Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению:
знаний формулы разложения квадратного трёхчлена на множители
знанийсвойств квадратичной функции
знанийопределения и способов решения квадратных неравенств
умений раскладывать квадратный трёхчлен на множители
умений решать квадратные неравенства методом интервалов
уменийрешать квадратные неравенства графически
Задачи урока:
Образовательная:
обобщение и закрепление умений и навыков решения неравенств второй степени с одной переменной;
коррекция умений и навыков, полученных на уроках
Развивающая:
формирование познавательной активности, умения логически мыслить, рационально работать;
развитие самостоятельности
Воспитательная:
воспитание культуры коллективной работы;
создание условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.
Этапы урока:
1.Организационный этап
2.Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
3. Этап обобщения и систематизации знаний о квадратных неравенствах, способах решения неравенств
5. Этап подведения итогов урока
6. Этап информации учащихся о д/з и инструктаж к его выполнению
Ход урока
Организационный этап – 2 мин.
Задачи:
определение целей и задач урока (предварительная организация внимания учащихся, которая способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися)
подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке
развитие внимания к действиям учителя
подготовка учащихся к слаженной работе на уроке
воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе при организации рабочего труда учащегося.
Формы организации педагогической деятельности
(ФОПД)
Методы организации
(МО)
Фронтальная
Беседа
Содержание учебного материала (СУМ)
Учитель:
Сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А все вы, ученики, – сотрудники этого института, а я – его директор. Вы разбиты на разно уровневые группы – отделы. Последнее время наш институт занимается исследованиями в области изучения квадратичной функции и применения ее свойств к решению неравенств, а также применением метода интервалов к решению неравенств.
Сегодня мы проведём с вами пресс-конференцию. На встречу к нам пришли корреспонденты различных изданий, которые хотят получить ответы на интересующие их вопросы.
Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний) - 15 мин.
Задачи:
проверка знаний учащихся, выявление причины проявления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях.
закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся:
-слабые учащиеся лучше осознают материал,
-успевающие учащиеся убеждаются в правильности усвоения материала.
Формы организации педагогической деятельности
(ФОПД)
Методы организации
(МО)
Коллективная познавательная деятельность в форме:
фронтального опроса или индивидуального опроса перед всем классом и с участием класса
Беседа учителя со всем классом
Содержание учебного материала
Учитель. Чтобы ознакомить наших гостей, над изучением какой темы работает наш институт, какие задачи мы решаем, предлагаю ответить на вопросы:
1) Какое неравенство называют неравенством второй степени с одной переменной? (приведите примеры).
2) Какие свойства квадратичной функции применяются при решении неравенств?
3) Что нам необходимо учитывать при схематическом изображении графика квадратичной функции?
4) В чём заключается метод интервалов?
Этап обобщения знаний о решении неравенств второй степени с одной переменной – 25 мин
Задачи:
организация групповой деятельности учащихся по закреплению знаний о неравенствах второй степени с одной переменной
развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать знания,
развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией,
воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе при организации рабочего труда группы учащихся.
Формы организации педагогической деятельности
(ФОПД)
Методы организации
(МО)
Индивидуально-обособленная,
групповая
Самостоятельная работа с тестом
Работа в группах
Содержание учебного материала
1.Презентация (применение теории на практике)
Часть 1.Решение неравенств методом интервалов
Часть 2. Решение неравенств графически
2. Интервью с корреспондентами журналов и газет.
Журнал «Человек и закон»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать ее, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали ее показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 10. Но ответить на вопрос, какая степень была, не могут. Преступники записали неравенство (х + 1) (х – 4)
и сказали, что показатель равен сумме всех целых решений этого неравенства.
Помогите установить похищенную сумму денег.
Обсуждение вопроса в группах
Выбор способа решения неравенства
Ход решения ( в тетрадях и на доске)
Ответ на вопрос корреспондента
Газета «Досуг»
В редакцию нашей газеты пришло письмо от читателя – любителя решать задачи - с просьбой опубликовать его письмо. Он считает, что множеством решения неравенства 2000 х² - 2001 х + 1
Как вы думаете, можно ли опубликовать его письмо?
Обсуждение вопроса в группах
Выбор способа решения неравенства
Ход решения ( в тетрадях и на доске)
Ответ на вопрос корреспондента
Журнал «Наука и техника»
В популярной книге по астрономии читаем: «На Луне нам не придется готовить себе обед на плите. Ее роль может выполнить любая ближайшая скала». Температура Т (°С) на Луне резко меняется в зависимости от угла x (в градусах), под которым Солнце видно над горизонтом:
Т = 110 – 0,02 (90 – х) ².
При каких углах роль плиты действительно может выполнять ближайшая скала? Найдите, например, когда Т(х) » 100.
Обсуждение вопроса в группах
Выбор способа решения неравенства
Ход решения ( в тетрадях и на доске)
Ответ на вопрос корреспондента
Журнал «Квант»
В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 9-го класса. Он попросил помочь решить вот такой пример. Нам кажется, что вы нам поможете.
__________
√3х2 – х – 14
х2 - 9
Обсуждение вопроса в группах
1.Выбор способа решения неравенства
2.Ход решения ( в тетрадях и на доске)
3.Ответ на вопрос корреспондента
Газета «Семья»
Я подбираю материал для страницы «Изюминки». Уважаемые сотрудники НИИ, подскажите, как удобнее выполнить следующие задания:
Тест «Неравенства второй степени с одной переменной».
В – 1. В – 2.
1. Сколько решений неравенства содержится среди чисел:
а) (0; 3) U (4; +∞) в) (-∞; 0) U [3; 4) а) [-5; -2] в) (-∞; -5] U [2; 1) U (1; +∞)
б) [0; 3] U [4; +∞) г) (0;3) б) [1; +∞) г) [-5; -2] U [1; +∞)
Работа над тестом
Выполнение теста ( индивидуальная работа)
Взаимопроверка (меняются тетрадями)
Ответ на вопрос корреспондента
Ключ к тесту:
1
2
3
4
В-1
в
г
б
б
В-2
г
в
б
г
Этап подведения итогов урока ( оценка знаний, рефлексия) – 3 мин
Учитель. Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, оформят их в виде заметок и опубликуют на страницах своих изданий.
А мы подведём итог нашей работы
Сегодня на уроке мы повторили способы решения неравенств второй степени: метод интервалов и графический способ. Умение решать такие неравенства пригодятся вам при сдаче экзамена.
Выставление оценок.
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению – 2 мин.
Учитель. Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает изучить проблему, предложенную корреспондентом журнала «Наука и техника», и в дальнейшем с результатами исследований познакомить читателей этого издания.