Предмет: математика
Класс: 5
Тема: «Сравнение обыкновенных дробей»
Тип урока: ОНЗ
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика. 5 класс
Автор урока: Саратовская О.В.
Основные цели:
Метапредметные:
1. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, умение адекватно оценивать свою деятельность;
2. Сформировать мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности учащихся.
3. Предметная - сформировать умение строить алгоритмы на примере алгоритма сравнения обыкновенных дробей.
4.Развивающая – закрепление приобретенных ранее знаний учащихся, выполнение тренировочных упражнений, развитие логического мышления при выборе того или иного способа сравнения дробей.
5.Воспитывающая - воспитание умения внимательно слушать и оценивать устную информацию, воспитание коммуникативных способностей, воспитание аккуратности, внимательности, настойчивости.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на устный счёт (тема урока); образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) эталон.
Раздаточный материал: 1) ножницы, цветные шаблоны; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Добрый день, ребята. С каким настроением вы пришли на урок? ( правая рука- с хорошим, левая – с плохим, не поднята рука – безразличен к уроку.)
− Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Мы узнали, что такое доли и обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь на координатном луче, на окружности.)
− Сегодня вы продолжите знакомство с обыкновенными дробями, а значит, будете открывать новые знания, как вы будете это делать? ( Мы выясним, что мы не знаем и сами найдем новые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
− Но для того, чтобы работа была успешной, начнем урок с повторения.
− Расположи ответы примеров в порядке возрастания.
В
12·3
Е
216:4
А
750:25
И
27·4
Р
480:40
Н
520:13
Е
30·70
Н
204:3
С
600:150
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
− Сравните свои результаты с образцом:
4 12 30 36 40 54 68 108 2100
− Какими знаниями вы воспользовались, чтобы выполнить задание? (Устными способами умножения и деления натуральных чисел, правилом сравнения натуральных чисел.)
− Какое слово вы получили? (Сравнение.)
− Вы умете сравнивать натуральные числа? (Да, умеем.)
− Тогда сравнению, каких чисел будет посвящен урок? (Сравнению дробей.)
Тема фиксируется на доске.
− Что надо повторить, если вы так определили тему урока? (Что такое дроби, какие способы сравнения дробей мы знаем.)
На доске ряд дробей:
.
− На какие группы можно разбить все дроби?
(Дроби, у которых одинаковые числители, дроби, у которых одинаковые знаменатели.)
На доске:
− Назовите знаменатели дробей первой группы. (3, 5, 6.)
− Что показывает знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделено целое.)
− Назовите числители дробей второй группы. (11, 4, 3.)
− Что показывает числитель дроби? (Числитель показывает, сколько равных частей целого взято.)
− Что можно использовать для сравнения дробей? (Модно использовать числовой луч.)
− Что вы сейчас повторили? (Что такое дробь, что показывают знаменатель и числитель дроби, как можно сравнить дроби.)
− Какое следующее задание вы будете выполнять, чтобы узнать, что вы не знаете? (Пробное задание.)
− Посмотрите на две группы дробей и скажите, в каком порядке в той и другой группе расположены дроби. Ответ обоснуйте. (Время выполнения 10 сек.)
− У кого нет ответа?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу определить, в какой последовательности расположены дроби.)
− У кого есть обоснованный ответ?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу дать обоснованный ответ.)
− Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
3. Выявление причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было определить для каждой группы дробей, в какой последовательности они стоят.)
- Почему возникли затруднения? (Не знаем способа сравнения дробей.)
4. Построение алгоритма решения проблемы.
− Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать способ сравнения дробей.)
− Какие дроби входят в каждую группу? (В первую группу входят дроби с одинаковыми числителями, а во вторую с одинаковыми знаменателями.)
− По какому признаку будем сравнивать дроби? (По одинаковым числителям или одинаковым знаменателям.)
− Уточните цель вашей деятельности. (Построить правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)
− Открывать знания вы будете в группах. Какие правила надо выполнять, чтобы работа в группах была успешной?
(В группе должен быть организатор, все должны работать на конечный результат, если что-то не понял, переспроси, несогласие высказывай вежливо, один говорит, остальные слушают.)
