kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по математике УМК "Школа России"3 класс "Римские цифры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по математике УМК "Школа России"3 класс "Римские цифры.

Цели:

  • Познакомить учащихся с римскими цифрами;
  • Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними;
  • Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
  • Развивать познавательный интерес, мышление, память
  • Расширять кругозор учащихся

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийная установка;
  • Диск с презентацией;
  • Карточки с римскими и арабскими числами;
  • Карта путешествия;
  • Буклеты;
  • Счётные палочки;
  • Карточки с письмами;
  • Колонки;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике УМК "Школа России"3 класс "Римские цифры"»




Цели:

  • Познакомить учащихся с римскими цифрами;

  • Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними;

  • Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

  • Развивать познавательный интерес, мышление, память

  • Расширять кругозор учащихся


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Оборудование:

  • Компьютер;

  • Мультимедийная установка;

  • Диск с презентацией;

  • Карточки с римскими и арабскими числами;

  • Карта путешествия;

  • Буклеты;

  • Счётные палочки;

  • Карточки с письмами;

  • Колонки;



































Ход урока


I.Организационный момент

1.приветствие (слайд 1)


2.настрой на работу

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!


II.Актуализация опорных знаний

Проблемный вопрос

(на наборном полотне карточки с римскими числами:

XII

L

CX

VI

D

IX

XXV

M

XXXII





-Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображённые на карточках? (Предположения учащихся.)


-На карточках римские числа.

-Где вы видели римские числа? (На циферблате часов, в книгах, на памятниках и т.д.)

(слайд 2)


-Мы выяснили, что римские цифры встречаются довольно часто в нашей жизни.



III.Сообщение темы и целей урока

-Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Римские цифры».

-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия.

(слайды 3, 4)


-Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали в Риме.)

-Хотите отправиться в далёкое путешествие в Древний Рим?

Дети: Да!

- Путешествовать будем на машине времени.

-Итак, отправляемся в путь.

(заставка из кинофильма)


IV.Работа над новой темой

-Мы с вами перенеслись на 2тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме.

(слайд 5)


-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. (слайд 6)

Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами.


1.Сравнение арабской и римской нумерации.

-Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел. (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) – слайд 7

-Сколько их? (Их 10)

-Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации? (В римской нумерации используют 7 цифр)


(слайд 8)

-Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ)

(слайд 9)

-Прочитаем хором:

-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0!


2.Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.


-Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами.

-Будете работать в парах. Для записи чисел используйте счётные палочки. (Работа в парах)

-Как бы вы записали число 2? (Надо взять 2 палочки: II)

-А число3? (Выложим 3 палочки: III)

-Подумайте, как записать число 4? (Предположения детей)

-Запомните: больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!

(слайд 10)


-Запись числа основана на математических действиях: вычитании и сложении.

-Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.

-Выложите из палочек цифру V. От пяти отнимаем один и ставим I перед цифрой V.

(слайд 11)


-Как бы вы записали число 6? (Выкладываем цифру V. К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V.)

(слайд 12)


Аналогично записываем числа 7, 8, 9, 10. У детей на партах числа из палочек:

I II III IV V VI VII VIII IX X

-Итак, ещё раз повторим правила записи чисел римскими цифрами. (Больше трёх одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении)


-Запишем римскими цифрами числа, которые я буду показывать на карточках. Пользуйтесь памяткой! (слайд 13)

(Дети по очереди выходят к доске и записывают числа, остальные выкладывают числа из палочек – работают в парах.)

20, 29, 40, 60, 85.

-Вернёмся к числам на карточках, которые мы видели в начале урока. На обратной стороне карточек буквы. Прочитайте числа и расшифруйте слово. Если вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждёт во второй половине урока.

(Дети по очереди выходят к доске, читают числа и переворачивают карточки. Должно получиться слово:

ЭКСКУРСИЯ

-Нас ждёт увлекательная экскурсия по Древнему Риму.

V.Физ.минутка

-Прежде давайте немного отдохнём.

(слайд 14)

-Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (7)

-Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (4)

-Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (9)

-Сколько помидоров у нас, столько потянитесь раз. (5)

VI.Закрепление изученного


1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр

-А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел.

-Чтобы не заблудиться, возьмём с собой карту. (На доске)

-Также возьмём буклеты и ручки, чтобы делать необходимые записи. Кому будет очень трудно записывать римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете.

I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400



V

5

L

50

D

500



VI

6

LX

60

DC

600



VII

7

LXX

70

DCC

700



VIII

8

LXXX

80

DCCC

800



IX

9

XC

90

CM

900




-Слушайте внимательно! (слайд 15)


-Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)


-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.

(слайд 16)



-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. (слайд 17)


-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу №1 в ваших буклетах.

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают: 5+30+3=38 (м) Проверка слайд 18

Ответ: высота колонны 38 м.)

-Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)


-Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. (слайд 19)

- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.


-Прочитайте задачу №2.

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка – слайд 20

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

-Читаем задание №3.

Задание №3

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Соедини стрелочками эти числа с римскими: L LXXXV LIII

Запиши эти римские числа в порядке возрастания.

(Дети пишут: L, LIII, LXXXV) Проверка – слайд 21


-При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на трибунах. У самой арены - император и его семья. На верху – простые люди. (слайд 22)

Задание №4

Места для простых людей были помечены цифрами

от I до LXXVI.

Запишите римские числа арабскими.

(Дети пишут: от 1 до 76) Проверка



-Идём дальше.

-Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный римский Пантеон – храм всех богов.

(слайд 23)


-Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ. (слайд 24)

-Прочитайте задачу №5.

Задача №5

В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней?

Решение запиши римскими числами.

(Дети пишут: XI-II=IX) Проверка – слайд 25


-Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви.

(слайд 26)

-В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице-морской раковине, запряжённой парой морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней.

Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз.

-Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней. (видео)


-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс.

(заставка из кинофильма)


2.Проверка знаний


-Пока мы с вами в пути, проверим, научились ли вы записывать римские числа.

-Давайте напишем письмо друзьям из римской школы. (слайд 27)

-Впишите римские числа.

(Дети самостоятельно вписывают в текст римские числа.)


Здравствуйте, друзья ________ века!


Вам пишут ученики ______ века.


Мы учимся в ______ классе.


Сегодня ______ числа ________месяца на уроке математики мы изучали ________________________________.












Проверка.

(слайд 28)

Итог: кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

1 ошибка –

2 ошибки-

Больше 2 ошибок –

-Вам нужно повторить материал по учебнику на стр.46-47.


-Итак, мы снова в нашем классе.

-Подведём итог урока.


VII.Подведение итогов (слайд 29)

-На уроке мы научились …

-Больше всего меня заинтересовало …

-Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?


VIII.Домашнее задание

-Узнайте, как римляне записывали многозначные числа, и какое число они написали на здании храма: MDCCLVI. (слайд 30)

-Это задание в буклетах. Я их вам дарю за хорошую работу.

-Спасибо! Урок окончен.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по математике УМК "Школа России"3 класс "Римские цифры"

Автор: Афонина Татьяна Игоревна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства