kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнение обыкновенных дробей. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: математика

Класс: 5

Тема: «Сравнение обыкновенных дробей»

Тип урока: ОНЗ

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика. 5 класс

Автор урока: Саратовская О.В.

Основные цели:

Метапредметные:

1.  Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, умение адекватно оценивать свою деятельность;

2.  Сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности учащихся.

3.      Предметная - сформировать умение строить алгоритмы на примере алгоритма сравнения обыкновенных дробей.

4.Развивающая –  закрепление приобретенных ранее знаний учащихся, выполнение тренировочных упражнений, развитие логического мышления при  выборе того или иного способа сравнения дробей.

5.Воспитывающая - воспитание умения внимательно слушать и оценивать устную информацию, воспитание коммуникативных  способностей, воспитание аккуратности, внимательности, настойчивости.

 

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на устный счёт (тема урока); образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) эталон.

Раздаточный материал: 1) ножницы, цветные шаблоны; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Добрый день, ребята. С каким настроением вы пришли на урок?  ( правая рука- с хорошим, левая – с плохим, не поднята рука – безразличен к уроку.)

− Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Мы узнали, что такое доли и обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь на координатном луче, на окружности.)

− Сегодня вы продолжите знакомство с обыкновенными дробями, а значит, будете открывать новые знания, как вы будете это делать? ( Мы выясним, что мы не знаем и сами найдем новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

− Но для того, чтобы работа была успешной, начнем урок с повторения.

− Расположи ответы примеров в порядке возрастания.

В

12·3

Е

216:4

А

750:25

И

27·4

Р

480:40

Н

520:13

Е

30·70

Н

204:3

С

600:150

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

− Сравните свои результаты с образцом:

4              12              30               36                40               54               68               108           2100

− Какими знаниями вы воспользовались, чтобы выполнить задание? (Устными способами умножения и деления натуральных чисел, правилом сравнения натуральных чисел.)

− Какое слово вы получили? (Сравнение.)

− Вы умете сравнивать натуральные числа? (Да, умеем.)

− Тогда сравнению, каких чисел будет посвящен урок? (Сравнению дробей.)

Тема фиксируется на доске.

− Что надо повторить, если вы так определили тему урока? (Что такое дроби, какие способы сравнения дробей мы знаем.)

На доске ряд дробей:

 .

− На какие группы можно разбить все дроби?

 (Дроби, у которых одинаковые числители, дроби, у которых одинаковые знаменатели.)

На доске:

− Назовите знаменатели дробей первой группы. (3, 5, 6.)

− Что показывает знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделено целое.)

− Назовите числители дробей второй группы. (11, 4, 3.)

− Что показывает числитель дроби? (Числитель показывает, сколько равных частей целого взято.)

− Что можно использовать для сравнения дробей? (Модно использовать числовой луч.)

− Что вы сейчас повторили? (Что такое дробь, что показывают знаменатель и числитель дроби, как можно сравнить дроби.)

− Какое следующее задание вы будете выполнять, чтобы узнать, что вы не знаете? (Пробное задание.)

− Посмотрите на две группы дробей и скажите, в каком порядке в той и другой группе расположены дроби. Ответ обоснуйте. (Время выполнения 10 сек.)

− У кого нет ответа?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу определить, в какой последовательности расположены дроби.)

− У кого есть обоснованный ответ?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу дать обоснованный ответ.)

− Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

3. Выявление причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было определить для каждой группы дробей, в какой последовательности они стоят.)

- Почему возникли затруднения? (Не знаем способа сравнения дробей.)

4. Построение алгоритма  решения проблемы.

− Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать способ сравнения дробей.)

− Какие дроби входят в каждую группу? (В первую группу входят дроби с одинаковыми числителями, а во вторую с одинаковыми знаменателями.)

− По какому признаку будем сравнивать дроби? (По одинаковым числителям или одинаковым знаменателям.)

− Уточните цель вашей деятельности. (Построить правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)

− Открывать знания вы будете в группах. Какие правила надо выполнять, чтобы работа в группах была успешной?

 (В группе должен быть организатор, все должны работать на конечный результат, если что-то не понял, переспроси, несогласие высказывай вежливо, один говорит, остальные слушают.)

− Первая, третья и пятая группы будут работать с первой группой дробей, а вторая, четвертая и шестая – со второй группой дробей.

− Сколько кругов должно быть у каждой группы (По три круга.)

− На сколько равных частей должны быть разбиты круги у 1, 3, 5 групп? (На 3, 5 и 6 равных частей.)

− На сколько равных частей должны быть разбиты круги у 2, 4, 6 групп? (На 12 равных частей.)

− По какому плану вы будете работать? (Разделим круги на необходимое количество равных частей, возьмем то количество частей, которое соответствует числителям дробей, сравним, взятые части, сделаем вывод, сформулируем правило.)

− Какое правило будут формулировать 1, 3 и 5 группы. (Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.)

− Какое правило будут формулировать 2, 4 и 6 группы. (Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)

5. Реализация алгоритма выхода из проблемы.

На столах у групп 1, 3, 5 лежит по три круга один разделен (пунктирными линиями) на 3 равные части, второй – на 5, третий – на 6.)

 У групп 2, 4, и 6 – по три круга, которые разделены на 12 равных частей.

Учащиеся работают по реализации плана самостоятельно.

Одна из нечетных групп и одна их четных групп озвучивают ход своей работы и полученные выводы.

Вывод 1:

Из двух дробей с одинаковыми числителями,  та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).

Вывод 2:

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).

На доске фиксируется общий алгоритм сравнения дробей:

АЛГОРИТМ СРАВНЕНИЯ ДРОБЕЙ

− Теперь вы сможете ответить на вопрос пробного действия: в каком порядке в группах              расположены дроби? (В порядке убывания.)

− Обоснуйте свой ответ. (В первой группе,  дроби с одинаковыми числителями, а знаменатели расположены в порядке возрастания, значит, сами дроби расположены в порядке убывания. Во второй группе, дроби с одинаковыми знаменателями, а числители расположены в порядке убывания, значит, и сами дроби расположены в порядке убывания.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Что теперь необходимо сделать? ( Надо научиться использовать алгоритм сравнения дробей.)

Работа в парах.

− Сравнить дроби, проговаривая алгоритм сравнения:










 

 и ;                       и ;

 и ;                       и.

После выполнения работы учащиеся проверяют по образцу:

 > ;                       < ;

 < ;                       >.

− У каких пар возникли затруднения?

− При сравнении, каких дробей?

− Какой шаг алгоритма нарушили?

− У каких пар не возникло затруднений?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− А теперь проверьте, как каждый из вас понял, применения алгоритма сравнения дробей.

Сравнить дроби:

 и ;                     и ;

 и ;                       и.

После выполнения задания, учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.

 <

Равны знаменатели.

5 < 7

 >

Равны знаменатели.

4 > 2

 <

Равны числители.

19 > 7

 >

Равны числители.

11 < 20

- У кого задание вызвало затруднение?

- В чём причина возникшего затруднения?

- У кого задание выполнено правильно?

8. Включение в систему знаний.

− Расположите дроби в порядке возрастания:


 

 Я     Е     И     У     А    Ч    Щ     С

− Какое слово получили? (УЧАЩИЕСЯ.)

− Расположите дроби в порядке убывания:


 

   Л     О    О     Д     М    Ы    Ц

− Какое слово получили? (МОЛОДЦЫ.)

− К каким учащимся можно отнести это определение? (Учащимся нашего класса.)

− Почему? (Ответы детей.)

9.Рефлексия деятельности на уроке.

− Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями.)

− Что вы создали? (Мы создали алгоритм сравнения обыкновенных дробей.)

− Как вы это делали? (Ответы детей.)

− Оцените свою деятельность на уроке: большой палец вверх, если вы поняли, как сравнивать дроби и в самостоятельной работе не допустили ошибок, или вниз, если вы поняли, как сравнивать дроби, но в самостоятельной работе ошибки были.

- Как изменилось ваше настроение?

Домашнее задание: п. 24, задание на сравнение обыкновенных дробей;

творческое задание:

1) Изобразить портрет трёх дробей с одинаковыми знаменателями.

2) Изобразить портрет трёх дробей с одинаковыми числителями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сравнение обыкновенных дробей. 5 класс

Автор: Саратовская Ольга Валериевна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Сравнение обыкновенных дробей"
    ["seo_title"] => string(34) "sravnieniie-obyknoviennykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "276723"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452780734"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок по математике в 5 классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-po-matiematikie-v-5-klassie-po-tiemie-sravnieniie-obyknoviennykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "159945"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421983035"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Технологическая карта урока по математике по теме «Сравнение обыкновенных дробей», 5 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_po_matiematikie_po_tiemie_sravnieniie_obyknovi"
    ["file_id"] => string(6) "369745"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481734087"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект метапредметного урока по теме: "Действия с обыкновенными дробями.70-летию Победы посвящается".". "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-po-tiemie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-70-lietiiu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "238596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444589419"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Дидактический материал по математике «Обыкновенные дроби» (анимированная сорбонка) для учащихся 6-8 классов коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(151) "didaktichieskii-matierial-po-matiematikie-obyknoviennyie-drobi-animirovannaia-sorbonka-dlia-uchashchikhsia-6-8-klassov-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "200147"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428738417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства