1. Создание проблемной ситуации
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Антон Викторович. Я сам учился в 5 школе, о школе у меня остались светлые воспоминания, и я не мог подумать, что вернусь в родную школу уже в роли учителя.
Давайте проведем математическую разминку.
Слайд № 1
510 : 17 + 4 = 34
(65 - 38) : 9 +12 = 15
6 ? (12 + 18) + 16 ? 40 + 360 =1180 проговорить кто как решал (рационально решаем)
+ (30 ? 5 - 50) ? 3 =
Учитель: Почему не решили пример? Какая проблема возникла?
(не хватает новых знаний)
Слайд № 2
2 + 2 + 2 + 2 + 2 =5 2=10
2 2 2 2 2 = =32
Сравнить эти выражения
Учитель: Как называются компоненты 1 выражения? Сколько одинаковых слагаемых? Как кратко записать 1 выражение? Чему оно равно?
Как называются компоненты 2 выражения? Сколько одинаковых множителей? Как кратко записать 2 выражение? Чему оно равно?
Учитель: Это новое знание записывается таким образом. Это выражение читается два в пятой степени. 5 это 5 множителей, 2 это сам множитель.
2. Формулирование проблемы (темы и цели урока)
Слайд № 3
Рассмотрим более подробно. У этого выражения есть компоненты. Что показывает 5? Это показатель он показывает сколько раз число умножается само на себя. 2 это основание. Оно показывает какой множитель умножается сам на себя. Сформулируйте тему нашего урока. Запишем в тетради.
Так давайте сформулируем тему урока: Степень числа. Квадрат и куб числа.
Цель: на данном уроке вы познакомитесь с определением степени числа.
3. Открытие и формулирование нового знания
Слайд № 4
Здесь вам нужно заполнить пропуски, но перед этим давайте повторим.
Степенью натурального числа а называют произведение нескольких множителей, каждый из которых равен а.
Например:
Что входит в это выражение? Прочтите вот эту запись? Чем является 4? Что оно показывает? Чем является буква а? Что она показывает?
Переходим к выполнению задания.
Ребята давайте все вместе прочитаем это правило.
Слайд № 5
Перед вами лестница успеха, мы стоим в низу этой лестницы, чтобы подняться на каждую ступень лестницы, вам нужно записать кратко эти выражения, (сделать запись в тетради).
Что показывает степень числа? Где показатель? Где основание? Какое число является основанием или показателем? Показывает основание или показатель?
Слайд № 6
Работать будем по группам. Перед вами лежит лист c с таблицей: верхняя строка обозначает показатель степени, левый столбец обозначает основание степени.
На выполнение 5 мин
Задание: надо заполнить пропуски в таблице.
Как вам нужно заполнять таблицу, число 3 нужно возвести во 2 степень, и получить результат, в таблицу записываем только ответ.
Давайте проверим, клетки которые должна была заполнить 1 группа отмечены зеленым цветом, клетки 2 группы желтым и клетки 3 группы голубым. Ответственный от 1 группы, говорит, что получилось в ответе, остальные проверяют.
Слайд № 7
На что похожа наша таблица? На шахматную доску. Шахматы были изобретены в Индии. Султану, который правил в то время очень понравилась игра и он решил наградить изобретателя шахмат. Когда создатель шахмат пришел, султан у него спросил как он может его наградить. Изобретатель шахмат сказал, что хочет, чтобы ему на 1 клетку шахматной доски положили 1 зерно, на 2 два зерна на третью 4 зерна и так далее, на каждую след. клетку в два раза больше зерна чем на предыдущую. Султан не знал математики, поэтому подумал, что легко расплатиться с создателем шахмат и даже немного обиделся что у него попросили так мало. Смог ли расплатиться Султан с изобретателем шахмат?
Слайд № 8
=
9 квинтиллионов 223 квадриллионов 372 триллиона 36 миллиардов 854 миллиона 775 тысяч 808
Я не султан, я математику знаю, поэтому с вами я расплатиться смогу (вручаю конфеты).
Ребята вернитесь на свои места.
Физминутка. Чертим степени руками головой и ногами.
4. Закрепление нового материала
Наше знакомство со степенями продолжается.
Решение по учебнику (ЗАПИСЫВАЕМ)
№ 653 (а,ж,л)
№ 654 (а,ж,л)
Слайд № 9
Ребята, а зачем мы изучаем математику? Где в жизни мы ее используем? А по теме нашего урока?. Видите ли, вы на квитанции элементы по теме наше сегодняшнего урока? (метры во 2 степени). Если скажут что метры в квадрате, то Что измеряется в метрах в квадрате? А как находится площадь? А чему равна ширина в этом случае?
Если не скажут ребята а м в математике какая единица измерения? А что означает метр во второй степени? А когда метр умножаем на метр то мы что находим? А как находится площадь? А чему равна ширина в этом случае?
Т.е у числа во второй степени, есть еще одно название можно говорить число в квадрате.
Слайд № 10
А еще есть еще элементы по теме наше сегодняшнего урока?
Слайд № 11
Обратите внимание что м в третей степени. А что означает 3 степень? Что в квитанции измеряется в метрах в 3 степени? Смотрите в квадрат мы можем налить воду? А в куб?
Т.е. третья степень имеет второе название куб числа.
Вот поэтому нужно изучат математику, чтобы правильно и грамотно вести свою хоз. Деятельность.
Слайд № 12
В начале урока вас возникла проблема при решении этого примера. А сейчас есть проблема? Тогда чему рано это выражение? (порядок действий)
Резервный материал: стр. 100 № 657
Подведение итогов урока:
- Скажите, с каким новым действием мы познакомились?
- Показатель степени указывает на что?
- Как по-другому можно прочитать вторую степень?
- Сколько будет 100 в первой степени?
- Как по-другому можно прочитать третью степень?
- Основание степени указывает на что?
Слайд № 14
Домашнее задание.
№ 653 (б,з,м)
№ 654 (б,з,к)
Ребята я получил огромное удовольствие от общения с вами на уроке. Мне понравилась как вы сегодня активно работали, думали, решали проблемы. Желаю вам дальнейших успехов в учебе.
Если вам было некомфортно то красный смайлик.
Если вам было комфортно и поняли тему то зеленый смайлик.
Слайд № 15
Спасибо большое! Благодарю за помощь в проведении урока.