Тема урока: Нумерация чисел
Цели урока: обобщить способы образования, записи и чтения трехзначных чисел, их сравнения; развивать умение находить числа в натуральном ряду чисел, используя понятия: «предыдущее», «последующее».
Организационный момент
Урок целесообразно начать с психологического настроя. Можно использовать различные приемы настроя на урок и сообщения цели урока. В дальнейшем данный этап описываться не будет. Каждый учитель проводит его по своему усмотрению.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков
1) Игровое упражнение: «Сколько единиц (десятков, сотен) в числе?».
Цель: упражнять учащихся в определении состава чисел.
Учитель называет трехзначное число, а учащиеся по рядам (1-й ряд - показывает количество единиц, 2-й ряд - количество десятков, 3-й ряд - количество сотен) при помощи карточек, сколько единиц, десятков, сотен в этом числе.
2) Игровое упражнение: «Какое число пропущено?».
Цель: закрепить знания последовательности чисел; развивать внимание учащихся.
На доске вывешивается таблица, в которой числа от 220 до 240 записаны вразброс, разным цветом, разного размера, под разным углом. Детям предлагается назвать числа по порядку, показывая их на таблице и определить, какого числа нет.
Работа по теме урока
После выполнения этих упражнений учитель может спросить, кто из детей догадался, какие знания они сегодня будут повторять. Формулируется тема и цель урока.
Для минутки красивого письма можно предложить следующее задание: запишите трехзначные числа при помощи цифр 1, 2, 3. (123, 132, 213, 231, 312, 321). Сколько чисел записали? Назовите самое маленькое число; самое большое число; числа, в которых 1 десяток; числа, в которых 1 единица; числа в которых 3 десятка. Чем похожи все эти числа? Запишите числа, которые стоят между 312 и 321.
В устный счет включить №1.
- Что значит «предшествует числу» и «следует за числом»? Как вы это понимаете?
Работа над повторением знаний о числах
№2 выполняется учащимися самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
В этом номере в учебнике появился новый условный знак (?!). Учитель объясняет его значение - «вспомни». В данном случае необходимо повторить соотношение единиц счета и закрепить умение выделять в числе общее («всего») количество десятков, сотен, единиц.
Сравнение выражений №3 дети могут выполнить с комментированием, объясняя ход рассуждений: если вычитаемое увеличивается, то разность уменьшается; если слагаемое увеличивается, то сумма увеличивается. В данном задании числа подобраны так, что можно сравнить выражения, не вычисляя их значений. В одной части вычитают (прибавляют) десятки, а в другой - единицы. Дети могут сделать самостоятельный вывод: значение выражения больше (меньше) там, где прибавили (отняли) наибольшую единицу счета.
№4. Вырази в указанных единицах измерения. Это задание также направлено на закрепление знаний о соотношении единиц счета и величин. Можно выполнить в классе 1-2 строчки, остальное - для домашнего задания.
Работа над изученным материалом
Далее задания из учебника можно выполнять в произвольном порядке.
Работа над задачей а) №5.
- О ком эта задача? Прочитайте вопрос задачи? Можно ли ответить на этот вопрос сразу? Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Можем ли узнать, сколько детей приняли 3 врача? Каким действием? Почему умножением? Зная, сколько детей приняли 3 врача, можем ли узнать, сколько всего приняли врачи за день? Что неизвестно? Можем ли узнать, сколько детей приняли еще 2 врача? Каким действием? Почему? Зная, сколько детей приняли 3 врача и 2 врача, можем ли узнать, сколько всего было детей у врачей на приеме? Каким действием? Почему?
По ходу рассуждений учитель составляет на доске план решения задачи:
1) узнать, сколько детей приняли 3 врача, принимая по 14 детей;
2) узнать, сколько детей приняли 2 врача, принимая по 17 детей;
3) узнать, сколько всего приняли врачи за день.
Затем учащиеся самостоятельно выполняют решение задачи и записывают ответ:
1) 14 • 3 =42 (р.) - приняли 3 врача
2) 17 • 2 = 34 (р.) - приняли 2 врача
3) 42 + 34 =76 (д.) - всего
Можно выполнить решение задачи, записывая выражением:
14 • 3 + 17 • 2 = 76 (д.)
Задание №7. Составь и запиши выражения по таблице. Найди их значения. Можно выполнить частично. Остальное дети выполнят дома.
Самостоятельная работа
Задачу б) №5 дети могут выполнить самостоятельно, с последующей проверкой.
1) 45 : 3 = 15 (кг) - Кайрат
2) 45 - 15 = 30 (кг) тяжелее
Ответ: на 30 кг Марат тяжелее.
В самостоятельную работу могут быть включены и номера 6 — блиц по задачам ( ) или №8 ( ) - «реши на время».
Решение логической задачи №9 можно проиллюстрировать с применением наглядного материала, либо в тетрадях. Важно вести упорядоченный перебор вариантов. Для этого можно предложить закрашивать 4 клетки в тетрадях, выбирая при этом наиболее рациональный перебор. Решение задания №9.
3 синих и 1 красная; 2 синих и 2 красных; 1 синяя и 3 красные; 4 красные.
Домашнее задание. №7, 4. Творческий уровень: составить текст математического диктанта для закрепления темы «Нумерация»
Рефлексия. На этом и последующих уроках согласно технологии деятельностного метода обучения необходим этап рефлексии. Используя различные приемы, например серию вопросов (как ниже) учитель помогает детям осознать свою деятельность, оценить свои достижения на данном уроке.
Подведение итогов. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Какова была цель урока?
- Можно ли сказать, что, выполнив задания на уроке, мы достигли цели?
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание на уроке вызвало наибольшее затруднение?
- Какое задание было самым легким?
- Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку.