Уметь находить наибольшее и наименьшее значения функции. Научить находить наибольшее и наименьшее значения функций, используя производную или свойства функции. Все задания можно разбить на две группы. В первой группе будут даны элементарные функции, наибольшие и наименьшие значения которых учащиеся смогут найти и без использования производной. А во вторую группу войдут задания, при выполнении которых обязательно использование производной. 1-я группа. 1. № 32.1 (а; г). Решение: а) у = 3х – 6, [–1; 4] Учащиеся должны рассуждать следующим образом: – функция у = 3х – 6 является линейной; – она монотонно возрастает на всей числовой прямой; – своего наибольшего и наименьшего значений данная функция будет достигать на концах отрезка [–1; 4]; – поскольку функция возрастающая, то при х = –1 её значение будет наименьшим, а при х = 4 – наибольшим. у (–1)= 3 · (–1) – 6 = –9 у (4) = 3 · 4 – 6 = 6 Ответ: унаим = –9; унаиб = 6. г) Рассуждения аналогичны, только данная функция монотонно убывает на своей области определения. Ответ: унаим = 1,5; унаиб = 10. 2. № 32.2 (б), № 32.3 (б), № 32.7 (б). При выполнении этих заданий можно воспользоваться знаниями о свойствах тригонометрических функций. Это позволит избежать громоздких рассуждений с использованием производной. Можно одно и то же задание выполнить двумя способами: с использованием производной и без неё. Решение: № 32.2 (б). 1-й способ. Замечаем, что на указанном промежутке функция у = cos х принимает все свои значения, то есть [–1; 1]. Значит, наибольшим значением функции будет 2, а наименьшим –2. 2-й способ. Воспользуемся алгоритмом нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке. 1) 2) На отрезке получим два корня и 3) Ответ: 3. № 32.4 (в), № 32.5 (а; б). При выполнении этих заданий также можно не использовать производную. 2-я группа. 1. № 32.6 (а). Решение: Здесь также можно использовать два способа. 1-й способ. Графиком данной функции является парабола, ветви которой направлены вверх. Своего наименьшего значения такая функция достигает в точке, которая служит вершиной этой параболы. Найдем её: Эта точка входит в рассматриваемый промежуток, причём х = 4 является осью симметрии параболы. Значит, наибольшего значения функция достигает в точке х = –1. Ответ: 2. № 32.8 (а). Функцию, предложенную для рассмотрения в этом упражнении, можно исследовать на наибольшее и наименьшее значения только с помощью производной. 3. № 32.12. Решение: 1) 2) х – 1 = 2 или х – 1 = –2 х = 3 х = –1 3) а) [2; 4]. Данному отрезку принадлежит точка х = 3. Ответ: б) [–2; 0]. Данному отрезку принадлежит точка х = –1. Ответ: Вопросы учащимся: – Всегда ли непрерывная функция достигает наибольшего и наименьшего значений на отрезке? – Если функция монотонно возрастает на отрезке, то в какой точке она достигает наибольшего значения? – В каких точках функция может достигать наибольшего и наименьшего значений на отрезке? – Опишите алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке. |