УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.
ПИСЬМЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ ВТОРОГО ДЕЯТКА.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
ЦЕЛИ:
а) образовательные: обобщить и закрепить знания о письменной нумерации чисел второго десятка;
- закрепить умение решать простые и составные задачи по программе;
- закрепить знания учащихся при решении примеров на + и _ однозначных чисел с переходом через десяток;
- совершенствовать вычислительные математические навыки учащихся;
б) развивающие: развивать логическое мышление учащихся, внимание, математическую речь учащихся, находчивость, сообразительность, память;
- развивать зрительно-моторную реакцию учащихся;
в) воспитывающие: воспитать интерес к математике;
- воспитание толерантности, сотрудничества.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, интерактивная доска, слайды по теме урока, ракета, гирлянды, звёзды (большие и маленькие), космическая симфония: музыка «Спейс», шлемы космонавтов, ракеты для подведения итогов, надписи на доску и парты, «звездочеты», «астронавты», «аэронавты».
МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока «Числовые созвездия»
а) устный счет «Город Звездоград»
б) математический диктант
в) физминутка, для глаз фантастика
III. Закрепление и обобщение знаний
а) работа над задачей
- разбор задачи
- объяснение
- решение задачи
б) физминутка «Метеоритный дождь» (с движениями)
в) «Неизвестная планета» - задание на развитие логического мышления
IV. Итог урока, вручение сертификатов.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока
Слайд № 1 вкл. музыку. На фоне музыки учитель говорит:
Сегодня у нас с Вами необычный урок математики. Я хочу Вам предложить путешествие в космос. Космос - это фантастика, неразгаданные тайны. Некоторые из них нам предстоит сегодня разгадать. На этом уроке я и мои коллеги увидим, как Вы изучили нумерацию чисел второго десятка, как научились решать составные задачи.
А вот на каком виде транспорта я предложу Вам совершить путешествие в космос. Вы узнаете, отгадав загадку:
Смело в космос улетает,
Обгоняя всех на свете,
Человек ей управляет,
Что такое это, дети?
(Ракета)
Слайд № 2. Ракета.
Вот с таких космических станций совершаются запуски ракет в космос.
А мы с Вами совершим путешествие вот на этой космической ракете.
(открыть занавес)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель,
По-английски «астронавт»,
А по-русски «космонавт»
Как Вы думаете, кто сегодня будет космонавтом? Конечно, все Вы. Я Вас разделила на 3 экипажа.
I экипаж получает название «Звездочёты», командиром экипажа назначается.
… Вспомните, кто такие звездочёты?
- Звездочёты – люди, наблюдавшие за звёздами.
II экипаж получает название «Астронавты»командиром II экипажа является
… Кто такие астронавты?
- Астронавты – специально подготовленные люди, осуществляющие полёт в космическое пространство.
III экипаж получает название «Аэронавты», командиром 3 экипажа назначается … Кто такие аэронавты?
- Аэронавт – человек, совершающий путешествие по воздуху.
Все экипажи за правильные, быстрые и чёткие ответы будут награждаться звёздочками. Звёздочки будут прикреплять на наше звёздное небо командиры экипажей.
В конце нашего путешествия, мы подведём итоги и узнаем, какой экипаж совершил самый высокий пилотаж, у кого из космонавтов самые прочные знания!
Космонавты, слушай мою команду! Надеть шлемы! Сядьте поудобнее в своих космических креслах! Пристегнуть ремни! К запуску ракеты в космос готовы?
Три, два, один – взлетаем! Щелчок, пуск ракеты. Летим! Мигают огоньки, включается гирлянда. Летим по звёздному небу.
а) устный счет «Числовые созвездия»
Слайд № 3 «Звёздное небо».
Посмотрите на наше звёздное небо.
Наблюдая за звёздами, люди наиболее яркие и заметные группы звёзд объединяли в созвездия. У нас сегодня «числовые» созвездия. Работаем с наборным полотном.
Слайд № 4 «Звезда»
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
6+9 Объясните, как решали этот пример. Звёзды на звёздное небо.
7+6 Сколько единиц и десятков в числе 13? Звёзды на звёздное небо.
8+6 Назовите предшествующее и последующее число числу 14.
16-7 Объясните решение этого примера.
Слайд № 5 «Звёздное небо»
б) математический диктант «Город Звездоград»
По мере продвижения в космическом пространстве на своём пути мы встретили город будущего, который называется Звездоград. Ученики в этом городе выполняют все вычисления на компьютерах.
Сообщение,
«Компьютеры не работают»
Но сейчас на борт ракеты поступили сигналы о том, что компьютеры не работают, потому что космический пират с планеты Туманность занёс вирус в программу.
Слайд № 6 «Дети у компьютера».
А очистить компьютеры от вируса мы сможем в том случае, если правильно выполним математический диктант. Переверните листы, которые лежат у Вас на столе.
Слайд № 7 «Космический пират»
«Математический диктант»
М/д. Первую цифру в м/д записываем там, где стоит точка, как всегда.
1. Запишите число, когда 1В отправился в космическое путешествие? (25).
2. У планеты Земля один спутник, а у планеты Нептун 9 спутников. Сколько всего спутников у двух планет? (10).
3. У Димы 8 марок на тему «Космос», а у Максима 7 марок. Сколько всего марок у мальчиков? (15).
4. На планете Земля находилось 19 космических кораблей. 5 из них отправилось на планету Марс. Сколько кораблей осталось на планете Земля? (14).
5. К космическому полёту готовились 13 космонавтов. 6 космонавтов полетели в космос. Сколько космонавтов осталось на Земле? (7).
6. По правому борту космического корабля было 8 иллюминаторов, а по левому борту на 4 больше. Сколько иллюминаторов было по левому борту космического корабля? (12).
7. У Наташи было 15 раскрасок на тему «Космос», а у Юли на 7 раскрасок меньше. Сколько раскрасок на тему «Космос» было у Юли? (8).
Давайте проверим м/д.
- Поднимите зеленые светофоры, у кого получились такие ответы.
25 10 15 14 7 12 8
Сообщение,
«Программа очищена от вируса»
Итак, на борт нашей ракеты снова пришло сообщение о том, что компьютеры очищены от вируса, и ученики города Звездоград смогут снова выполнять все вычисления на компьютерах.
Слайд № 6 «Дети у компьютера»
Наша ракета вышла на орбиту, и пока мы совершаем витки вокруг Земли, давайте посмотрим, что происходит на «звёздном» небе.
Слайд №7 Физминутка для глаз
Здоровье глаз нужно беречь как на Земле, так и в космическом пространстве.
Слайд №8 Решение задачи
Задача
Чтобы дальше продолжить космическое путешествие, нам нужно немного подкрепиться, а для этого необходимо решить задачу.
Отправляясь в космическое путешествие, учащиеся 1В класса взяли с собой 12 тюбиков картофельного пюре, а мясного – на 7 тюбиков меньше. Сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса в космическое путешествие?
Разбор задачи у доски.
- О чём говорится в задаче? (о тюбиках пюре)
- Назовите главные слова в задаче? (картофельное и мясное)
- Сколько тюбиков картофельного пюре взяли с собой в космическое путешествие учащиеся 1В класса? (12)
- Сколько тюбиков мясного пюре взяли с собой в космическое путешествие учащиеся 1В класса? (Неизвестно, но сказано, что на 7 тюбиков меньше, чем картофельного)
- Если неизвестно, но сказано, что на 7 тюбиков меньше, что нужно поставить в кратком условии (Квадратную стрелку)
- Что спрашивается в задаче? (Сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса в космическое путешествие?)
Запишите краткое условие задачи
К. – 12 т. ? т.
М. - ?, на 7 т. м.
- Что показывает число 12? (Сколько тюбиков картофельного пюре взяли с собой дети в путешествие)
- Что показывает число 7? (На сколько тюбиков меньше мясного пюре, чем картофельного)
- Что спрашивается в задаче? (Сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса?)
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос в задаче - сколько всего тюбиков пюре взяли с собой учащиеся 1В класса? (Нет)
- Почему? (Потому что нам неизвестно, сколько тюбиков мясного пюре взяли с собой учащиеся 1В класса)
- А можем мы это узнать? (Да)
- Каким арифметическим действием? (Вычитанием)
- Если мы узнаем, сколько тюбиков мясного пюре взяли с собой дети, мы сможем ответить на главный вопрос в задаче? (Да)
- Каким арифметическим действием? (Сложением)
1) 12-7=5 (т.) – мясного
2) 12+5=17 (т.)
Ответ: 17 тюбиков.
Время записать
- У кого получилось 17 тюбиков, поднимите зелёные светофоры.
Слайд№9 Физминутка (с движениями)
Что такое? Что я слышу?
Это метеоритный дождь стучит по крыше!
А теперь пошёл сильней
И по иллюминаторам бьёт быстрей.
- Метеоритный дождь закончился, и каждый экипаж получает по 1 звёздочке.
Слайд №10 Закрепление Задание на развитие логического мышления.
Ребята, что это? Неизвестная планета?! На этой планете воздух не пригоден для дыхания. Кругом масса мелкой пыли и дыма. Космические исследователи из-за этого не могут попасть на эту планету. Чтобы очистить воздух на этой планете, необходимо решить следующее задание.
7 **=13 **-8=8
5**=12 **-5=6
Вместо звёздочек вставьте подходящие по смыслу цифры и арифметические знаки.
Проверяем. Поднимите зелёные светофоры те космонавты, у которых были подставлены такие арифметические знаки и цифры. Звёздочки получают следующие экипажи…
Слайд№11Неизвестная планета
Молодцы! Вы справились с этим заданием, и вот как стала выглядеть эта планета.
Она очистилась от пыли и дыма. И, я думаю, что рано или поздно космические исследователи полетят на эту планету, исследуют и назовут её очень красиво.
- Космос – это дорога без конца и без края, и, как бы интересно в нём не было, пора возвращаться на Землю, в нашу родную 33 школу.
Сели ровно, поправили свои космические шлемы, закрыли глаза. Приготовились к возвращению на Землю. (Звучит музыка) «Пробуждение».
Слайд №12 «Космонавты»
Из полёта возвратились
Мы на Землю опустились,
А вот какие знания закрепились, И чему мы научились,
Я хочу услышать от наших космонавтов.
(Ответы детей)
- Какие вычисления было легко выполнять?
- Над какими вычислениями нам нужно поработать?
- Какую загадку мы решали с Вами?
- Давайте подведём итоги.
- Посчитайте, сколько звёздочек заработал экипаж «Звездочёты»?
- Сколько звёздочек заработал экипаж «Астронавты»?
- Сколько звёздочек заработал экипаж «Аэронавты»?
Какай экипаж заработал больше всего звёздочек и занял I место? Сертификат о первом космическом путешествии вручается экипажу «Аэронавты». Командир экипажа, получает сертификат.
Экипаж « » заработал меньше звёздочек и занял II место. Командир экипажа, получите сертификат.
Экипаж « » заработал ещё меньше звёздочек и занял III место. Командир экипажа, получите сертификат.
Посмотрите, какой большой и красивый получился у нас звёздный мир.
К ярким звёздам на небе мы добавили свои маленькие звёздочки. Пусть они не так ярко сияют на нашем небосклоне сейчас, но ежедневным своим трудом мы будем делать их всё ярче и ярче.
Слайд№13 «Большое всем спасибо»
Итог урока