Фрагмент урока «открытия нового знания» 3 класс. УМК «Школа России».
Тема: «Проверка деления».
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости!
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
2. Мотивация и актуализация опорных знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, путешествие по (картинка ).г.Белогорску. Путешествие историческое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия, всевозможные открытия. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным. Но справиться с препятствиями вам помогут знания и умения, которые приобрели на уроках математики и приобретёте сегодня. Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши рабочие тетради.
Возле школы уже стоит автобус. На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку, а обыкновенные переселенцы из Пермской и Вятской губерний основали село Александровское. А передвигались они на подводах.
- Скажите, что нужно взять с собой в путешествие? ( Карту города)
- А отправимся мы в путешествие вот на этом автобусе. Как и у всех специальных автобусах, у нашего должно быть название. Оно есть, только его надо расшифровать.
1) На доске: 64:8 90 – у
15х 6 9 – л
45: 5 8- ы
7 х 10 70- б
30 : 3 10- к
12 х 5 60- а
90
9
8
70
10
60
у
л
ы
б
к
а
( дети выполняют задание)
- Молодцы! Справились. Автобус называется «Улыбка».
Я – водитель, вы – пассажиры.
Отправляемся. И чтобы завести двигатель, нужно правильно ответить на мои вопросы, только тогда мы отправимся в путь.
1. Первый множитель – 7, второй – 3. Найдите произведение и вы узнаете, сколько почетных граждан в нашем городе (21).
2. Делимое 72, делитель - 8. Найдите частное и вы узнаете, сколько известных в России людей родились в нашем городе (примерно 9, хотя точная цифра меняется).
- Молодцы! Отправляемся!
( Звучит музыка «Веселый автобус»)
Откройте свои блокноты и запишите число.
- Первая наша остановка это ротан. А знаете ли вы, что у входа в Белогорский краеведческий музей расположился памятник обычному амурскому ротану - рыбе, считающейся сорной, но обладающей удивительной жизнестойкостью и жизнелюбием. Естественный ареал обитания рыбки - Дальний Восток, она неприхотлива и демонстрирует фантастическую живучесть. Памятник выполнен из металла и водружен на основание размером 2 на 1,3 метра. Высота памятника составляет 2,5 метра. Вес составляет около полутора тонн. Кроме рыбы скульптор изобразил сети и волны. Монументы в честь рыб считаются большой редкостью.
Посмотрим, какое у него «зубастое» задание.
- Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)
К доске вызываются 2 ученика, остальные выполняют на месте.
1 ученик решает пример 72:9
2 ученик – 48:8
- Какое действие выполняли?
- Правы ли они?
После решения ученики составляют по данным выражениям выражения на нахождение неизвестного делимого и неизвестного делителя, объясняют.
- Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное делимое (делитель)?
- Правильно ли ребята выполнили свои задания?
- Хорошо! С заданиями ротана мы справились и можем следовать дальше.
3. Постановка учебной проблемы
- Ребята, где установлен памятник этой рыбе – городской музей.
Скажите, а что может быть в музее?
- В таких музеях информация или…………. Зайдем в него?
А в нашем музее нас просят о помощи работники. Жители города собрали 75 предметов быта и работники музея решили чистить и выставлять по 5 предметов каждый день. На сколько дней затянется их работа?
Они решили вот это так: 85:5=18, а правильный ответ или нет они не знают. Поможем им ребята?
- Правильно ли вычислили?
- А как доказать, что решение неверное? (нужно проверить)
- А как мы можем проверить деление? (нужно частное умножить на делитель).
4. «Открытие» нового знания
- Давайте выполним решение этого выражения.
85:5=17
(75 заменим суммой удобных слагаемых 50 и 35, 50:5=10, 35:5=7, 10+7=17)
((50+35):5=10+7=17)
- А точно ли это, нужно проверить:
Проверка:
17*5=85
85=85
- Что мы сейчас делали?
- А теперь ребята попробуйте ответить, какая тема нашего урока?
-Да, сегодня мы научимся проверять деление умножением.