обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме “Степень”;
проконтролировать уровень усвоения материала;
ликвидировать пробелы в знаниях и умениях обучающихся;
формировать навыки самоконтроля обучающихся;
создать атмосферу заинтересованности каждого в работе, развивать познавательную активность обучающихся;
воспитывать интерес к предмету, к истории математики.
Задачи урока:
обучающие: проверка знаний обучающимися основных понятий, правил, законов на определение степени с рациональным показателем, умений самостоятельно применять знания в стандартных условиях, в измененных и нестандартных условиях;
развивающие: логическое мышление и творческие способности;
воспитывающие: расширение кругозора обучающихся в историческом аспекте, пополнение лексического запаса новыми терминами, воспитывать аккуратности ведения записей в тетради.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями для каждого учащегося.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Свойства степеней с рациональным показателем »
Урок 43-44
Тема: «Свойства степеней с рациональным показателем»
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме “Степень”;
проконтролировать уровень усвоения материала;
ликвидировать пробелы в знаниях и умениях обучающихся;
формировать навыки самоконтроля обучающихся;
создать атмосферу заинтересованности каждого в работе, развивать познавательную активность обучающихся;
воспитывать интерес к предмету, к истории математики.
Задачи урока:
обучающие: проверка знаний обучающимися основных понятий, правил, законов на определение степени с рациональным показателем, умений самостоятельно применять знания в стандартных условиях, в измененных и нестандартных условиях;
развивающие: логическое мышление и творческие способности;
воспитывающие: расширение кругозора обучающихся в историческом аспекте, пополнение лексического запаса новыми терминами, воспитывать аккуратности ведения записей в тетради.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями для каждого учащегося.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
1. Организационная часть
Приветствие. Готовность класса к уроку. Проверка домашнего задания.
2.Актуализация пройденного материала
Известный французский писатель Анатоль Франс сказал в свое время: “Учиться надо весело.…Чтобы поглощать знания надо поглощать их с аппетитом”.
Повторить необходимые теоретические сведения я предлагаю вам в ходе разгадывания кроссворда. Слайд 2.
По горизонтали:
Действие, с помощью которого вычисляется значение степени(возведение).
Произведение, состоящее из одинаковых множителей (степень).
Действие показателей степеней при возведении степени в степень (произведение).
Действие степеней, при которых показатели степеней вычитаются (деление).
По вертикали:
Число всех одинаковых множителей (показатель).
Степень с нулевым показателем (единица).
Повторяющийся множитель (основание).
Значение 105:(23•55) (четыре).
Показатель степени, который обычно не пишут (единица).
3.Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и постановка цели занятия. Слайды 3-5.
20 апреля 2014 года на площади имени Салавата Юлаева установили рекорд России. Совместно с уфимцами и гостями города был изготовлен самый большой в стране баурсак, весом 179 килограммов, который затем смог попробовать каждый.
На изготовление же гигантского баурсака-рекордсмена было потрачено 1006 яиц, 25 кг сахара, около 70 кг муки, 50 кг башкирского меда.
Кстати, прежний рекордный баурсак весом в 63,2 килограмма приготовили учащиеся профессионального лицея №63 в Уфе в 2011 году. Вопрос: кто и когда побьёт следующий рекорда, остаётся открытым.
Сегодня мы будем изучать тему «Степень с рациональным показателем и её свойства». Хочу обратить ваше внимание на слова М.В.Ломоносова, которые будут эпиграфом нашего урока. Мы будем работать с выражениями, содержащими степени, вы сами научитесь упрощать выражения и сравнивать числа. Вы расширите свои знания о степени. В конце урока проведём небольшую самостоятельную работу, для того, чтобы проверить, как вы умеете самостоятельно применять знания по данной теме.
3.Объяснение нового материала:
Открываем тетради записываем число и тему урока: «Свойства степеней с рациональным показателем». Слайд 6.
С некоторыми свойствами вы уже познакомились в 8 классе. Запишем еще одно. Слайд 7.
Теперь у нас есть новое свойство, которое поможет нам в освоении этой темы.
4.Закрепление изученного материала:
Слайды 8-14.
Историческая справка (сообщение учащегося).
Немецкий математик М.Штифель (1487–1567 гг.) дал определение а0=1 при a ≠1 и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степе. Штифель оставил заметный след в развитии алгебры. В его главном труде Arithmetica integra (Нюрнберг, 1544) он дал содержательную теорию отрицательных чисел, возведения в степень, различных прогрессий и других последовательностей. Штифель впервые использовал понятия «корень» и «показатель степени» (лат. exponens), причём подробно анализировал и целые, и дробные показатели. Опубликовал правило образования биномиальных коэффициентов и составил их таблицы до 18-й степени. Штифель переработал (фактически написал заново) книгу алгебраиста (коссиста) Кристофа Рудольфа, и использованные там современные обозначения арифметических операций с этого момента укоренились в математике (1553). Слайд 12.
Самостоятельная работа.
Тест по теме «Свойства степеней с рациональным показателем», с дифференцированным подходом. Слайд 15.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок за урок:
В процессе изучения темы мы вспомнили и познакомились свойствами степеней с рациональным показателем. Закрепили решением примеров, выполнили самостоятельную работу. На следующем уроке мы с вами начнем изучение степени с действительными показателями и их свойства.
Опросник. (Нужное подчеркнуть). Слайд 17.
1. Моё восприятие темы «Свойства степеней с рациональным показателем».
а) усвоил всё;
б) почти всё;
в) усвоил частично.
2. Как я работал на уроке:
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) неудовлетворительно.
В заключение урока:
«Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия – пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, А математика способна достичь всех этих целей»
– Так сказал американский математик Морис Клайн.
Выставление оценок за урок.
Спасибо за урок!
Используемая литература:
М.И. Башмаков «Математика»: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2014.-256с.
М.И. Башмаков «Математика»: сборник задач профильной направленности: учеб.пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования – 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-208с.
Т.А.Бурмистрова «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10 – 11 классы, Издательство «Просвещение», 2012.
«Алгебра и начала анализа 10-11» Авторы: А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др; под ред. А.Н. Колмогорова Москва «Просвещение» 2011 год
Алгебра и начала анализа 11 класс – поурочные планы – Волгоград.: Издательство «Учитель», - 2012. – 168 с.
Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 10 – 11 кл.: Метод. Пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 112 с.: ил.
Колесникова Т.В. Алгебра и начала анализа. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации: 11 класс: учебно-методическое пособие / Т.В. Колесникова, О.Н. Колесников. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 63, (1) с. (Серия «Учебно-методический комплек»)
Рурукин А.Н., Бровкова Е.В., Лупенко Г.В. и др. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа: 11 класс. – М.: ВАКО, 2012.- 336 с. – (В помощь школьному учителю)