I.Организационный момент 1.приветствие (слайд 1) 2.настрой на работу Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Вы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! II.Актуализация опорных знаний Проблемный вопрос (на наборном полотне карточки с римскими числами: XII L CX VI D IX XXV M XXXII -Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображённые на карточках? (Предположения учащихся.) -На карточках римские числа. -Где вы видели римские числа? (На циферблате часов, в книгах, на памятниках и т.д.) (слайд 2) -Мы выяснили, что римские цифры встречаются довольно часто в нашей жизни. III.Сообщение темы и целей урока -Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Римские цифры». -Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия. (слайды 3, 4) -Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали в Риме.) -Хотите отправиться в далёкое путешествие в Древний Рим? Дети: Да! - Путешествовать будем на машине времени. -Итак, отправляемся в путь. (заставка из кинофильма) IV.Работа над новой темой -Мы с вами перенеслись на 2тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме. (слайд 5) -Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. (слайд 6) Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами. 1.Сравнение арабской и римской нумерации. -Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел. (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) – слайд 7 -Сколько их? (Их 10) -Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации? (В римской нумерации используют 7 цифр) (слайд 8) -Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ) (слайд 9) -Прочитаем хором: -Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0! 2.Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами. -Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами. -Будете работать в парах. Для записи чисел используйте счётные палочки. (Работа в парах) -Как бы вы записали число 2? (Надо взять 2 палочки: II) -А число3? (Выложим 3 палочки: III) -Подумайте, как записать число 4? (Предположения детей) -Запомните: больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя! (слайд 10) -Запись числа основана на математических действиях: вычитании и сложении. -Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I. -Выложите из палочек цифру V. От пяти отнимаем один и ставим I перед цифрой V. (слайд 11) -Как бы вы записали число 6? (Выкладываем цифру V. К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V.) (слайд 12) Аналогично записываем числа 7, 8, 9, 10. У детей на партах числа из палочек: I II III IV V VI VII VIII IX X -Итак, ещё раз повторим правила записи чисел римскими цифрами. (Больше трёх одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении) -Запишем римскими цифрами числа, которые я буду показывать на карточках. Пользуйтесь памяткой! (слайд 13) (Дети по очереди выходят к доске и записывают числа, остальные выкладывают числа из палочек – работают в парах.) 20, 29, 40, 60, 85. -Вернёмся к числам на карточках, которые мы видели в начале урока. На обратной стороне карточек буквы. Прочитайте числа и расшифруйте слово. Если вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждёт во второй половине урока. (Дети по очереди выходят к доске, читают числа и переворачивают карточки. Должно получиться слово: ЭКСКУРСИЯ -Нас ждёт увлекательная экскурсия по Древнему Риму. V.Физ.минутка -Прежде давайте немного отдохнём. (слайд 14) -Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (7) -Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (4) -Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (9) -Сколько помидоров у нас, столько потянитесь раз. (5) VI.Закрепление изученного 1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр -А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел. -Чтобы не заблудиться, возьмём с собой карту. (На доске) -Также возьмём буклеты и ручки, чтобы делать необходимые записи. Кому будет очень трудно записывать римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете. I | 1 | X | 10 | C | 100 | M | 1000 | II | 2 | XX | 20 | CC | 200 | MM | 2000 | III | 3 | XXX | 30 | CCC | 300 | MMM | 3000 | IV | 4 | XL | 40 | CD | 400 | | | V | 5 | L | 50 | D | 500 | | | VI | 6 | LX | 60 | DC | 600 | | | VII | 7 | LXX | 70 | DCC | 700 | | | VIII | 8 | LXXX | 80 | DCCC | 800 | | | IX | 9 | XC | 90 | CM | 900 | | | -Слушайте внимательно! (слайд 15) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети) -Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ. (слайд 16) -Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. (слайд 17) -Колонна состоит из основания, столпа и статуи. -Чтобы узнать её размеры, решим задачу №1 в ваших буклетах. Задача №1 Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м. Узнай высоту всей колонны. (Дети записывают: 5+30+3=38 (м) Проверка – слайд 18 Ответ: высота колонны 38 м.) -Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII) -Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. (слайд 19) - Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий. -Прочитайте задачу №2. Задача №2 Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей? (Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка – слайд 20 Ответ: Колизей строили 8 лет.) -Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII) -Это самый большой из древнеримских амфитеатров. -Читаем задание №3. Задание №3 Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м. Соедини стрелочками эти числа с римскими: L LXXXV LIII Запиши эти римские числа в порядке возрастания. (Дети пишут: L, LIII, LXXXV) Проверка – слайд 21 -При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на трибунах. У самой арены - император и его семья. На верху – простые люди. (слайд 22) Задание №4 Места для простых людей были помечены цифрами от I до LXXVI. Запишите римские числа арабскими. (Дети пишут: от 1 до 76) Проверка -Идём дальше. -Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный римский Пантеон – храм всех богов. (слайд 23) -Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ. (слайд 24) -Прочитайте задачу №5. Задача №5 В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней? Решение запиши римскими числами. (Дети пишут: XI-II=IX) Проверка – слайд 25 -Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви. (слайд 26) -В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице-морской раковине, запряжённой парой морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней. Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз. -Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней. (видео) -На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс. (заставка из кинофильма) 2.Проверка знаний -Пока мы с вами в пути, проверим, научились ли вы записывать римские числа. -Давайте напишем письмо друзьям из римской школы. (слайд 27) -Впишите римские числа. (Дети самостоятельно вписывают в текст римские числа.) Здравствуйте, друзья ________ века! Вам пишут ученики ______ века. Мы учимся в ______ классе. Сегодня ______ числа ________месяца на уроке математики мы изучали ________________________________. Проверка. (слайд 28) Итог: кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! 1 ошибка – 2 ошибки- Больше 2 ошибок – -Вам нужно повторить материал по учебнику на стр.46-47. -Итак, мы снова в нашем классе. -Подведём итог урока. VII.Подведение итогов (слайд 29) -На уроке мы научились … -Больше всего меня заинтересовало … -Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни? VIII.Домашнее задание -Узнайте, как римляне записывали многозначные числа, и какое число они написали на здании храма: MDCCLVI. (слайд 30) -Это задание в буклетах. Я их вам дарю за хорошую работу. -Спасибо! Урок окончен. |