построенная около 2600 г. до н.э., она имеет высоту 146 метров, состоит из 2300000 каменных блоков, каждый весом примерно 3 тонны.

Даже сегодня при современных машинах и механизмах выстроить такую громадную пирамиду было бы нелегко.

Но мы сегодня должны научиться строить пирамиды.

2. Актуализация знаний.

Термин «пирамида» заимствован из греческого «пирамис» или «пирамидос». Греки  в свою очередь позаимствовали это слово из египетского языка. В папирусе Ахмеса встречается слово «пирамис»  в смысле ребра правильной пирамиды. Другие считают, что термин берет свое начало от формы хлебцев в Древней Греции («пирос» - рожь). В связи с тем, что форма пламени напоминает образ пирамиды, некоторые ученые считали, что термин происходит от греческого слова «пир» - огонь.

Итак, тема урока “Пирамида”.

Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения.

Что мы можем узнать о пирамиде? Познакомиться с понятием пирамида, ее видами, элементами, свойствами, решить простейшие задачи.

Итак, цель урока: изучить новый вид многогранников – пирамиды. Рассмотреть задачи, связанные с пирамидой.

- Опишите фигуры, изображенные на Слайде3 (основание, вершина, ребра)

- Что объединяет эти тела? (в основании n-угольник, боковые грани – треугольники).

- Как можно назвать эти тела? (пирамиды)

Итак, пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основание пирамиды; точки, не лежащей в плоскости основания – вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания – боковыми ребрами.

- Слайд4 Дайте определение высоты пирамиды. (Высотой пирамиды называется перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания).

- Слайд5 Что это за многогранник? Дайте определение тетраэдра (поверхность, состоящая из четырех правильных треугольников или многогранник, состоящий их четырех треугольников)

- Слайд6 Пирамида называется правильной, если её основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является её высотой.

- Слайд7 Какие пирамиды могут быть правильными? (в основании лежит правильный треугольник – треугольная пирамида, в основании лежит квадрат - четырехугольная пирамида, в основании лежит правильный шестиугольник – шестиугольная пирамида)

- Слайд8 Свойства боковых ребер и боковых граней правильной пирамиды. (Все боковые ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками)

Построим пирамиду Хеопса.

1. Постройка Великих пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина требовала огромных усилий всех свободных египтян. Их труд был настоящим чудом. Строители работали с большим энтузиазмом над возведением гробницы своего великого фараона. Они верили: фараон – сын бога, и после смерти он окажется среди богов. Если они выкажут ему подлинное уважение, он позаботится о них, простых людях, об их детях, внуках и правнуках.

Выкажем же и мы ему подлинное уважение. Построим пирамиду Хеопса.

Итак, что лежит в основании пирамиды Хеопса (квадрат)

- Как изображается квадрат на плоскости? (параллелограммом)

- Слайд9 построим основание,

- отметим вершину параллелограмма,

- соединим вершину боковыми ребрами с вершинами основания.


2. Построим треугольную пирамиду.

- Слайд10 Построим основание,

- отметим вершину параллелограмма,

- соединим вершину боковыми ребрами с вершинами основания.


3. Решение задач.

Слайд11 1. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, тангенс угла наклона боковой грани к основанию равен 1,2. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды, если основание ее лежит в центре квадрата.

S



Решение

1. AC Ç ВD = О

2. Пирамида правильная Þ SО ^ (АВС)

3. ОЕ çç АD Þ ОЕ ^ АD Þ

4. SЕ ^ СD (по теореме о 3 перпендикулярах)

Чему равен тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике? (отношению противолежащего катета к прилежащему катету)

5. D SОЕ – п\у tg E = SО : ОЕ = 1,2

6. ОЕ = 0,5АD =115м

7. SО = ОЕ • tg E = 1,2 • 115 = 138 м

Ответ: 138м



С

В



Е

А

О



230

D







Слайд12 2. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, высота пирамиды 138 м. Найти боковое ребро самой высокой египетской пирамиды.

