1) Из какого числа нужно вычесть 45, чтобы получилось 49? (94.)
2) К какому числу прибавили 560 и получили 840? (280.)
3) Увеличьте 33 в 3 раза. (99.)
4) Во сколько раз 450 больше 50? (В 9.)
5) Сумму чисел 370 и 630 разделите на 100. (10.)
6) Какое число нужно умножить на 0, чтобы получилось 32? (Такого числа нет.)
7) Сколько вычли из 341, если получили 333? (8.)
4. Устный счет
— Найдите значения выражений, в которых первое действие вычитание.
130-60 + 50 60-9-30 (120-60)-2
120-60-2 130-(60+ 50) 6-(70-30)
— Заполните таблицу.
Делимое
54-18
200
36:4
800: 100
Делитель
6
2-5
9
2-2
Частное
54... = 5... 4... 9 ... = 90 000...
5. Решение уравнений .
— Решите уравнения, в которых неизвестно слагаемое.
х-39 = 73 24-х=16
65 + х = 92 х + 430 = 867
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите предложения в виде уравнений и решите их.
• Из какого числа вычли 50 и получили 80?
Решение
х-50 = 80
х = 80 + 50
х=130
• Какое число вычли из 800 и получили 250?
Решение
800-х = 250
х= 800-250
х=550
— Назовите правила, по которым вы находили неизвестные компоненты.
— Составьте уравнения для следующих предложений.
• Из какого числа вычли 15 и получили произведение чисел 17 и 4? (х-15 = 7 . 4)
• Какое число вычли из 132 и получили частное чисел 39 и 13? (132-х = 39:13.)
— Чем необычны эти уравнения? (В правой части записаны не числа, а выражения, значения которых нужно найти.)
— Как вы будете их решать? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№283(с. 63).
— Заполните таблицу, пользуясь правилами нахождения неизвестных уменьшаемого и вычитаемого. (Работа по цепочке.)
— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать, нужно вычислить значение выражения в правой части.)
— Кто может прокомментировать решение первого уравнения? (Желающий ученик комментирует решение уравнения и составляет алгоритм.)
Алгоритм решения уравнений
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№286 (с. 63).
— Прочитайте задачу.
— О чем эта задача? (О хлебе, который продавали в магазине.)
— Что известно в задаче? (Продано 176 кг хлеба, осталось на 145 кг меньше, чем продали.)
— Что нужно узнать? (Сколько килограммов хлеба привезли.)
— Что в задаче будет частями, что — целым? (Целое — весь хлеб, который привезли. Части — продали и осталось.)
— Заполните схему и решите задачу.
(Один ученик работает у доски. Проверка, самооценка.)
Решение: 176 + (176 - 145) = 207 (кг).
Ответ: привезли 207 кг хлеба.
— Составьте уравнение для решения задачи, (х- 176= 176-145.)
— Решите уравнение.
№288 (с. 63).
— Прочитайте.
— Как найти третью часть отрезка? (Разделить на 3 и взятьодну часть.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (48:3 = 16(мм).)
№289 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает равенства, остальные проверяют. Если равенство составлено неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
Ответы
1) 90 мм, 800 мм, 2250 мм;
2) 540 мин, 3 мин, 145 мин.
№290 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
2. Решение уравнений
Вариант 1 Вариант 2
х-65 = 640 + 160 71-х = 64:8
65-х=81:9 х-96 = 340 + 260
(Проверка, самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 63). Проверка.)
— Отрезок какой длины вы начертили? (85мм, или 8см 5мм.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 13 (с. 37-39).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какое правило помогает найти неизвестные уменьшаемое и вычитаемое?