Цели: Расширить кругозор учащихся, их знания в области математики. Активизировать познавательную деятельность учащихся. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать интерес к изучению математики, чувство коллективизма и здорового соперничества.
Правила игры: Поединок состоит из 8 турниров. Участвуют две команды учащихся 5 - 6 классов. Члены команд придумывают название, выбирают капитана. Обе команды за решенные задачи набирают баллы. Правильное решение задачи оценивается рейтингом задачи, который указан в ней. По результатам каждого турнира жюри заносит заработанные баллы в турнирные таблицы команд. Команда, набравшая большее количество баллов по результатам поединка считается победителем и награждается грамотой.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий: Сегодня мы проводим математический поединок. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наш поединок посвящается!
Приветствие команд, выбор капитанов, объявление правил.
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи,
За работу, в добрый час!
1. Блиц-турнир "Разминка"
Вопросы зачитываются командам по очереди. На размышление дается не более 10 секунд. Участвует вся команда, отвечать может любой участник, можно выкрикивать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответа нет или он неверный, вопрос переходит к другой команде.
- У Сережиной мамы трое детей: Петя, Маша,. Как зовут третьего ребенка? (Сережа)
- Что это за число, на которое можно умножать и делить, но при этом множитель и делимое не изменяются? (1)
- Что случилось в Москве 30 февраля 2008 года? (ничего, 30 февраля не бывает)
- Из какой посуды не едят? (из пустой)
- На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной, остальные улетели)
- Две сардельки варятся 6 мин. Сколько будут вариться 8 таких сарделек? (6 минут)
- Сколько человек тянули репку? (3, остальные - звери)
- На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (Нисколько, на березе яблоки не растут)
- У семерых братьев по одной сестре. сколько всех детей в семье? (8)
- Сколько месяцев в году содержат 30-е число? (11)
- Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (у электропоезда нет дыма)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Хозяйка несла корзину яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось? (0)
- У арфы их 4, у гитары - 6 и у домбры тоже 6. О чем идет речь? (о количестве букв в названии инструментов)
- Бревно распилили на 13 частей. Сколько распилов сделали? (12)
- Что не устаешь делать? (дышать)
- Какое государство в своем названии содержит степень? (Куба)
- Какая собака получится из 16 кг и хвойного дерева? (пудель)
- Представьте, что вы - капитан корабля. На корабле - 5 матросов, каждому по 25 лет. Сколько лет капитану? (11 - 12)
- Даны числа от 0 до 100. Что больше: их сумма или произведение? (сумма)
2. Турнир "Доскажи словечко"
Ведущий: В этом турнире нам придется вспомнить уроки литературы. Каждой команде предлагается по 2 пословицы, в которые нужно вставить пропущенные слова. Подсказка: эти слова - имена числительные. За каждую верно составленную пословицу команда получает по 1 баллу. После небольшого обсуждения капитаны решают, кто из членов команды будет отвечать.
1 команда: Не имей.. рублей, а имей.. друзей. (сто, сто)
.. раз отмерь,.. раз отрежь. (семь, один)
2 команда: За. зайцами погонишься - ни. не поймаешь. (двумя, одного)
Ум хорошо, а.. лучше (два)
3. Турнир "Занимательный квадрат"
Каждой команде выдается лист с расчерченным на 9 ячеек квадратом и записанными в нем исходными числами. А также числа на отдельных карточках, которые нужно разместить в пустых ячейках квадрата так, чтобы в каждом столбце, в каждой строке и по диагонали в сумме получилось у первой команды число 6, у второй команды - число 15.
Командам засчитывается по 5 баллов, если квадрат построен верно.
4. Капитанский турнир "Математическая зоркость" (диктант математических терминов)
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном
Воздушным, водным и земным!
Ведущий: А теперь нашим капитанам придется вспомнить уроки русского языка. Сейчас они посоревнуются в правописании некоторых математических терминов. Под диктовку на доске они запишут 10 слов, не глядя на записи друг друга. За каждое верно записанное капитаном слово его команда получит 1 балл.
Абсцисса, параллелограмм, перпендикулярный, параллельный, вычитание, арифметический, интеграл, параллелепипед, масштаб, коэффициент.
5. Турнир "Смекалочка"
Решение задач на смекалку. Капитану каждой команды выдается текст одной задачи. Он знакомит с ним свою команду. Решение обсуждается в команде в течение 1 минуты. После этого каждую задачу по очереди зачитывает ведущий, а капитан объявляет, кто из членов команды будет отвечать. Цена задачи - 3 балла, если ответ верно обоснован.
1 команда: "Возможна ли солнечная погода?"
Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? (Нет, т.к. будет 10 часов вечера)
2 команда: "Закрываются ли магазины?"
Магазины при 10-часовом рабочем дне открываются в 8 часов утра и закрываются в 7 часов вечера. Закрываются ли магазины на обеденный перерыв? (Да, т.к. с 8 до 19 часов проходит 11 часов)
6. Математические игры со словами.
1. Командам даются математические термины, на каждую букву которых необходимо составить новые математические термины или понятия. Например, П - призма
Е - единица
Р - решение
И - измерение
М - метр
Е - Евклид
Т - треугольник
Р - разность.
За каждое придуманное слово присуждается 1 балл. Время - 2 минуты.
1-я команда составляет слова к понятию "частное", 2-я - к понятию "делимое".
2. Командам дается слово АРИФМЕТИКА, из букв которого необходимо составить как можно больше новых слов за три минуты. По истечении трех минут капитаны команд называют по очереди, не повторяясь, полученные слова. Начинает команда с меньшим количеством баллов. Каждое слово оценивается в 1 балл.
7. Турнир "Логический" (анаграммы)
Ведущий спрашивает, знают ли учащиеся, что такое анаграммы. Если нет, то объясняет. После этого показывает на карточках по одному слову. Отвечает команда, первой поднявшая руку. За каждое правильно названное слово - 1 балл. За нарушение дисциплины баллы снимаются. Подсказка: все слова связаны с математикой, но есть одно лишнее слово.
ОЛУГ (угол), ГРУК (круг), ВЕЙЛОСО (Соловей), ОКРЕЗОТ (отрезок), БОКСИК (скобки), ЕМЬВОС (восемь).
Какое слово здесь лишнее? (соловей)
8. Игра "На понижение"
Каждая группа вопросов задается командам по очереди. За каждую подсказку снижается 1 балл. Если угадали с первой попытки, получают 3 балла, если со 2-й - 2 балла, если с третьей - 1 балл. Если нет ответа и после третьей подсказки, то вопрос переходит к другой команде, но засчитывается только 1 балл (т.к. прозвучало 3 подсказки)
1. - За это снижают отметки
- Отличники их делают редко
- На них учатся (ошибки)
2. - В классе их 4
- Туда ставят маленьких
- Измеряется транспортиром (угол)
3. - В 11 классе им всё заканчивается
- Взрослые говорят, что жизнь - это.
- Бывает вступительный, а бывает выпускной (экзамен)
4. - Самое неприятное на перемене
-Бывает еще последний
- Самое приятное в конце урока (звонок)
5. - Этим стреляют из ружья
- Проходят на уроках математики
- ее выстукивают на барабане (дробь)
6. - Она нужна, чтобы не говорить глупостей
- Когда одно "вытекает" из другого
- Бывает математическая, а бывает женская (логика)
7. - Похож на елку
- Шутовской колпак
"Круглая пирамида" (конус)
8. -Их платят в банке
- Пишется, как будто нуль делят на нуль
- Сотая доля величины (процент)
9. - Всё ждешь, когда же он кончится
- Неприятность между переменами
- Говорят: это будет тебе. (урок).
Пока жюри подсчитывает результаты поединка и подписывает грамоты, ведущий показывает математический фокус:
Задумайте число. Умножьте его на 2. К произведению прибавьте 3. Полученную сумму умножьте на 4. От полученного произведения нужно вычесть 12 и разделить на задуманное число. Почему у всех получится 8?
Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в поединке отличился?
Слово предоставляется членам жюри. (Объявление результатов, награждение)
Итак, друзья, мы заседанье провели.
Всё сделали для вас мы, что могли.
Желаем к математике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, и до свиданья!