Открытый урок по математике "Число 9. Цифра 9." УМК "Школа России"
Открытый урок по математике "Число 9. Цифра 9." УМК "Школа России"
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок изучается в разделе « Числа и цифры». Это урок получения новых знаний. На уроке учащиеся отправляются в увлекательное путешествие вместе со сказочным героем Айболитом, чтобы вылечить больных зверят. Ученикам предлагаются разнообразные задания: посчитать, решить задачи, и, конечно же, научиться красиво писать цифру 9. Учащиеся таким способом знакомятся с числом и цифрой 9, совершенствуют навыки счёта и сравнения, закрепляют умения отличать число от цифры, приобретают опыт логических рассуждений, с опорой на предметную наглядность.
Все этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны и подчинены теме и цели урока. Для достижения поставленной цели и активизации детей были выбраны групповые, коллективные и самостоятельные виды работ. Всё это стимулировало познавательную активность детей на уроке. Все задания были проверены путем самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Это позволило отследить уровень усвоения учебного материала.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Применялись здоровьесберегающие технологии. В конце урока была проведена рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать формированию эстетического вкуса и аккуратности, воспитывать дружбу, стремление прийти на помощь товарищу, формировать положительную мотивацию учебной деятельности.
Продолжительность использования презентации на уроке: 30 - 35 минут.
Формы обучения индивидуальная, коллективная. Групповая.
Оборудование - мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно,
На ладони появилось ярко-желтое пятно.
Это солнце заглянуло, будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом поздоровался со мной.
- Чтобы вам всегда было тепло и весело я каждому из вас тоже хочу подарить кусочек солнышка.
-Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошем настроении и хорошей форме? \здоровье \
- Сегодня к нам на урок пришел сказочный герой. А кто это мы узнаем, если правильно разгадаем загадку.
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … \Айболит \
-Какое самое лучшее лекарство от любой болезни? \ Улыбка, смех, радость/
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
Мы сегодня отправимся вместе с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак, в путь.
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица
И жучок, и паучок
И медведица.
Прибежали три мартышки
И уселись возле мышки
Сколько же всего зверей
Посчитайте поскорей.
-Доктору Айболиту пришла телеграмма, в которой говорится, что заболели звери, Но злой Бармалей украл сумку с лекарствами и унес её. Поможем Айболиту вернуть сумку?
Устный счёт.
1). Посчитайте от 1 до 10 и обратно; посчитайте от 1 до 10 через хлопок; Назовите : соседей чисел 4; 6; число, которое стоит между числами 2 и 4 ; число, которое стоит справа от 5 ; число, которое стоит слева от 7; число, которое на 2 больше чем 3; число, которое на 1 меньше, чем 8
2) . Найдите значение выражения: 3+1+2-3+4+2=
-Ребята, вы справились с заданием и Айболит у вернули сумку.
3. Постановка проблемы. Открытие нового знания.
- У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перелететь через море.
- Подберите нужное равенство к тексту:
Айболит поставил чайник, пригласил он 8 чаек. Приходите к нам на чай, всех друзей- ка сосчитай.
- Какое выражение выбрали? Почему? Почему здесь надо складывать?
4. Формулировка темы урока. Постановка задач. -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? \ «Число 9. Цифра 9"\
- Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? \ учиться писать цифру 9, получать число 9; узнать состав числа 9\
5. Интерактивная физкультминутка.
На полянке зайки танцевали, Зайки танцевали, зайки танцевали, Так красиво ушками качали, ушками качали так.
Ла ла ла ла. ла ла ла ла- ушками качали так.
На полянке зайки танцевали, Зайки танцевали, зайки танцевали,
Так красиво лапки выставляли, лапки выставляли так.
Ла ла ла ла. ла ла ла ла- лапки выставляли так
На полянке зайки танцевали, Зайки танцевали, зайки танцевали, Так красиво хвостиком виляли, хвостиком виляли так.
Ла ла ла ла. ла ла ла ла- хвостиком виляли так.
На полянке зайки танцевали, Зайки танцевали, зайки танцевали, Так красиво лапками стучали, лапками стучали так.
Ла ла ла ла. ла ла ла ла- лапками стучали так.
6. Открытие новых знаний
Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…
В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».
- Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.
1). Определить количественно число 9. Конструирование из геометрических фигур. Работа в парах. Вам необходимо взять только 9 фигур и построить из них :1ряд- домик 2ряд – машинку 3 ряд- цветок. -Мы с вами количественно представили число 9, какой следующий этап?
2) Место числа на числовом отрезке.
– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)
- Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)
- За каким числом следует число 8? (Число 9 следует за числом 8)
- Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)
- Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)
3) - А на что похожа цифра 9?
- Какая цифра обозначает число 9?
- Как мы различаем понятие число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра - значок для написания,
Быстро справимся с заданием!
4) Письмо цифры 9
- А сейчас я вам предлагаю научиться правильно и красиво писать цифру 9.
Цифра 9-это есть
Перевёрнутая 6.
Наверху рисуй кружок,
Внизу- дугу наискосок.
Начинай писать с кружка,
Да не делай уголка.
У девятки нет углов,
Круг, дуга – и знак готов!
-Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.
Потренируйтесь в написании.
* обведи в воздухе;
* на ладошке;
5) Работа в тетради:
Откройте тетради на с.22, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с точки.
- Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
\Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя \
-Подчеркните самую красивую цифру.
Обведите цифры во второй строке.
Запишите пропущенные цифры.
-Оцените друг друга.
6) Образование числа 9 из разных слагаемых
Работа над составом числа
Засели
лодочку.
-Мы должны узнать, кому из зверей требуется помощь Айболита в первую очередь.
7.Физкультминутка
8. Первичное закрепление
- Доктор Айболит хочет убедиться, что вы поняли тему урока и справились с поставленными целями.
1. Решите примеры. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1 столбик - 1 вариант
2 столбик- 2 вариант
2+3= 5+2=
6-1= 7-1=
7+2= 6+3= -Проверим по образцу
-Оценим друг друга.
2. Задание на смекалку. -Откройте учебник на с.59. Посчитайте сколько рыб поймал рыбак?
9. Подведение итогов урока.
- С какими новыми числами мы познакомились?
- Какую новую цифру научились писать?
-Что понравилось на уроке?
На доске – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. На каждой бабочке - буква:
- Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя.
- Какое слово получилось? \ Молодец! \
Так оценил вашу работу на уроке Айболит.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке - А как вы оцените свою работу на уроке? У каждого из вас на столе есть кусочек солнышка. Нарисуйте на нём выражение лица, выразив своё настроение от урока.
- Ребята, если вы будете на уроках внимательными, старательными и добрыми по отношению друг к другу, тогда вы добьётесь больших успехов в учебе, а в классе у нас будет всегда царить доброжелательная, солнечная атмосфера.