Решение

1. AC Ç ВD = О

2. D АОD – п\у, р\б

по т. Пифагора АD2 = DО2+ОА2

D2= 2302 = 52900

ОD2 = 26450

3. Пирамида правильная Þ SО ^ (АВС)

4. D SОD – п\у

по т. Пифагора DS2 = DО2S2 = 26450 + 1382=

= 26450 +19044 = 45494

DS » 213 м

Ответ: 213м

S





С

В



А

О



230

D





- Слайд13 Из чего состоит поверхность пирамиды? (из основания, и боковых граней)

- Чем является боковая грань? (треугольником)

Слайд14 3.Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1?

Решение

1. Sпов=4Sтр

2. Sтр = 0,5а2sin600

3. Sпов= 4 0,5а2sin600 =

Ответ:







Слайд15 4. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды Хеопса, сторона основания которой равна 230м и высота 138м.

Решение

1. Sб.пов=4Sтр

2. AC Ç ВD = О

3. Пирамида правильная Þ

SО ^ (АВС)

4. ОЕ çç СD Þ ОЕ ^ АD Þ

5. SЕ ^ АD (по теореме о 3 перпендикулярах)

6. ЕОS- п\у по т. Пифагора ЕS2 = ЕО2S2 = 1152 + 1382 =

= 13225 +19044 = 32269

ЕS  180

7. ES - высота АSD

SАSD = 0,5 ЕS•АD  0,5 •180 • 230 20700 м2

8. Sб.пов=4Sтр  4 • 20700  82800 м2

Ответ: 82800 м2



S

С

В



138

О



230

Е

D

А





Слайд16 5. (устно) Боковое ребро правильной пирамиды вдвое больше ее высоты. Определите угол наклона боко­вого ребра к плоскости основания. (300)


Построение сечений пирамиды. Слайд17

Перед учащимися ставится задача, в ходе решения которой повторяются основные аксиомы и теоремы. Осуществляется пошаговая проверка построения сечения.

Слайд18 - На каких рисунках сечение построено не верно? (1, 3, 4)








Задачи Слайд19 - 23

Рефлексия.

Подведем итоги нашей совместной работы.

Выставление оценок.

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Какие знания пригодились?

Что было сложного?

Что понравилось на уроке?

5. Домашнее задание.

1). Если в правильной треугольной пирамиде высота H равна стороне основания a, то боковые ребра составляют с плоскостью основания углы в 600. Верно ли это утверждение?

2). Сторона квадрата равна 10 см. Доказать, что нельзя, используя его в качестве основания, построить правильную четырехугольную пирамиду с боковым ребром 7 см.

3). Доказать или опровергнуть утверждение: «если в пирамиде все ребра равны, то пирамида правильная».



4).

Просмотр содержимого документа
«Москаленко А.В.технологическая карта урока по математики Пирамида»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Пирамида


ФИО (полностью)

Москаленко Ангэлина Васильевна

Место работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Губернский колледж города Похвистнево

Должность

Преподаватель математических дисциплин

Предмет

Математика

Класс (курс)

1

Тема урока

Пирамида (90 мин)

Базовый учебник,


электронные ресурсы

Атанасян, Л.С. Геометрия 10-11. [Текст]: учебник. 18-е изд. / Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2009 г. - 255 с.

School-collection.edu.ru., fcior.edu.ru.


  1. Цель урока: формирование представления о пирамиде и навыков применения формулы нахождения площади поверхности и построения сечения при решении несложных задач.

  2. Планируемые результаты: учащиеся научатся давать характеристику пирамиде, находить площадь боковой и полной поверхности; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

использование определения следующих понятий: «пирамида», «площадь боковой поверхности пирамиды», «площадь полной поверхности пирамиды» в процессе реальной ситуации; использование свойств пирамиды и строение сечения.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, последовательность действий при решении задач в зависимости от конкретных условий, трудолюбия; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11.Тип урока : комбинированный.

12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: дидактическое формирование знаний;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, реконструкция.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение и свойства пирамиды;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

15.Необходимое техническое оборудование и средства: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, карточки заданий (приложения 1 и 2), электронная презентация, выполненная в программе Power Point





Технологическая карта урока

Этап урока


Задачи этапа и использование ЭОР




Деятельность учителя




Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10


1

Организационный этап (1 урок)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку.


2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Презентация

Слайд 1,2

Вступительное слово учителя.

Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы.

Историческая справка.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

6-7

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения , принятие целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

4-5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: пирамида и площади поверхностей.

Презентация

Слайд 3-8

http://fcior.edu.ru/card/12219/piramida-elementy-piramidy-vidy-piramid-sechenie-piramidy-ploskostyu-ploshad-bokovoy-i-polnoy-poverh.html

Создает проблемную ситуацию, задает вопросы по данному материалу.

Работают с текстом учебника.

Дают определения: высота, тетраэдр, правильная пирамида, свойства боковых ребер и боковых граней. Делают вывод о формуле нахождения площади пирамиды.

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Построение речевого высказывания

Умение слушать и вступать в диалог

выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

потребность в самовыражении и самореализации

5

Первичная проверка понимания


Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Презентация

Слайд 9,10

http://fcior.edu.ru/card/12219/piramida-elementy-piramidy-vidy-piramid-sechenie-piramidy-ploskostyu-ploshad-bokovoy-i-polnoy-poverh.html

Какая фигура изображена на слайде?

Что называется ребро пирамиды?

Что называется боковой поверхностью пирамиды?

Как найти площадь боковой поверхности пирамиды?

Что называется полной поверхностью пирамиды?

Как найти площадь полной поверхности пирамиды?

Какая пирамида является правильно?

Какие виды правильной пирамиды вы знаете?

Дайте полную характеристику фигуры изображенной на слайде.


Отвечают на вопрос.

4

, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог;

способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Ориентация в межличностных отношениях

6

Физкультминутка


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2


Планирование своей деятельности

Умение слушать

Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

7

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Презентация

Слайд 11-15

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

Учащиеся выполняют в тетрадях решение задач (приложение 1).

После выполнения задания выполняют взаимную проверку.


12

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;

умение определять цели, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

8

Подведение итогов 1 урока


Вносит корректировку в ответы учащихся

Работа по учебнику (ответить устно на вопросы)

3

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Выделение и осознание изученного

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся;

осознание смысла учения и понимание личную ответственность за будущий результат;


9

Организационный момент (2 урок)


Организация внимания учащихся

Включение в деловой ритм урока

2




Смыслообразование

10

Закрепление изученного на 1 уроке


Презентация Слайд 16-18

Ставит задачи, в ходе решения которой повторяются основные аксиомы и теоремы.

Учащиеся отвечают на вопросы, проговаривают пошаговое построение сечения.


12

Выделение и формулирование познавательной цели.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог




11

Организация контроля

Презентация

Слайд 19-23

http://fcior.edu.ru/card/9087/piramida-i-ee-elementy-sechenie-piramidy-ploskostyu-ploshad-bokovoy-i-polnoy-poverhnosti-piramidy-p1.html

Организует самостоятельную работу, комментирует задания. Контролирует работу слабых учащихся.

Учащиеся решают самостоятельно задачи (приложение 2).

Один с обратной стороны доски, остальные в тетради.

Первые два учащихся получают оценку в журнал.

Результаты проговариваются сильными учащимися.

23

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Поиск и выделение необходимой информации, моделирование

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,

моделирование

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

12

Физминутка


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2


Планирование своей деятельности

Умение слушать

Осознание ценности здоровья

13

Подведение итогов урока, оценивание знаний


Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся

Оценивают свою работу.

Ставят цель на следующий урок.

2


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно-этическая ориентация

14

Информация о домашнем задании, инструктаж по его

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Презентация

Слайд 24,25


Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2


Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно - этическая ориентация

15

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Какие знания пригодились?

Что было сложного? Что понравилось на уроке?

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

1-2


Оценка своей деятельности и других людей; умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

способность к волевому усилию;

овладение навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

сформирован внутренний план действий;

определение последовательности действий


умеет составлять план действий;

умеет договариваться несиловыми методами;

умеет вступать в диалог;

может сотрудничать с другими людьми;

умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;

может отслеживать действия партнера;

умеет слушать и слышать;

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми;

может интегрироваться в группу сверстников 


осознание смысла учения и понимание личную ответственность за будущий результат;

умение делать нравственный выбор;

способность к волевому усилию;

сформирована учебная мотивация;

адекватное реагирование на трудности и нет боязни сделать ошибку






Просмотр содержимого документа
«приложения 1,2»

Приложение 1.

