Просмотр содержимого документа
«"Обобщение материала "Натуральные числа""»
ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
ЦЕЛИ:
Обучающая
*Показать практическую значимость математических знаний для решения уравнений из повседневной жизни
*Повторять и обобщать умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.
*Совершенствовать навыки устного счета.
*Повторять умения работать с координатами и их практическую направленность.
Развивающая
*Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля.
*Развивать навыки поиска, обработки и обобщения информации.
Воспитательная
*Формирование понимания значимости математики, как способа познания окружающего мира.
*Формирование значимости коллективной и индивидуальной работы.
*Создавать условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся.
ЗАДАЧИ:
*Повысить мотивацию к изучению математики.
*Научить школьников ценить, уважать и беречь свое здоровье.
*Внедрить в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счет увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности.
ТИП УРОКА:
Повторительно-обобщающий
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, проверьте наличие необходимых принадлежностей для урока. Всё недостающее – на моем столе.
Наша встреча предполагает вспомнить, привести в нужный, даже строгий порядок те знания и умения, которые мы приобрели за 3 месяца учебы.
Рефлексия: В каком настроении вы пришли на урок (устали, кто-то обидел, неудачная отметка)? Положите соответствующее изображение на парту. (Спросить некоторых: почему?)
*Что вы ждете от урока? (игры для счета, интересные рассказы, научиться лучше решать задачи).
*Хотели бы вы большую часть урока работать самостоятельно или с учителем? (Всего понемногу, самостоятельно, все время с учителем).
*Давайте вместе наметим план, к чему нам стремиться в процессе работы.
*Уметь находить взаимосвязь между компонентами.
*Применять рациональные вычисления (предварительно прослушать учащихся, какие трудности у них в изученном материале).
Послушайте старую легенду.
*На горе Олимп жили боги. От скуки они создали человека и поселили его на Землю. Первый бог решил наделить человека силой, второй бог предложил сделать его умным, а третий бог предложил наделить здоровьем. Тогда один из богов воскликнул: «Такой человек будет похож на нас, т.е. богов. Давайте спрячем здоровье не в глубокое море, не за высокие горы, а в самом человеке».
Поэтому, чем бы мы сегодня не занимались, постоянно следите за своей осанкой, локоток всегда на парте, низко не наклоняйтесь. Если что-то не видно с доски, зрение не напрягайте, не щурьтесь, а подойдите и посмотрите
ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА
*Первую зубную щетку изготовили в 1780 году в Лондоне. Сколько лет прошло с тех пор? 2011-1780=231 год
*Когда мы улыбаемся, работают 6 мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько у человека мышц? 6×100=600 мышц.
*Один ученый подсчитал, что на грязных руках содержится 38 000 000 микробов. Поэтому, прежде чем сесть есть за стол, мойте руки, лучше с мылом.
На ваших партах лежат карточки «Лото». Вспомним порядок работы. Правильность ответов проверьте сами.
Вывод: не все правильно определяют компоненты действий сложения, вычитания и деления; путают «увеличить в» и «на». Очень хочется верить, что это связано с волнением и торопливостью.
Ученик 1
Разность 2д и 3ед
Частное 21 и 3
92
Одинаковые цифры в десятках и единицах
Ученик 2
Мн. Мн.
3 5
Произведение
Половина 16
На 1 меньше 3 ед.
42
Ученик 3
22
½ от 12
Произведение 5 и 4
Одинаковые цифры в десятках и единицах
Ученик 4
Увеличить 7 в 8 раз
Уменьшаемое 43, вычитаемое 5.
Квадрат 3
Одинаковые цифры в десятках и единицах
Ученик 5
Стоящее перед 2 д.
Увеличь 5 в 2 раза
Частное 12 и 4
Одинаковые цифры в десятках и единицах
ФИЗПАУЗА
Дует ветер нам в лицо
Раскачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
*Каждый год осенью наши школьники высаживают деревья (клен, ель, дуб) в овраге около деревни Бахметьево. Это делается с целью укрепления оврага. Эту работу мы выполняем совместно с организацией Гринпис. Наши следующие задачи о растениях. Для чего нужны цветы, кустарники, деревья? (Украшают местность, выделяют кислород, служат лекарством, корм скоту, строительный материал, пчелы собирают нектар).
Обсуждаем решение сообща.
У доски _______
*Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. За сколько суток растение достигнет высоты 6 м 30 см?
6 м 30 см = 630 см
630 : 90 = 7 (суток)
Ответ: 7 суток
Следующую задачу решим устно.
*Для предупреждения размыва по одну сторону оврага посадили 27 кустов, а по другую на 7 кустов больше. Сколько всего кустов посадили в овраге?
Вывод. Берегите растения и всю природу охраняйте в силу вашего возраста.
*Польский писатель Станиславлем сказал, что для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать. Все свои знания мы применим, сделав привал на станции «Уравнение».
*Что такое уравнение?
*Найдите среди записей уравнение.
2 × 7 + 4; 4 а + 7 ; х + 13 = 24 ; 50 – 5 у; 16 × х = 32.
Решение у доски и в тетради
21 – х = 12
44 + ( а – 85 ) = 105
Устно на карточках.
у × 0 = 15 (нет решения)
0 × х = 0 ( х любое число)
Ответы пояснить.
На партах лежат миниперфокарты. К каждому уравнению 3 ответа. Любым знаком выделите его. Если необходимо, решать на черновике.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Многие математики занимались проблемой уравнений. Один из них французский математик Виет. Он разгадал шифр в тайнописи и Франция выиграла сражение у Испании. Виета сочли колдуном и сожгли на костре.
Мы уже решали задачи об исторических местах столицы (о площади Кремля)
Задача о главных часах, Кремлевских курантах.
*Часовая стрелка Кремлевских курантов на 31 см короче минутной. Вычислить длину стрелок, если известно, что они вместе имеют длину 625 см.
Минутная стрелка х (см)
Часовая стрелка (х - 31) см
х + ( х - 31) = 625
2 х – 31 = 625
2 х = 625 + 31
2 х = 656
х = 325 (см) длина минутной стрелки 3 м 28 см.
328 – 31 = 297 (см) длина часовой стрелки 2 м 97 см
Я очень хочу, чтобы вы побывали в прекрасном городе Москве, посмотрели все его красоты.
А если выстроить логическую цепочку, немного пофантазировать, то поможет вам в осуществлении любой вашей мечты удивительного интересная наука математика.
Координатная прямая
-3-2-1 0 1 2
│││││││││││││││││
*Что вы видите на доске? (Модель координатной прямой)
*Что отличает её от обычной прямой? (Начало отсчета, ед. отрезок, направление)
За окном начало зимы, мрачные краски. Чтобы жизнь была ярче, чтобы было хорошее настроение, удачнее решались примеры и задачи не только сегодня, а на протяжении всей учебы, давайте на нашей координатной прямой посадим математическую клумбу.
У вас на партах лежат такие же прямые. Если сможете, то на них тоже отметьте точки.
Садовник решил посадить белую розу в т. А (2), а красную в т. В (- 2), с координатой ей противоположной. Красный тюльпан посадил правее красной розы на 1 ед. отрезок. Желтый тюльпан находится на расстоянии 4 ед. отрезков от начала отсчета. Два василька окружили белую розу. А мак без спросу занял свободное место между тюльпанами и розой.
*Назовите цветы, кроме роз, имеющие противоположные координаты.
Наблюдать за клумбой будет бабочка. Какова ее координата. Как называются числа справа от нуля слева от нуля? Что больше – 7 или +3; 0 или - 2; - 5 или – 1.
Обобщу ваши ответы стихотворением.
Я на шкале – число граница.
Где встану я – там чисел штаб
А числам разрешаю становиться
На выбранной прямой
(Ноль, направление, масштаб)
*Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты», т.е. номер телефона, адрес. Для чего? Чтобы его можно было найти. Суть координат состоит в том, что правило, по которому определяется объект.
Впервые предложил геометрическое толкование положительных и отрицательных чисел Рене Декарт, ученый из Франции в 1637 г. Как и любое новое открытие (изобретение радио, велосипеда, компьютеров) оно возникло из практических нужд человека. При обработке земли, во время строительства людям приходилось что-то вычислять, решать уравнения. А вот с таким они справиться не могли, да и вы пока еще не решите. х + 10 = 2
Положительные числа изображали красными палочками, отрицательные – черными. Китайские математики положительные числа толковали как имущество, а отрицательные – как долги.
Какие еще шкалы с использованием координатной прямой, вы знаете.
*Линия времени – история. (Портреты до н.э.) Эту информацию вы получили при работе над календарями).
*Шкалы высот гор и глубин морей – география.
Видите, как математика переплетается с другими науками.
*Термометры
На моделях термометров отметьте температуру.
Говорить буду, как синоптики, дикторы, т.е. не совсем математическим языком.
*Лед на реке будет прочным при температуре 15 оС ниже нуля.
*Нормальная температура для сна 18 оС выше нуля.
*Лед тает, а вода застывает при температуре? (ответ детей 0 оС).
*Вода кипит при температуре 100 оС. Можно ли показать на наших моделях?
Я отступила от традиционной проверки домашнего задания. Оставила, как говорят, на «десерт». Ваше творческое задание: составить уравнение по задаче и красочно оформить его, заслуживают только похвалы.
Получите задание на дом.
1.Решить задачу
2.Ответы на дополнительные вопросы найти в библиотеке (срок 7 дней).
3.Аппликация из геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг).
ИТОГ УРОКА.
На мой взгляд мы восполнили те моменты неусвоенного, которые у вас были. Впереди предновогодний зачет. Некоторым четче представлять решение уравнений и задач.
А как вы сами считаете. Пополнили свой школьный багаж полезными для учебы знаниями.
Рефлексия:
*Хорошо усвоили изученное (солнце).
*Есть трудности при выполнении некоторых заданий (треугольник).
*совсем ничего не понимаю (тучи).
Все работали активно. Молодцы. Оценки на следующем уроке, после проверки карточек и домашнего задания.