kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Избирательное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет Обществознание Класс 10 класс Предмет Обществознание Класс 10 класс Тип урока Урок открытия нового знания Технология построения урока Осмысление и проектирование последовательности работы (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока Тема Избирательное право. Избирательный процесс. Цель Создание условий для усвоения знаний по теме урока Основные термины, понятия активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы. Планируемые результаты Предметные умения: • Познакомить учащихся со структурой, сущностью и типами демократической избирательной системы • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия. Личностные УУД: • Формировать внутреннюю позицию к выборам, как представительной форме участия граждан в политике. • Воспитывать осознание важности и ответственности участия в выборах. • Регулятивные УУД: • Учиться управлять своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий. • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Познавательные УУД: • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. • самостоятельно делать выводы; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные УУД: • Уметь организовывать учебное сотрудничество. • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. • Уметь работать в группах. Организация пространства Формы работы Ресурсы Фронтальная, индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации). Учебник, справочный материал Раздаточный материал ЭОР (Интернет-ресурсы, таблицы, презентация) Этапы урока, время Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Организационный (этап актуализации) 4-7 мин. Создание условий для активизации учащихся. Настраивает на работу. В Конституции РФ сказано: Ст.3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Ст. 32. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. ? О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему. Познавательная Коммуникативная Регулятивная Активизация познавательных процессов (внимание, память). Умение вступать в диалог. Управление своей познавательной деятельностью. Отвечают на вопросы учителя и формируют тему урока Постановка учебной проблемы, планирование 3-5 мин. Создание условий для постановки цели и задач урока. Определение цели через проблемную задачу. Послушайте небольшой рассказ. - Мама, а я могу стать самым главным в нашем городе? – спросил Татьяну Николаевну первоклассник Миша. - Имеешь в виду – стать главой города? Миша кивнул головой. - Можешь. - А депутатам могу? – не унимался Миша. - И депутатом можешь, - обнадежила мама. - А Путиным могу? – допытывался сын. - Нет, Путиным не можешь, а вот Президентом России – пожалуйста, - улыбаясь, ответила мама. - А кто депутатов и президентов на работу принимает? - Мы с папой, - пояснила мама. На Мишином лице от восторга, что его родители такие важные люди расплылась довольная улыбка. - Как это вы с папой? – все же решил уточнить он. - Ну, если точнее, не только мы с папой, но и бабушка с дедушкой, наши соседи, все граждане России. Мы выбираем Президента страны и депутатов. И ты, когда подрастешь, тоже будешь принимать участие в выборах. А если сейчас будешь хорошо учиться, то может быть, потом тебя выберут президентом России. ?Какое возникает противоречие между статьями Конституции и ответами мамы? Проблема: кто имеет активное и пассивное избирательное право, уклонение от выборов россиян – это проблема? Знакомство с новым термином – абсентеизм Проблема записывается на доске и в тетради Активизация мыслительных процессов (анализ). Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. Управление своей познавательной деятельностью. Оценивание мнения одноклассников. Предлагают варианты ответов, делают записи в тетради. Абсентизм - (от лат. "absens, absentis" — отсутствующий) — отстранение избирателей от участия в голосовании.Предлагают варианты ответов, делают записи в тетради. Направить на правильный выбор цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока). – Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы. Активизация мыслительных процессов (умозаключение). Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. Управление своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников. Формулируют цели и задачи Открытие нового знания 15-20 мин. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Делит класс на три группы с таким расчетом, чтобы в каждой оказался эксперт (заранее подготовленный ученик), координирует работу экспертов. Информационный материал - Приложение 1 Работа с информацией. Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. Осознанно строят выводы. Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. Работают с информационным материалом в группах Применение нового знания 3-5 мин. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Конкурсные задания между группами. • Разминка Объясните понятия: Избирательное право, демократия, конституция, Государственная Дума, абсентеизм, плюрализм, популизм, президент, выборы, публичное право. