«Определение степени с рациональным показателем и ее свойства »
«Определение степени с рациональным показателем и ее свойства »
Определение степени с рациональным показателем и ее свойства
Цели урока:
образовательные:обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить навыки действий со степенями, обобщить теоретический материал по теме урока; проверить знания основных понятий на определение степени с рациональным показателем.
развивающие:развивать умения анализировать учебный материал; развивать любознательность, внимание, наблюдательность; развивать интерес учащихся к математике, при анализе жизненных ситуаций; формировать умение применять знания на практике.
воспитательные:воспитать умения и навыки групповой и самостоятельной работы; расширить кругозор обучающихся в историческом аспекте; прививать трудолюбие, аккуратность в математических вычислениях и записях.
III.Закрепление и систематизация раннее изученного материала. (12 мин.)
IV. Самостоятельная работа (7 мин).
V. Физкультминутка (3 мин).
VI. Работа в группах (8 мин).
VII. Обобщение материала (2 мин).
VIII. Самостоятельная подготовка (2 мин).
IX. Итог урока (1 мин).
X. Рефлексия (1 мин).
Девиз урока:«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
А. Нивен
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление целей и задач урока.
На уроке закрепляем и систематизируем ранее изученный материал по теме «Степень с рациональным показателем и ее свойства». Учащиеся задают вопросы по домашней работе. Обсуждение наиболее проблемных заданий. Учитель озвучивает оценки по самостоятельной работе, проведенной на предыдущем уроке. Заранее на доске записана тема урока и домашнее задание.
Подготовка к основному этапу занятия.
Повторим!
Определение. Арифметическим корнем n-й степени (n N, n 2) из неотрицательного числа a называется такое неотрицательное число, n – я степень которого равна а. Имеют место формулы:
= , n N
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Определение степени с рациональным показателем и ее свойства »»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Лабинский социально-технический техникум»
Методическая разработка
урока математики
по теме:
«Определение степени с рациональным показателем и ее свойства »
Подготовила:
преподаватель математики
Пятакова З.В.
Лабинск, 2015
Определение степени с рациональным показателем и ее свойства
Цели урока:
образовательные:обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить навыки действий со степенями, обобщить теоретический материал по теме урока; проверить знания основных понятий на определение степени с рациональным показателем.
развивающие:развивать умения анализировать учебный материал; развивать любознательность, внимание, наблюдательность; развивать интерес учащихся к математике, при анализе жизненных ситуаций; формировать умение применять знания на практике.
воспитательные:воспитать умения и навыки групповой и самостоятельной работы; расширить кругозор обучающихся в историческом аспекте; прививать трудолюбие, аккуратность в математических вычислениях и записях.
III.Закрепление и систематизация раннее изученного материала. (12 мин.)
IV. Самостоятельная работа (7 мин).
V. Физкультминутка (3 мин).
VI. Работа в группах (8 мин).
VII. Обобщение материала (2 мин).
VIII. Самостоятельная подготовка (2 мин).
IX. Итог урока (1 мин).
X. Рефлексия (1 мин).
Девиз урока:«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
А. Нивен
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление целей и задач урока.
На уроке закрепляем и систематизируем ранее изученный материал по теме «Степень с рациональным показателем и ее свойства». Учащиеся задают вопросы по домашней работе. Обсуждение наиболее проблемных заданий. Учитель озвучивает оценки по самостоятельной работе, проведенной на предыдущем уроке. Заранее на доске записана тема урока и домашнее задание.
Подготовка к основному этапу занятия.
Повторим!
Определение. Арифметическим корнем n-й степени (n N, n 2) из неотрицательного числа a называется такое неотрицательное число, n – я степень которого равна а. Имеют место формулы:
= , n N
= , n N
= , при 0.
2) Определение. Степень с рациональным показателем
= , где m Z, n N, 0;
Если 0, то = , при 0.
3) Свойства степени с рациональным показателем:
При a 0, b 0; p,q Q :
а) = , г) = ,
б ) = , д) = ,
в) = , е) = .
Закрепление и систематизация раннее изученного материала.
Представьте выражение в виде степени числа m:
а) , ,
б) , , , .
2. Вычислите:
1) 6)
2) 7) :
3) 8)
4) 9)
5) . 10)
3. Найдите значение выражения:
а) , в) + ,
б) , г) .
4. Имеет ли смысл выражение:
а) , в) ,
б) , г) ?
5. Решите уравнение:
а) = 2, в) = ,
б) = 8, г) = .
Самостоятельная работа (разноуровневая).
1 вариант
1. Вычислите:
а) ,
б)
в)
2. Сократите дробь:
а) , б) .
3.Решите уравнение:
а) = 2,
б) = 1,
2 вариант
1. Вычислите:
а) ,
б)
в) ,
2. Сократите дробь:
а) , б) .
3. Решите уравнение:
а) = ,
б) = 3.
Для сильных учащихся:
3 вариант
1. Вычислите:
а) , б) ,
2. Упростите выражение:
а) б)
3. Решите уравнение:
а) 2 = 0, б) 2 = 0.
Самостоятельную работу могут проверить 2-3 сильных учащихся по заранее заготовленным учителем критериям и ответам. Оценки озвучиваются.
Физкультминутка.
На интерактивной доске открыт слайд с кроссвордом. Учитель предлагает учащимся отдохнуть, разгадывая кроссворд.
По горизонтали:
Показатель степени.
Геометрическая фигура, у которой все стороны равны и углы равны между собой. Выпуклый четырехугольник, у которого только две противолежащие стоны параллельны между собой, а две другие – нет.
Параллелограмм, у которого все углы прямые.
Восполнение (от араб. اَلْجَبْرْ, «аль-джабр» ).
По вертикали:
Раздел математики, изучающий соотношения между сторонами и углами треугольника.
Предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.
Произведение, состоящее из одинаковых множителей.
Геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки.
Работа в группах.
Учитель делит класс на группы по 2 человека. (1учащийся с высокой мотивацией к учебе и 1 2 учащихся со средним (или низким) уровнем знаний).
1.Вычислите:
а)
б)
2. Упростите:
а)
б)
в)
г) .
После коллективного обсуждения и решения в парах, вызывается слабый ученик к доске. На выбор учащийся комментирует решение любых одного-двух примеров. После чего можно всем сверить ответы с ответами на интерактивной доске.
Обобщение материала.
Учащиеся из сильной группы опрашивают учащихся со средней и слабой мотивацией к учебе.
а) Что такое степень с рациональным показателем?
б) Какие формулы применяются при решении заданий по данной теме?
2. Учитель дает задание решить уравнение:
а) = 1, б) = 1.
По желанию 1 ученик решает у доски с комментариями.
Решение:
а) Возведя обе части уравнения в куб, получим:
= 1;
= 1.
б) Это практически то же самое уравнение, что и в пункте а), но с одной существенной оговоркой: поскольку переменная возводится в дробную степень, она по определению должна принимать только положительные значения. Значит, из найденных выше двух значений в качестве корня уравнения мы имеем право взять лишь значение = 1.
Ответ: а) 1 ; б) 1.
Самостоятельная подготовка.
1.Решите уравнения:
1)
2) =
2. Вычислите:
Для сильных учащихся.
3. Упростите:
1), 2)
Итоги урока.
Разбираются ошибки в самостоятельной работе. Затем учитель дает свои комментарии по поводу оценок, в том числе оценивая работу сильных учащихся.
Рефлексия .
Учитель предлагает учащимся выбрать смайлик из предложенных трех вариантов которые лежат на парте.
Рис. №1 – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.
Рис. №2 – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание.
Рис. №3 – тема очень сложная, и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме.
Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.