  1. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, тангенс угла наклона боковой грани к основанию равен 1,2. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды, если основание ее лежит в центре квадрата.

  2. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, высота пирамиды 138 м. Найти боковое ребро самой высокой египетской пирамиды.

  3. Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1?

  4. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды Хеопса, сторона основания которой равна 230м и высота 138м.

  5. (устно) Боковое ребро правильной пирамиды вдвое больше ее высоты. Определите угол наклона бокового ребра к плоскости основания.











Приложение 2.

  1. Построить сечение, проходящее через вершину D и точки М и N, лежащие на ребрах AB и BC тетраэдра ABCD

  2. Постройте сечение треугольной пирамиды, плоскостью, проходящей через точку М, лежащую на ребре SB и прямую АС.

  3. Постройте сечение треугольной пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки: К - SА, Р – SB, FAC.

  4. Постройте сечение четырехугольной пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки: MSB, NSC, KAD.

  5. Построить сечение тетраэдра ABCD плоскостью ,проходящей через точки M,N,P, лежащие , соответственно, на ребрах AD,DC и CB тетраэдра. Причем M и N заданы так, что прямые MN и AC не параллельны.

Просмотр содержимого презентации
«Москаленко А.В. Урок математики по теме Пирамида»

Москаленко Ангэлина Васильевна ГБОУ СПО Губернский колледж г. Похвистнево

Москаленко Ангэлина Васильевна

ГБОУ СПО Губернский колледж г. Похвистнево

• Пирамиды

Пирамиды

SABC - тетраэдр S B A C

SABC - тетраэдр

S

B

A

C

Правильная пирамида

Правильная пирамида

Правильные пирамиды

Правильные пирамиды

Свойства боковых ребер и боковых граней правильной пирамиды

Свойства боковых ребер и боковых граней правильной пирамиды

S •  В А С D

S

В

А

С

D

•  D В С А

D

В

С

А

1. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, тангенс угла наклона боковой грани к основанию равен 1,2. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды, если основание ее лежит в центре квадрата. Решение: S 1 . AC    В D = О 2.  Пирамида правильная  S О   (АВС) В 3. ОЕ  А D    ОЕ   С D   С А 4.  S Е   С D  (по теореме о 3 перпендикулярах) О E 5.    S ОЕ – п\у tg E = S О : ОЕ D 6.  ОЕ = 0,5А D =115м 7. S О = ОЕ •   tg E = 115 •  1,2  = 138 м Ответ: 138 м.

1. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, тангенс угла наклона боковой грани к основанию равен 1,2. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды, если основание ее лежит в центре квадрата.

Решение:

S

1 . AC В D = О

2. Пирамида правильная

S О (АВС)

В

3. ОЕ  А D ОЕ С D

С

А

4. S Е С D (по теореме о 3 перпендикулярах)

О

E

5. S ОЕ – п\у tg E = S О : ОЕ

D

6. ОЕ = 0,5А D =115м

7. S О = ОЕ tg E = 115 1,2 = 138 м

Ответ: 138 м.

2. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, высота пирамиды 138 м . Найти боковое ребро самой высокой египетской пирамиды. Решение: 1 . AC    В D = О S 2.    АО D – п\у, р\б по т. Пифагора А D 2 = D О 2 +ОА 2  2О D 2 = 230 2 = 52900 О D 2  = 2 6 450 В С А О 3 .  Пирамида правильная  S О   (АВС) 4 .   S О D – п\у 230 м D по т. Пифагора DS 2 = D О 2 +О S 2 = 2 6 450 + 138 2 = = 2 6 450 +19044 = 45494 D S    213 м Ответ: 213 м.

2. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, высота пирамиды 138 м . Найти боковое ребро самой высокой египетской пирамиды.

Решение:

1 . AC В D = О

S

2. АО D – п\у, р\б

по т. Пифагора

А D 2 = D О 2 +ОА 2

D 2 = 230 2 = 52900

О D 2 = 2 6 450

В

С

А

О

3 . Пирамида правильная

S О (АВС)

4 . S О D – п\у

230 м

D

по т. Пифагора DS 2 = D О 2 S 2 = 2 6 450 + 138 2 =

= 2 6 450 +19044 = 45494

D S 213 м

Ответ: 213 м.

3.Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1? Решение SABC – тетраэдр   S 1. S пов=4 S тр 2. S тр = 0,5 а 2 sin 60 0 3.  S пов=4 •  0,5 а 2 sin 60 0 =  = B A Ответ:  C

3.Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1?

Решение

SABC – тетраэдр

S

1. S пов=4 S тр

2. S тр = 0,5 а 2 sin 60 0

3. S пов=4 0,5 а 2 sin 60 0 =

=

B

A

Ответ:

C

4. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды Хеопса, сторона основания которой равна 230  м и высота 138  м. Решение: 1. S б.пов=4 S тр S 2. AC    В D = О 3.  Пирамида правильная  S О   (АВС) В 4. ОЕ  С D    ОЕ   А D   5.  S Е   А D  (по теореме о 3 перпендикулярах) С А О 6.   S ОЕ – п\у по т. Пифагора Е S 2 = ЕО 2 +О S 2 = 115 2 + 138 2 = = 13225 +19044 = 32269 Е S    180 E D 7. ES - высота  А S D  S А SD = 0,5 Е S •А D = 0,5 •1 80 • 230 =20 70 0 м 2 Ответ: 82 80 0 м 2 8. S б.пов =4 S тр = 4 • 20 70 0 = 82 80 0 м 2

4. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды Хеопса, сторона основания которой равна 230 м и высота 138 м.

Решение:

1. S б.пов=4 S тр

S

2. AC В D = О

3. Пирамида правильная

S О (АВС)

В

4. ОЕ  С D ОЕ А D

5. S Е А D (по теореме о 3 перпендикулярах)

С

А

О

6. S ОЕ – п\у

по т. Пифагора

Е S 2 = ЕО 2 S 2 = 115 2 + 138 2 =

= 13225 +19044 = 32269

Е S 180

E

D

7. ES - высота А S D

S А SD = 0,5 Е S •А D = 0,5 •1 80 • 230 =20 70 0 м 2

Ответ: 82 80 0 м 2

8. S б.пов =4 S тр = 4 • 20 70 0 = 82 80 0 м 2

5. (устно) Боковое ребро правильной пирамиды вдвое больше ее высоты. Определите угол наклона бокового ребра к плоскости основания. Решение: S 1. AC    В D = О 2.  Пирамида правильная  S О   (АВС)     S О D –п\у  В 3. S D = 2 •  SO А С 4 .    D = 30 0 О D Ответ: 30 0 .

5. (устно) Боковое ребро правильной пирамиды вдвое больше ее высоты. Определите угол наклона бокового ребра к плоскости основания.

Решение:

S

1. AC В D = О

2. Пирамида правильная

S О (АВС) S О D –п\у

В

3. S D = 2 SO

А

С

4 . D = 30 0

О

D

Ответ: 30 0 .

Построение сечений пирамиды A N M α K D B C

Построение сечений пирамиды

A

N

M

α

K

D

B

C

На каких рисунках сечение построено не верно?   D D D M M А C C C А А M B B B D D P N P Q N Q А C C А S M M B B

На каких рисунках сечение построено не верно?

D

D

D

M

M

А

C

C

C

А

А

M

B

B

B

D

D

P

N

P

Q

N

Q

А

C

C

А

S

M

M

B

B

Построение сечения пирамиды 1.Построить сечение, проходящее через вершину D и точки М и N , лежащие на ребрах AB и BC тетраэдра ABCD D •  1.MN 2.MD 3.DN 4.Искомое сечение - ∆ MDN. C A •  •  N M B

Построение сечения пирамиды

1.Построить сечение, проходящее через вершину D и точки М и N , лежащие на ребрах AB и BC тетраэдра ABCD

D

1.MN

2.MD

3.DN

4.Искомое сечение - ∆ MDN.

C

A

N

M

B

2. Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через точку М и прямую АС. 1. МА S 2. МС 3.  АМС - искомое М А↔М, т.к.А є( ABS)  и М є ( ABS)  С↔М, т.к.Сє( С BS)  и М є (С BS)  АМС- искомое сечение. ( по т.15.1)   А В С

2. Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через точку М и прямую АС.

1. МА

S

2. МС

3. АМС - искомое

М

  • А↔М, т.к.А є( ABS) и М є ( ABS)
  • С↔М, т.к.Сє( С BS) и М є (С BS)
  • АМС- искомое сечение. ( по т.15.1)

А

В

С

3. Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки. S 1. РК 2. К F 3 .  К F    S С = N Р К 4 . Р N   ВС = D 5 . DF 6 . PKFD - искомое В А D F С N

3. Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки.

S

1. РК

2. К F

3 . К F S С = N

Р

К

4 . Р N ВС = D

5 . DF

6 . PKFD - искомое

В

А

D

F

С

N

4. Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки. 1 . MN S 2. MN   ВС = Х 3. КХ    D С = Р 4. NP 5 . КХ    АВ = Y M 6. MY  AS = Q 7. QK N X B C Q 8. QMNPK искомое P D А K Y

4. Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки.

1 . MN

S

2. MN ВС = Х

3. КХ D С = Р

4. NP

5 . КХ АВ = Y

M

6. MY AS = Q

7. QK

N

X

B

C

Q

8. QMNPK искомое

P

D

А

K

Y

5. Построить сечение тетраэдра ABCD плоскостью ,проходящей через точки M , N , P , лежащие , соответственно, на ребрах AD,DC и CB тетраэдра. Причем M и N заданы так, что прямые MN и AC не параллельны. D 1.  MN 2.  NP М 3.  MN   AC = Q  4. PQ  AB = S N 5. S M 6. SMNP – искомое сечение C Q A Р S В

5. Построить сечение тетраэдра ABCD плоскостью ,проходящей через точки M , N , P , лежащие , соответственно, на ребрах AD,DC и CB тетраэдра. Причем M и N заданы так, что прямые MN и AC не параллельны.

D

1. MN

2. NP

М

3. MN AC = Q

4. PQ AB = S

N

5. S M

6. SMNP – искомое сечение

C

Q

A

Р

S

В

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1). Если в правильной треугольной пирамиде высота H равна стороне основания a, то боковые ребра составляют с плоскостью основания углы в 600. Верно ли это утверждение?
  • 2). Сторона квадрата равна 10 см. Доказать, что нельзя, используя его в качестве основания, построить правильную четырехугольную пирамиду с боковым ребром 7 см.
  • 3). Доказать или опровергнуть утверждение: «если в пирамиде все ребра равны, то пирамида правильная».
Домашнее задание Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки. S N М C B K A D

Домашнее задание

Постройте сечение пирамиды, плоскостью, проходящей через заданные точки.

S

N

М

C

B

K

A

D


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
открытый урок по теме Пирамида

Автор: Москаленко Ангэлина Васильевна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Открытый урок: " Построение сечений многогранников" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-postroieniie-siechienii-mnoghoghrannikov"
    ["file_id"] => string(6) "211531"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431627863"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Сценарий урока. Тема:  "Описание дома"."
    ["seo_title"] => string(37) "stsienarii-uroka-tiema-opisaniie-doma"
    ["file_id"] => string(6) "258360"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448473807"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "План открытого урока на тему "Обработка кармана в листочку" "
    ["seo_title"] => string(60) "plan-otkrytogho-uroka-na-tiemu-obrabotka-karmana-v-listochku"
    ["file_id"] => string(6) "173375"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423987793"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Открытый урок на тему "Социальные ценности нормы" (презентация, поурочное планирование и раздаточный материал для 3-х уроков)"
    ["seo_title"] => string(119) "otkrytyiuroknatiemusotsialnyietsiennostinormypriezientatsiiapourochnoieplanirovaniieirazdatochnyimatierialdlia3khurokov"
    ["file_id"] => string(6) "255843"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448009872"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по теме "Избирательное право""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokapotiemieizbiratielnoiepravo"
    ["file_id"] => string(6) "266195"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450107749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства