1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное , вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. 5мин | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. В конце урока вы должны оценить свою работу: "красный" - справился с задачей без затруднений, зеленый" - справился с задачей, но возникали сложности, "синий" - не справился с задачей. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма. (Просмотр ролика мультфильма «Апельсин») Разделите квадрат на 4 равные части различными способами | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания На столах лежат цветные картонные квадраты и ножницы Делят тремя различными способами в парах | Личностные: мотивация учения Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы в парах |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий, выявление проблемы 5 мин | Проведем устный счет: 520 : 10 = 64 : 32 = 51 : 17 = 1 : 4 = ? Давайте вспомним, как найти неизвестные делимое, делитель? А пример 1 : 4 = А всегда ли при делении можно получить ответ в виде натурального числа? | Дают определения делимого, делителя Выявляют проблему | Познавательные: структурирование собственных знаний. Регулятивные: обнаруживать учебную проблему Личностные: оценивание усваиваемого материала |
3. Этап постановки темы урока и учебной цели. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. 5 мин | - Какой фрукт делили звери? (апельсин) - Из чего он состоит? (Из долек) - А какие дольки в апельсине? (равные) - Значит, что такое доли? (Доли – это равные части) - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь) - Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра .А сколько долек достанется трём зверям (3 доли) , а пяти? Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз. 1. Как разделить 8 яблок поровну между четырьмя детьми? (выводится на экран) 2. Как разделить 1 яблоко поровну между четырьмя детьми? (выводится на экран) 3. между четырьмя детьми? (выводится на экран) Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби»(выводится на экран) Наша цель на уроке 1. Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; | Учащиеся устно решают и определяют тему урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Этап объяснения нового материала 12 мин | Из истории стр. 179 Вернемся к началу урока, где не смогли разделить 1 на 4. = В математике долю принято записывать в виде: 1/4, 3/8, 5/9 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. -Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139 Прочитайте статью и ответьте на вопросы. -Как называется числа в записи дроби?
Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта На доске записаны дроби:
- Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель разделите мандарин на 2 доли; - на 4 доли Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? А сколько это минут? Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина, треть, четверть. А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”. Приведите свои примеры В нашей жизни дроби используются и в музыке | Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. К доске вызываются 2 ученика - 4 ученика Демонстрируют то, что у них получилось Сами выводят понятия «половина», «четверть», «три четверти» Записывают в тетради Учащиеся знакомятся самостоятельно с новым материалом, и отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся записывают в тетради Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) Делают запись в тетрадях Учебная четверть, четверть часа. | Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение правильных рассуждений; Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий 10 мин | Задание 1. Торт разрезали на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (выводится на экран) Задание 2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов, 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (выводится на экран) Задание 3. Золушка высыпала 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (выводится на экран) Задание 4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев (выводится на экран) Практическая работа. Цель: Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала. - Сегодня на уроке мы многому научились. А теперь я проверю, как вы это усвоили. У вас на парте лежит лист с фигурками. Ваша задача закрасить любую часть фигуры и запишите при этом какая дробь у вас получилась. (выводится на экран) - Теперь поменяйтесь и проверьте работу своего соседа и оцените ее - Переверните свои листочки. На этой странице словами записаны доли, а вы их должны записать с помощью цифр и черты а) три шестых, б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых. - Опять поменяйтесь и проверьте друг друга по слайду. Критерии оценивания у вас также написаны (выводится на экран) Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий; Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий; Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания. - Поставьте оценку своему товарищу по парте. | Учащиеся решают уст Учащиеся решают устно. Учащиеся решают устно. Учащиеся решают устно. Самостоятельно выполняют работу, самопроверка, самооценка. Проверку выполнения задания осуществляет сосед по парте и выставляет оценку. По карточкам решают задание, проверяют по готовому ответу, оценивают соседа по парте. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений, Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Регулятивные формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты собственной деятельности 3 мин | Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби! - Кто узнал на уроке что-то нового для себя? - Что понравилось на уроке, а что нет? - Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке? Теперь заклейте свои закрашенные листы самооценивания на доску (Белый круг с секторами) | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления . Сдают карточки самооценивания и листы с практической работой. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |