Разработка урока по математике
Действия с натуральными числами
Данные об авторе: Лобода Светлана Евгеньевна
Место работы, должность: учитель математики МБОУ «СОШ п. Искателей»
Тема урока: Действия с натуральными числами.
Предмет: математика
Класс: 5 класс
Уровень образования: основное общее образование
Тип урока: Повторение и систематизация учебного материала
Используемые учебники и учебные пособия: УМК Мерзляк Издательство «Вентана-Граф»
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Цель урока: Обобщить и систематизировать материал по данной теме
Задачи
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Организационный момент:
Здравствуйте ребята, садитесь.
Класс делится на 3 команды
II. Подготовка к основному этапу
Кто из нас не мечтал о том, чтобы уроки делались сами, золотая рыбка выполняла наши желания. Сегодня, я хочу рассказать вам о школьнике Вовке, который мечтал о сказочной жизни, ведь в сказках всё делается по щучьему веленью. Труднее всего Вовке давалась математика. И думал он, что уж в сказках математика точно не нужна. Приглашаю и я вас в увлекательное путешествие в тридевятое царство. А также помочь Вовке справится со всеми трудностями, ведь математику он не выучил. (Слайд №1)
Работать мы будем в группах.
- Сегодня на уроке мы вспомним то, что уже изучили по теме «Натуральные числа и действия над ними», решим тест, отгадаем кроссворды и выполним другие интересные задания.
III. Основной этап, закрепление пройденного.
Кого первого встретил Вовка в сказке? (слайд 2) Что делал царь? Их величество ожидает делегацию из иностранного государства, а какой-то хулиган исписал забор примерами. Поэтому царь решил их закрасить, чтобы ни осрамиться перед иноземным государством. Но немного подумав, царь решил обратиться к Вовке с просьбой помочь проверить правильность решения и если есть ошибки, то их исправить. Вовка согласился. Но так, как Вовка на уроках был не внимательный, то вот, что у него получилось.
Задание для каждой группы на отдельных листах (см. Приложение) Устный счет
Задание №1 «Найди ошибку»
(27 + 13) ∙ 8 = 240
(82 – 71) ∙ 6 = 66
63 : ( 25 – 16) = 8
(56 – 26) ∙ 9 = 210
( 128 – 53) : 3 = 23
120 : (26 + 14) = 4
1212 : 12 = 11
100 ∙ 10000 = 100000
480 : 4 = 120
5 ∙ 1000 = 5000
(Каждой группе даются примеры с ошибками Слайд 3)
Слайд №4 Выполняется проверка задания №1
Царь тоже прорешал примеры, и проверив решения Вовки, был поражен его ответами. За такое количество ошибок приказал царь отрубить Вовке голову.(слайд №5)
Еле Вовка унес ноги. И оказался в новой сказке. ( угадали в какой?) Сидела старуха, а перед ней разбитое корыто.(слайд №6)
Ага! Вот я где! Бабушка, здравствуй!
Старуха. Здравствуй, милок!
Вовка. Бабушка, а как тут повидать золотую рыбку? Ты ведь в курсе дела.
Бабка. Да вот оно море-то рядом.
Подошел Вовка к морю. (слайд№7)
Вовка. Эй, золотая рыбка! Эй-эй, золотая рыбка, ты что не слышишь, что ли.
Приплыла золотая рыбка. Очень удивилась она увидев Вовку , а не старика.
Вовка. О, золотая рыбка! Я хочу, чтобы ты:
Золотая рыбка. Что? А ты сплел невод? А ты его трижды закинул в море? А ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же. Ты сначала задачу реши, а потом проси.(слайд №8)
Задание №2
Отправившись в гости к Змею Горынычу, Баба Яга пролетела в своей ступе 276 км за 4 часа, а остальные 156 км прошла за 6 часов в сапогах-скороходах. На сколько скорость движения ступы больше, чем скорость движения сапог-скороходов?
Задание дается для каждой группы на отдельных листках (см Приложение).
Слайд №9 проверка решения задачи
Понял Вовка, что тяжела для него эта задача и отправился дальше по тридевятому царству путешествовать
Вовка. А вы кто такие? (слайд 10)
Василиса - 1. Мы Василисы – Премудрые. Прилетели из разных сказок, потому что у нас слет юных Василис по обмену премудростями.
Вовка. Эх, мне бы научится по обмену какими-нибудь премудростями.
Василисы- Ну конечно научим
Задача 1 Василисы (слайд 11)
Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и Соловей - разбойник собирали каждый в свою корзинку мухоморы. В одной корзинке оказалось 134 гриба, во второй – 158, в третьей – 176 , в четвёртой – 182. Сколько мухоморов собрал каждый из членов весёлой компании, если известно, что Леший собрал больше мухоморов, чем Кощей, но меньше, чем Соловей – разбойник, а Баба Яга меньше, чем Кощей? (слайд 12)
Давайте проверим, кто решил задачу правильно.(слайд 13)
182 176 158 13
Задание второй Василисы: Реши кроссворд (слайд 14)
По горизонтали:
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 1л | | | | 2п | л | ю | 3с | | | | | | | |
| | у | | | | л | | | л | | | | | | | |
| | 4ч | и | с | л | о | | | 5о | т | р | е | 6з | о | к | |
| | | | | | с | | | ж | | | | а | | | |
| | | | | | к | | | е | | | | д | | | |
| 7т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | | а | | | |
| р | | | | | с | | | и | | | | ч | | | |
| и | | | | | т | | 8д | е | л | е | н | и | е | | |
| | | 9п | я | д | ь | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Знак математического действия.
4. Запись из одной или нескольких цифр.
5. Часть прямой, соединяющая две точки.
7. Многоугольник.
8. Математическое действие.
9. Старинная мера длины.
По вертикали:
Часть прямой.
Геометрическая фигура.
Математическое действие
Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений и вычислений.
Число разрядов в классе.
(слайд 15)
Задача Василисы № 3 (слайд 16)
Копатыч вырастил в своём саду 24 кг яблок и 36 кг груш. Шестую часть всех фруктов он отдал своему другу Крошу, пятую часть всех фруктов Лосяшу, а остальные - Нюше. Сколько килограмм фруктов получила Нюша? ( слайд 17)
Что у вас получилось? Что нашли первым действием, как найти шестую часть фруктов, пятую часть фруктов?
Решение (слайд 18)
24 + 36 = 60 (кг) всего фруктов собрал Копатыч
60 : 6 = 10 (кг) фруктов получил Крош
60 : 5 = 12 (кг) фруктов получил Лосяш
60 – (10 + 12) = 38 (кг) фруктов получила Нюша
Ответ : 12кг
( слайд 19)Вовка - Всё хватит надоело. Не хочу, не хочу! Везде учат, в школе учат, дома учат, ещё и в сказке навалились.
Василисы - Да тебе видать надо в Тридевятое царство. Там есть двое из ларца, одинаковых с лица. Что не прикажешь, все для тебя сделают.
(слайд 20) Долго ли коротко, нашел, наконец, Вовка двоих из ларца одинаковых с лица.
Оказалось, что они действительно могли все сделать за Вовку, они даже конфеты, мороженое и пирожное за него ели.
( слайд 21) Не понравилось Вовке в тридевятом царстве захотелось ему домой. Двое из ларца показали ему дорогу. Оказалось, чтобы попасть домой, нужно произнести заветную фразу. А какую фразу нужно назвать вы узнаете, решив следующее задание.
Задание № 6( слайд 22)
Какая точка лежит левее на координатном луче?
А (5) или З (2);
Н (15) или Б (27);
С (20) или А(3);
Д (101) или Н (14);
И (8) или К (17);
Е (9) или Р (10).
Выпишите названия этих точек.
Начертите координатный луч и отметьте точки с соответствующими координатами. Какое слово появилось на луче?
И (4) С (1) А (7) Л(5)
Какая фраза получилось? - Знание сила
Произнес Вовка заветное слово и оказался у себя дома. Сразу же сел он за уроки и первым делом выполнил задание по математике. Решил Вовка с тех самых пор все делать сам.( слайд 23)
Ребята выполняют самостоятельную работу на 4 варианта. А затем сдают её учителю на проверку, эти оценки выставляются в журнал.
IV. Рефлексия «Солнышко» (Слайд 24)
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
V. Итог урока
Понравился вам урок? Чем мы сегодня занимались?
Спасибо за урок до новых встреч.