Проценты – одна из самых трудных тем для пятиклассников. Это можно объяснить, в частности, тем, что понятие процента не является математическим, а относится к экономическому и производственному понятию. В учебнике Н.Я.Виленкина даётся понятие «Процентом называют одну сотую часть ». И тут же: «39%=0,39». Если разобраться в этом, то стоит заметить, что это равенство не совсем обычное. Ведь, если а=в, то заменить а на в можно всюду и всегда. Но нельзя писать =. Только войдя в курс дела, привыкнув к новым словам, ученик сможет понять, почему получается такое несоответствие: если увеличить число у на х, а затем полученное число уменьшить на х, то снова получится у; но если увеличить у на 10%, а затем полученное число уменьшить на 10%, получиться не у, а 0,9у. Словом, проценты – это особый язык, к которому надо привыкать. Между тем изучаются проценты в том же стиле, как и любой другой материал. Этой теме отведены специальные разделы учебника, и в течение краткого времени, отпущенного на эти разделы, нужно тему преодолеть.
Мне кажется, что к преподаванию процентов можно подойти по другому. Вообще незачем излагать их «теорию» в специальных текстах учебника. (не изучаем же мы теорию решения задач на движение или на совместную работу) задачи на проценты нужно решать в течение продолжительного времени, скажем, начиная с 1 сентября в 5 классе. Тогда к концу учебного года учащиеся научаться решать эти задачи и привыкнут к понятию процента, хотя может, и не сумеют отличить «сотую часть» от простой «сотой» в разных определениях процента.
Ниже приведены задачи, которые мы решаем в течение года. Число задач соответствует числу пунктов в учебнике. При изучении каждого пункта надо включить в домашнее задание одну из предлагаемых задач, а затем на уроке разобрать её решение.
Один процент числа – это его сотая часть. Например, один процент числа 300 равен сотой части числа 300, т.е. равен 3. Чему равен один процент числа 4800?
Напоминаем: один процент числа – это его сотая часть. Чему равен один процент числа 72 000?
Вспомни: один процент числа равен его сотой части. Один процент обозначается так: 1%. Чему равен 1% числа 400.
Чему равен 1% от 6700? Чему равны 2% от числа 6700?
Отметь на координатном луче число, составляющее 1% от 500; 2% от 500.
Что больше, 1% числа 200 или 5% числа 100?
Ты знаешь, что 1% числа – это его сотая часть. Какой части числа равны его 50%?
Найди 25% числа 300
Найди 10% числа 500
Найди 20% числа 400
Прибор стоил 120р. Он подешевел на 10%. На сколько рублей подешевел прибор?
Набор инструментов стоил 150р. Он подешевел на 5 %. Сколько стоит набор после удешевления?
В школе 1000 учащихся. Из них 55% - девочки. Сколько девочек в школе?
В цехе 40% работников - женщины. Сколько процентов работников этого цеха – мужчины?
Число 6300 увеличили на 10%. Какое получилось число?
Число 5700 уменьшили на 20%. Какое число получилось?
Сберегательный банк платит вкладчикам 2% годовых. Сколько он заплатит за год, если вклад составлет 700 р?
Скорость велосипедиста на 100% больше скорост пешехода. Скорость пешехода 5 км/ч. Какова скорость велосипедиста?
Рабочий должен был сделать за смену 200 деталей. Но он перевыполнил план на 12%. Сколько деталей он сделал сверх плана?
На грузовике должны были перевезти 30 т груза, но перевыполнили план на 15%. Сколько тонн груза перевезли на грузовике?
Сливочное морожено содержит 15% сахара. Сколько сахара в 200 г мороженого?
Ведро ёмкостью 12 л на 35% заполнено водой. Сколько кубических сантиметров воды в этом ведре?
Нужно окрасить 60 м3 поверхности стены, 75% работы уже сделали. Какую пощадь осталось окрасить?
Сколько учеников в классе, если на 1 человека в нём приходится 4% учащихся класса?
1% числа равен 20. Чему равно всё число?
1% числа равен 75. Чему равно всё число?
2% числа равны 40. Чему равно всё число?
20% пути равны 75 км. Чему равен весь путь?
45% стоимости товара составляет 90 р. Сколько стоит весь товар?
Высоту прямоугольной коробки увеличили на 10%, а её длину и ширину не изменили. На сколько процентов увеличился объём коробки?
Рабочий перевыполнил план на 35 деталей, что составило 10% плана. Сколько деталей он должен был сделать по плану?
Вырази следующие дроби в виде процентов: 1/100, 21/100, 1/10, 1/25,1/20, 1/50.
Вырази следующие проценты в виде дроби: 1%, 21%, 10%, 2%, 4%, 5%, 20%, 25%, 50%, 75%, 80%, 100%, 121%, 200%,1000%.
Что больше: 20% от 25 или 75% от 12?
Что больше: 25% от 60 кг или 80% от 5 кг?
Найди 250% от числа 200.
Чему равны 25% от урока в 45 мин?
25% месяца равны 7 суткам. Что это за месяц?
Чему равен угол, мера которого составляет 20% меры прямого угла?
Число 3 составляет 3/5 от числа 5, т.е. 60%. А сколько процентов составляет число 4 от 5?
Радиоприёмник стоит 200р. Его цену дважды понизили, каждый раз на 5 %. Сколько стоит радиоприёмник?
Сколько надо взять воды, чтобы получить 200г десятипроцентного раствора соли? Сколько нужно взять для этого соли?
Число мальчиков составляет 45% общего числа учащихся. Каково процентное отношение числа девочек к числу мальчиков?