− Первая, третья и пятая группы будут работать с первой группой дробей, а вторая, четвертая и шестая – со второй группой дробей.
− Сколько кругов должно быть у каждой группы (По три круга.)
− На сколько равных частей должны быть разбиты круги у 1, 3, 5 групп? (На 3, 5 и 6 равных частей.)
− На сколько равных частей должны быть разбиты круги у 2, 4, 6 групп? (На 12 равных частей.)
− По какому плану вы будете работать? (Разделим круги на необходимое количество равных частей, возьмем то количество частей, которое соответствует числителям дробей, сравним, взятые части, сделаем вывод, сформулируем правило.)
− Какое правило будут формулировать 1, 3 и 5 группы. (Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.)
− Какое правило будут формулировать 2, 4 и 6 группы. (Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)
5. Реализация алгоритма выхода из проблемы.
На столах у групп 1, 3, 5 лежит по три круга один разделен (пунктирными линиями) на 3 равные части, второй – на 5, третий – на 6.)
У групп 2, 4, и 6 – по три круга, которые разделены на 12 равных частей.
Учащиеся работают по реализации плана самостоятельно.
Одна из нечетных групп и одна их четных групп озвучивают ход своей работы и полученные выводы.
Вывод 1:
Из двух дробей с одинаковыми числителями, та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).
Вывод 2:
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).
На доске фиксируется общий алгоритм сравнения дробей:
АЛГОРИТМ СРАВНЕНИЯ ДРОБЕЙ
− Теперь вы сможете ответить на вопрос пробного действия: в каком порядке в группах расположены дроби? (В порядке убывания.)
− Обоснуйте свой ответ. (В первой группе, дроби с одинаковыми числителями, а знаменатели расположены в порядке возрастания, значит, сами дроби расположены в порядке убывания. Во второй группе, дроби с одинаковыми знаменателями, а числители расположены в порядке убывания, значит, и сами дроби расположены в порядке убывания.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Что теперь необходимо сделать? ( Надо научиться использовать алгоритм сравнения дробей.)
Работа в парах.
− Сравнить дроби, проговаривая алгоритм сравнения:
и ; и ;
и ; и.
После выполнения работы учащиеся проверяют по образцу:
> ; < ;
< ; >.
− У каких пар возникли затруднения?
− При сравнении, каких дробей?
− Какой шаг алгоритма нарушили?
− У каких пар не возникло затруднений?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− А теперь проверьте, как каждый из вас понял, применения алгоритма сравнения дробей.
Сравнить дроби:
и ; и ;
и ; и.
После выполнения задания, учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.
<
Равны знаменатели.
5 < 7
>
Равны знаменатели.
4 > 2
<
Равны числители.
19 > 7
>
Равны числители.
11 < 20
- У кого задание вызвало затруднение?
- В чём причина возникшего затруднения?
- У кого задание выполнено правильно?
8. Включение в систему знаний.
− Расположите дроби в порядке возрастания:
Я Е И У А Ч Щ С
− Какое слово получили? (УЧАЩИЕСЯ.)
− Расположите дроби в порядке убывания:
Л О О Д М Ы Ц
− Какое слово получили? (МОЛОДЦЫ.)
− К каким учащимся можно отнести это определение? (Учащимся нашего класса.)
− Почему? (Ответы детей.)
9.Рефлексия деятельности на уроке.
− Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями.)
− Что вы создали? (Мы создали алгоритм сравнения обыкновенных дробей.)
− Как вы это делали? (Ответы детей.)
− Оцените свою деятельность на уроке: большой палец вверх, если вы поняли, как сравнивать дроби и в самостоятельной работе не допустили ошибок, или вниз, если вы поняли, как сравнивать дроби, но в самостоятельной работе ошибки были.
- Как изменилось ваше настроение?
Домашнее задание: п. 24, задание на сравнение обыкновенных дробей;
творческое задание:
1) Изобразить портрет трёх дробей с одинаковыми знаменателями.
2) Изобразить портрет трёх дробей с одинаковыми числителями