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. • Четвертый лишний: 1.выборы, власть, партия, гимн 2.депутат, мандат, пакт, электорат 3.»Единая Россия», КПРФ, СНГ, ЛДПР За правильный ответ команда получает 1 балл. • Подумай и выбери Догадайтесь, какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические. Тайное голосование – открытое голосование. Один кандидат – несколько кандидатов 25 лет – 18 лет Избиратели – белые избиратели Отсутствие прессы – присутствие прессы 90% избирателей – 30% избирателей За каждое правильное слово команда получает 1 балл. Максимум -6 б. • Рассыпное лото. Команды должны соединить карточки с термином и карточки с его объяснением. • Действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти ( политическое участие). • Палата Федерального Собрания, состоящая из депутатов, избираемых по территориальным округам, главная задача которой – принятие федеральных законов (Государственная Дума) • Наличие в обществе двух или более партий (многопартийность). • Область, специалисты которой с помощью рекламы, создают привлекательный для избирателей имидж кандидата в депутаты (политический маркетинг). • Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов ( избирательный участок). • Устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права (избирательный ценз). • Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом ( избиратель). • Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата ( избирательная квота). • Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления ( депутат). • Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений (референдум). • Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ (Федеральное Собрание РФ). Победитель та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. Максимальный балл 5. • « Избирательный процесс». Необходимо построить пирамиду из стадий избирательного процесса. (стадии на карточках) 1.Назначение даты выборов 2.Выдвижение и регистрация кандидатов, 3. Предвыборная агитация, 4. Голосование и подведение итогов выборов Побеждает команда, которая быстрее и правильно заполнит пирамиду - 4 балла. • На приеме у юриста. Учитель по очереди предлагает ситуации, а команды должны с правовой точки зрения их объяснить. Предлагаемые ситуации: • Гражданин Петров по пути на избирательный участок споткнулся и сломал ногу. После того как ему наложили гипс в травматологической поликлинике и доставили домой, было уже 19 часов. Желая не оставаться в стороне от политической жизни страны и принять участие в выборах президента, Петров отправил жену в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования, однако в просьбе Петрову отказали. Правомерен ли отказ избирательной комиссии? Свой ответ аргументируйте. • В ходе предвыборной агитации при проведении выборов в Государственную Думу РФ епископ Московский во время воскресной проповеди призвал всех католиков России проголосовать за гр. Радченко, являющегося их единоверцем. У членов избирательной комиссии возник вопрос, является ли подобного рода агитационное заявление законным. Дайте юридическую консультацию по данному вопросу. • Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести? • В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов? За правильный ответ 5 баллов. Если у команды нет ответа, вторая команда может ответить и заработать дополнительные баллы. • Деньги, деньги, деньги. Составьте список из 5 источников финансирования Вашей избирательной кампании. Объясните, почему названные Вами люди, организации захотят поддержать Вашу избирательную кампанию. Время на выполнение задания - 2-3 минут, полнота и правильность объяснения 5 баллов. Анализ, обсуждение, фиксация результатов. Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. Осуществление взаимного контроля. Выполняют задания Ответ: Избирательная комиссия права, так как согласно ст.67 ФЗ « О выборах Президента РФ» заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования. В данном случае срок пропущен и отказ обоснован. Ответ: Ст. 48 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав» прямо предусматривает, что запрещается проведение предвыборной агитации благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний (п.7). Составляют программу Рефлексия учебной деятельности 1-3 мин. Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями. Организует рефлексию. • Подведение итогов турнира, выставление оценок. • Задает вопросы: • Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной? • Совместимы ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями? • Возвращение к проблеме урока: Кто имеет активное и пассивное избирательное право, уклонение от выборов – это проблема? Умение осознанно строить выводы. Умение аргументировать свою позицию. Оценивание правильности выполнения заданий. Отвечают на вопросы Домашнее задание Написать сочинение – размышление на тему: «Я – будущий избиратель» Записывают в дневник

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Избирательное право"»

Технологическая карта изучения темы


Предмет

Обществознание

Класс

10 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

Избирательное право. Избирательный процесс.

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы.


Планируемые результаты

Предметные умения:

  • Познакомить учащихся со структурой, сущностью и типами демократической избирательной системы

  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.











Личностные УУД:

  • Формировать внутреннюю позицию к  выборам, как представительной форме участия граждан в политике.

  • Воспитывать осознание важности и ответственности участия в выборах.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  • самостоятельно делать выводы;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.

  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

  • Уметь работать в группах.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная , индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации).



Учебник, справочный материал

Раздаточный материал

ЭОР (Интернет-ресурсы, таблицы, презентация)






























Технология изучения


Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап актуализации)


4-7 мин.

Создание условий для активизации

учащихся.


Настраивает на работу.

В Конституции РФ сказано:

Ст.3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 32. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.


? О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему.


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.


Отвечают на вопросы учителя и формируют тему урока

Постановка учебной проблемы, планирование


3-5 мин.






Создание условий для постановки цели и задач урока.

Определение цели через проблемную задачу.












Послушайте небольшой рассказ.

- Мама, а я могу стать самым главным в нашем городе? – спросил Татьяну Николаевну первоклассник Миша.

- Имеешь в виду – стать главой города? Миша кивнул головой.

- Можешь.

- А депутатам могу? – не унимался Миша.

- И депутатом можешь, - обнадежила мама.

- А Путиным могу? – допытывался сын.

- Нет, Путиным не можешь, а вот Президентом России – пожалуйста, - улыбаясь, ответила мама.

- А кто депутатов и президентов на работу принимает?

- Мы с папой, - пояснила мама.

На Мишином лице от восторга, что его родители такие важные люди расплылась довольная улыбка.

- Как это вы с папой? – все же решил уточнить он.

-  Ну, если точнее, не только мы с папой, но и бабушка с дедушкой, наши соседи, все граждане России. Мы выбираем Президента страны и депутатов. И ты, когда подрастешь, тоже будешь принимать участие в выборах. А если сейчас будешь хорошо учиться, то может быть, потом тебя выберут президентом России.

 

?Какое возникает противоречие между статьями Конституции и ответами мамы?


Проблема: кто имеет активное и пассивное избирательное право, уклонение от выборов россиян – это проблема?


Знакомство с новым термином – абсентеизм

Проблема записывается на доске и в тетради

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Предлагают варианты ответов, делают записи в тетради.


















Абсентизм - (от лат. "absens, absentis" — отсутствующий) — отстранение избирателей от

участия в голосовании.Предлагают варианты ответов, делают записи в тетради.

Направить на правильный выбор цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока).

– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы.


Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников.

Формулируют цели и задачи

Открытие нового знания

15-20 мин.







Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Делит класс на три группы с таким расчетом, чтобы в каждой оказался эксперт (заранее подготовленный ученик), координирует работу экспертов.

Информационный материал - Приложение 1




Работа с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его.



Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Работают с информационным материалом в группах

Применение нового знания


3-5 мин.





Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Конкурсные задания между группами.

  1. Разминка

Объясните понятия:

Избирательное право, демократия, конституция, Государственная Дума, абсентеизм, плюрализм, популизм, президент, выборы, публичное право.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Четвертый лишний:

1.выборы, власть, партия, гимн

2.депутат, мандат, пакт, электорат

3.»Единая Россия», КПРФ, СНГ, ЛДПР

За правильный ответ команда получает 1 балл.


  1. Подумай и выбери

Догадайтесь,  какие  слова  характеризуют  демократические  выборы,  а  какие - недемократические.
Тайное  голосование – открытое  голосование.
Один  кандидат – несколько  кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые  избиратели
Отсутствие  прессы – присутствие  прессы
90%  избирателей – 30%  избирателей

За каждое правильное слово команда получает 1 балл. Максимум -6 б.

  1. Рассыпное лото.

Команды должны соединить карточки с термином и карточки с его объяснением.

