Разработка урока математики по теме: «Степень числа». 5 класс.
  
 
  Тема: «Степень числа»
  
 
  Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
  
 
  Цель урока:
  - Знать: определение степени; понятия – «основание степени », «показатель степени ».
  - Уметь: находить числовое значение степени, определять порядок действий и находить значения числовых выражений, содержащих степень.
  
 
  Структура урока:
  1. Организационный. 
  2. Актуализация знаний и умений.
  3. Постановка цели урока.
  4. Усвоение нового материала. 
  5. Первичное закрепление
  6. Первичный контроль
  7. Подведение итогов урока.
  8. Информация о домашнем задании.
  
 
  Ход урока.
  1. Актуализация знаний.  
  Мы закончили изучение темы «Порядок действий в выражениях»:
  - Какие действия называются действиями первой ступени?
  - Какие действия называются действиями второй ступени?
  - Как вы думаете, а существуют ли действия третьей ступени?
  - Как выполняются действия в выражениях со скобками?
  - Как выполняются действия в выражениях без скобок?
  Давайте посмотрим, насколько хорошо мы ее усвоили. Игра «Баскетбол» (слайд №1)
  - Какое действие в данных выражениях будет последним? (Каждый учащийся передает ход другому, подсчитываются очки). 
  Итак, со счетом … команда 5Б класса выиграла у команды «Порядок действий в выражениях»
  2. Постановка цели урока. Изучение нового материала.
  Выход на тему и цель урока: «Степень числа». Включение учащихся в самостоятельную работу по алгоритму.
  Следующее задание: Найдите лишнее (слайд №2) (Учащиеся находят лишнее выражение 5∙5∙5∙5) Вот о таких выражениях у нас сегодня будет идти речь.
  Посмотрите на выражения (слайд №3). Что в них общего? В чем различие? Можете ли вы продолжить? Сколько множителей будет в 10-ом ряду? Сколько в 45-ом? В 100-ом? Запишите, пожалуйста, выражение, которое получится в 1000-ом ряду? Не сможете? Почему? Слишком долго и слишком много требуется места? А какие у вас будут предложения по этому поводу? Мы умеем короче записывать сумму нескольких одинаковых слагаемых (в виде произведения). Можно предположить, что и произведение нескольких множителей тоже можно записать короче. 
  Итак, темой нашего урока сегодня будет произведение, в котором все множители равны друг другу. Какие задачи стоят перед нами? (Узнать, как называется произведение одинаковых множителей, как оно записывается короче, как читается, что означают числа в такой записи и как они называются, как вычислять выражения с таким произведением. А зачем все это знать? Чтобы научиться вычислять выражения, содержащие такие произведения одинаковых множителей). А как сформулировать нашу тему покороче расскажите мне вы после того, как выполните первое задание в рабочем листе.
  -  РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ. 
 Найдите и прочитайте в учебнике на с.98 текст, в котором объясняется, что означает выражение 26. Вставьте в следующий текст пропущенные слова:
  «Выражение 26 означает произведение ___________________ множителей, каждый из которых равен ____________, называют _____________________ и читают так: два в ___________________________. В этом выражении число 2 - ___________________, а число 6 - ________________________.
  Основание степени - это ________________________________________, а показатель _____________________________________________________________________.
  Примеры:
  1. В выражении 34 число __________ - основание степени, число ___________________ - показатель степени.
  2. У степени _____________ основание равно 5, а показатель равен 3».
  
  
 
  -  Какое из следующих выражений можно записать в виде степени 67? 
 -  6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 
-  7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7 
-  6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 
-  6 ∙ 7 
 -  Заполните таблицу. 
      | Произведение | Степень | Основание степени | Показатель степени | 
  | 
 | 
 | 7 | 5 | 
  | 
 | 32 | 
 | 
 | 
  | 4 ∙ 4 ∙ 4 | 
 | 
 | 
 | 
 
    
 
  
 
  Прочитайте текст.
  
 
  
  
 
  
  -  Первичное закрепление. 
 
 
  -  ОСВАИВАЕМ АЛГОРИТМЫ. 
 1.Запишите выражение и найдите его значение:
  а) три в пятой степени
  б) пять в третьей степени
  в) семь в квадрате
  г) шесть в кубе
  -  Закончите равенство: 
 53 = 5 ∙ 5 ∙ 5
  95 =
  26 =
  а4 =
  b2 =
  -  Выполните возведение в степень: 
 22 = 2∙2 = 4 03 =
  52 = 33 =
  122 = 43 =
  72 = 13 =
  Прочитайте правило вычисления выражений, содержащих степени и выполните действия:
  
  -  Сравните: 
 13 __12
  23 __2 + 2 + 2
  14 __1 + 1 + 1 + 1
  25 __52
  13 + 23__(1 + 2)3
  -  Найдите значение выражения: 
 а) 3 ∙ 42 = ________
  б) (3 ∙ 2)2 = ________
  в) 27 : 32 = ________
  г) 250 : 53 = ________
  д) (76 - 66)3∙18 = ________
  е) 600 – 750 : 53 = ________
  
 
  2. АНАЛИЗИРУЕМ И РАССУЖДАЕМ
  Сережа невнимательно выполнил домашнюю работу и в каждом задании сделал ошибку. Найдите ошибки в Сережиных решениях.
  
 
      | Задание | Сережино решение | Правильное решение | 
  | 5 ∙ 202 | 5 ∙ 20 ∙ 2 = 200 | 
 | 
  | (4 ∙ 3)2 – 4 ∙ 32 | 122 - 122 = 12 ∙ 12 – 12 ∙ 12 = = 144 – 144 = 0 | 
 | 
  | 63 : 3 | (6 : 3)3 = 23 = 2 ∙ 2 ∙ 2 = 8 | 
 | 
 
  
 
  
 
  4. Первичный контроль
  1.Выполните САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.
  2.Проверьте правильность решения по ключу. Оцените работу. 
  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
  -  Запишите выражение и найдите его значение 
 а) три в четвертой степени ___________ а) два в пятой степени ______________
  б) восемь в квадрате ________________ б) пять в кубе _____________________ 
  -  Сравните значения выражений 
 53 __ 35 44 __ 82
  -  Найдите значение выражений 
 а) 16 + 42  а) 33 – 33
  б) 42 – 122 : 4 б) 2 ∙ 152 + 5
  
 
  5. Подведение итогов
  
  
 
  -  Задание на дом. 
 П. 16, №666, 668 (а-д), 669
  
 
  Литература:
  1.Дорофеев Г.В. и др. Математика: Учебник для 5 кл., Москва «Просвещение», 1996.
  2. Дорофеев Г.В. и др. Дидактические материалы для 5 кл., Москва «Просвещение», 2001.
  3. Бунимович Е.А. и др. Математика: Рабочая тетрадь для 5 кл., Москва «Просвещение»,2001.