  1. Действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти

( политическое участие).

  1. Палата Федерального Собрания, состоящая из депутатов, избираемых по территориальным округам, главная задача которой – принятие федеральных законов (Государственная Дума)

  2. Наличие в обществе двух или более партий (многопартийность).

  3. Область, специалисты которой с помощью рекламы, создают привлекательный для избирателей имидж кандидата в депутаты (политический маркетинг).

  4. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов ( избирательный участок).

  5. Устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права (избирательный ценз).

  6. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом

( избиратель).

  1. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата

( избирательная квота).

  1. Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления ( депутат).

  2. Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений (референдум).

  3. Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ (Федеральное Собрание РФ).

Победитель та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. Максимальный балл 5.


  1. « Избирательный процесс».

Необходимо построить пирамиду из стадий избирательного процесса. (стадии на карточках)

1.Назначение даты выборов

2.Выдвижение и регистрация кандидатов,

3. Предвыборная агитация,

4. Голосование и подведение итогов выборов

Побеждает команда, которая быстрее и правильно заполнит пирамиду - 4 балла.

  1. На приеме у юриста.

Учитель по очереди предлагает ситуации, а команды должны с правовой точки зрения их объяснить.

Предлагаемые ситуации:

  1. Гражданин Петров по пути на избирательный участок споткнулся и сломал ногу. После того как ему наложили гипс в травматологической поликлинике и доставили домой, было уже 19 часов. Желая не оставаться в стороне от политической жизни страны и принять участие в выборах президента, Петров отправил жену в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования, однако в просьбе Петрову отказали. Правомерен ли отказ избирательной комиссии? Свой ответ аргументируйте.


  1. В ходе предвыборной агитации при проведении выборов в Государственную Думу РФ епископ Московский во время воскресной проповеди призвал всех католиков России проголосовать за гр. Радченко, являющегося их единоверцем. У членов избирательной комиссии возник вопрос, является ли подобного рода агитационное заявление законным. Дайте юридическую консультацию по данному вопросу.


  1. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?


  1. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?


За правильный ответ 5 баллов. Если у команды нет ответа, вторая команда может ответить и заработать дополнительные баллы.


  1. Деньги, деньги, деньги...

Составьте список из 5 источников финансирования Вашей избирательной кампании. Объясните, почему названные Вами люди, организации захотят поддержать Вашу избирательную кампанию.

Время на выполнение задания - 2-3 минут, полнота и правильность объяснения 5 баллов.


Анализ, обсуждение, фиксация результатов.


Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его.


Осуществление взаимного контроля.


Выполняют задания



































































Ответ:

Избирательная комиссия права, так как согласно ст.67 ФЗ « О выборах Президента РФ» заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования. В данном случае срок пропущен и отказ обоснован.

Ответ:

Ст. 48 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав» прямо предусматривает, что запрещается проведение предвыборной агитации благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний (п.7).


















Составляют программу

Рефлексия учебной деятельности


1-3 мин.





Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Организует рефлексию.

  1. Подведение итогов турнира, выставление оценок.

  2. Задает вопросы:

  1. Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

  2. Совместимы ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?

  3. Возвращение к проблеме урока: Кто имеет активное и пассивное избирательное право, уклонение от выборов – это проблема?

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Отвечают на вопросы

Домашнее задание


Написать сочинение – размышление на тему: «Я – будущий избиратель»

Записывают в дневник







Приложение 1.  В каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы.

 Органы государственной власти формируются двумя способамипутем выборов и путем назначения. 

            В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими  ----федеральными законами. Они образуют избирательное законодательство.

     Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающих

     порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения

     результатов голосования.

Избирательная система – порядок выборов впредставительные учреждения  и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

                                  Избирательная система

       Избирательное право

           Избирательный процесс

    Комплекс правовых норм о порядке выборов.

   

Комплекс действий в процессе выборов.

         Избирательное право – часть конституционного права

  • Узкий смысл – политическое право избирать (акт) и быть избранным  (пас) в органы гос.вл. и местного самоуправления

  • В широком смысле + избирательные законы и др. нормативно-правовые акты

  Активное избирательное право – право избирать, то есть право граждан государства

     Участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

  • С 18 лет

 Пассивное избирательное право – право быть избранными.

  • С 21 года в представительные органы

  • С 35 лет президентом

Избирательное право – призвано гарантировать одно из основных конституционных  политических прав гражданина – право участвовать в выборах.

 

       Ядром этих гарантий выступают принципы проведения выборов. Согласно ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» гражданин РФ участвует на основе :

                          ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

     В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.                               

Принципы избирательной системы:

  • Всеобщность                                          ( - ограниченные

  • Равенство                                               (  - неравные

  • Тайное голосование                              (  - с открытым голосованием

  • Прямые выборы                                     (  - косвенные

  • Обязательность и периодичность  проведения выборов

  • Свобода и добровольность выборов.

       Данный принцип действует во многих демократических странах , в т. ч. В РФ.

А в некоторых странах, например в Италии, конституционно закрепляется ,что  голосование на выборах являетсягражданским долгом избирателя. За его нарушение  иногда предусматриваются  юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы.

? Совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?

    Гражданский долг как нравственная категория совместим с указанным  демократическим принципом. За нарушение гражданского долга должны предусматриваться исключительно моральные санкции.

     В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.

     Ценз – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лиц а к пользованию какими-либо политическими правами.

  • Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной и оседлости. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те , кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

   

  • Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности.

  • Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие.

(США- граждане каждые 4 года избирают выборщиков -538 чел., которые избирают Президента)

Каждый российский избиратель вправе никому не рассказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием.

Избирательная система включает:

  • порядок избрания Президента РФ;

  • порядок избрания депутатов Государственной Думы;

  • порядок избрания глав администраций субъектов Федерации;

  • порядок избрания депутатов законодательных органов местного самоуправления.

В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы, Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии.

ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Конституция России

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

  • Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

  • Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

  • Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

  • Федеральный конституционный закон «О референдуме»

  • Указы Президента РФ

  • Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ

  • Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.

                                        ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

      Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Он состоит из нескольких этапов:

  • Установление даты выборов

  • Составление списки избирателей (ознакомление не позднее чем за 20 дней до выборов)

  • Образование и утверждение  избирательных округов и участков

  • Формирование избирательных комиссий

  • Выдвижение, регистрация кандидатов

  • Предвыборная агитация

  • Голосование

  • Подсчет голосов и установление результатов выборов

Избирательные комиссии:

  • Центральная Избирательная комиссия РФ ( действует постоянно)

  • Избирательные комиссии субъектов РФ

  • Окружные избирательные комиссии

  • Территориальные избирательные комиссии

  • Участковые избирательные комиссии

     Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий- 4 года, состоит из 15 человек: пять назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

     Функции Центральной избирательной комиссии:

  • Руководство деятельностью избирательных комиссий

  • Контроль за соблюдением избирательных прав

  • Издание нормативных актов

  • Оказание правовой , методической, организационно-технической

      помощи избирательным комиссиям

  • Регистрация уполномоченных представителей политических партий

  • Регистрация кандидатов и выдача удостоверений

Участковые избирательные комиссии:

  • Выставляют списки избирателей

  • Производят подсчет голосов и устанавливают итоги выборов

  • Обеспечивают подготовку помещений для голосования

  • Организуют голосование

Важным этапом избирательного процесса является выдвижение и регистрация кандидатов. Этим правом обладают избирательные объединения, сами избиратели, а также сами граждане.

     Со дня регистрации кандидата начинается предвыборная агитация и прекращается за сутки до выборов. Голосование проводится в календарный выходной день. Избирателю, который по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего проживания в день выборов и не сможет прийти на избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии за 15-4 дня до голосования. Участковая избирательная комиссия должно обеспечить возможность проголосовать тем людям, которые по состоянию здоровья не могут прийти на участок.

     Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло  участие меньшее число избирателей , чем предусмотрено в законе.

     За нарушение избирательных прав граждан – подкуп, обман, подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов – предусмотрена административная, а в некоторых случаях – уголовная ответственность.

                                                  РЕФЕРЕНДУМ

     Для решения особо важных проблем в государстве используют референдумы.

Референдум – проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

       Правила проведения референдума аналогичны рассмотренным выше. Решение, которое принимается на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

                                        ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

     Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Президент не может занимать свой пост более 2-х сроков подряд.

     Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ.

     Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке  самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 человек, обладающих активным избирательным правом.

     При подготовке  и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов.

     Граждане РФ, политические партии вправе проводить  в любых допускаемых законом формах предвыборную агитацию.

     Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ проводятся за счет федерального бюджета.

     В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

  • Призывы голосовать за или против кандидата

  • Выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии

  • Описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата

  • Распространение информации с явным преобладанием сведений  о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании  с позитивным, либо негативными комментариями

  • Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением его служебных обязанностей

  • Деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного  отношения избирателей.

Предвыборная агитация может проводиться:

  • На каналах организаций  теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях

  • Посредством проведения массовых мероприятий

  • Посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

     Законодательство гарантирует всем кандидатам и избирательным объединениям равные условия доступа к СМИ. Не допускается злоупотребление свободой массовой информации , агитация, разжигающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

                             ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ:

  1. Мажоритарная избирательная система

  • Территория страны разбивается на территориальные единицы- избирательные округа.

  • От каждого округа как правило избирается только один депутат (одномандатные округа), но иногда и более ( многомандатные округа).

  •  Округа равны по численности

  • Избиратели голосуют за личность( представитель партии, движения или независимый кандидат)

  • Избранным считается кандидат , получивший большинство голосов по этому округу

  • АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО

( Австралия) 50% + 1 голос

  • ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО

( США, Канада) – Побеждает тот, кто набрал голосов больше , чем каждый из его соперников

  При мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура, во втором туре участвуют два кандидата, набравших большинство голосов.

«+» Прочные связи между депутатом и избирателями

«_» Голоса избирателей ,отданные за непобедившего кандидата пропадают , а победитель иногда имеет поддержку явного меньшинства

А-25% , Б – 38% , В – 35%, голоса за кандидатов  А и В – пропали.

  1. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

   Так при использовании пропорциональной системы учитывается количество поданных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент.

  • Территория страны- единый избирательный округ

  • Политические партии, союзы – выдвигают кандидатов

  • Избиратели голосуют не за личности в той или иной партии , а за партию в целом

  • Партии получают места в представительном органе четко  пропорционально поданным за них голосам

«+» Более справедливое соотношение мест в парламенте

«_» Если много партий – раздробленность , поэтому во многих странах устанавливается барьер ( в России не менее 7% голосов). Голоса партий, набравших менее 7% -делятся пропорционально между партиями ,набравшими большинство.

3. СМЕШАННАЯ

До 2007 года выборы в Государственную думу 225-по одномандатным округам (мажоритарная система), 225 по единому общенациональному округу (пропорциональная).

Сейчас - только пропорциональная ( по партийным спискам).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Избирательное право"

Автор: Терёхина Ирина Фёдоровна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока  по обществознанию 11 класс "Избирательное право. Избирательный процесс". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass-izbiratiel-noie-pravo-izbiratiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "106848"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403097067"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока на тему "Выборы" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vybory"
    ["file_id"] => string(6) "126847"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415215763"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: "Я человек, и я имею право"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obshchiestvoznaniia_v_8_klassie_po_tiemie_ia_chieloviek_i_ia_imi"
    ["file_id"] => string(6) "427923"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505197790"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по обществознанию в 9 классе"Голосование, выборы,референдум" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-v-9-klassie-golosovaniie-vybory-riefieriendum"
    ["file_id"] => string(6) "225288"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439546386"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122095"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414151126"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства