I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цели: – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Работа со схемами Слайд №2 Слайд№ 3 | - Посмотрите на доску. Что вы видите? - Чему будет посвящен сегодняшний урок? - Верно. Все ли схемы на доске вам знакомы, есть ли среди них новые? - Можно ли утверждать, что мы умеем решать все задачи, знаем, как правильно «одеть» схему? - Значит на уроке будут новые открытия. Как вы узнаете новое? - Какое задание вы обязательно будете выполнять сначала? - Я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Продолжайте работать также активно и дальше. С чего начнете работать? | - Схемы к задачам. - Решению задач. - Все схемы нам знакомы. - Нет, нельзя. - Надо понять, что мы не знаем и самим открыть новое знание. - Пробное задание. - С повторения необходимых знаний. | Знать схемы к изученным видам задач. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Воспитание трудолюбия, способности к познанию (личностные УУД) |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. Цели: -подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Устный счет. Математический диктант с самопроверкой. Слайд № 4 Работа с текстами. Слайд № 5 Повторение алгоритма решения задачи. Слайд № 6 Работа с учебником. Задача №3 с.59 | – Запишите число, предыдущее для 7. – Запишите число, предыдущее для 10. – Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4. Найдите сумму. – Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2. Какое число я задумала? – Сколько надо прибавить к 6, чтобы получить 9? – Сколько надо вычесть из 8, чтобы получить 4? – На сколько 5 больше 4? – На сколько 3 меньше 10? – На сколько 9 больше 7? - Проверьте свои ответы. – Назовите ответы в порядке возрастания. Какое число пропущено? -Назовите пары чисел, сумма которых равна 9. - Прочитайте два текста и скажите, какой из них вы бы выбрали для сегодняшнего урока? Почему? - Что неизвестно в задаче? - Каким правилом воспользуетесь, чтобы решить задачу? - Решите задачу и назовите ответ. - Что вы еще использовали при решении задачи? - Прочитайте задачу. - Подберите схему к задаче. - Что показало пробное действие? - У кого есть ответ? Кто может доказать, что ваш выбор правильный? - Что показал результат выполнения пробного действия? | Дети записывают ответы в тетрадях. 6
9
10
5
3
4 1 7 2 Ответы детей. - Первый, потому что это – задача (есть условие и вопрос). - Целое. - Чтобы найти целое, нужно сложить части. 4+1=5 ромашек. - План решения задачи. Читают про себя, один ученик вслух. Выполняют пробное действие. -Не смогли подобрать схему к задаче. -Мы не можем доказать, что наш выбор правильный. | Закрепить знание состава чисел первого десятка. Закрепить знание терминов, связанных с понятием «задача». | Развитие умения слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) Преобразовывать информацию из одной формы в другую. (познавательные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме. (коммуникативные УУД) Ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД) |
III. Выявление причины затруднения. Цель: - осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Анализ задачи. | -Что нужно делать? -Какое задание выполняли? -Что нужно найти в задаче? -Чем отличается эта задача от других задач на нахождение целого? -Почему возникло затруднение? | -Подумать. -Подбирали схему к задаче. -Целое. -Третья часть составная. -Не знаем как «одеть» схему. | Закрепить знание правила нахождения целого и части. | Формировать умение строить речевое высказывание (коммуникативные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового). Реализация построенного проекта. Цели: - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. - формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Работа в парах Анализ работы детей Слайд№ 7 | - Какова цель вашей дальнейшей деятельности? - Как это можно узнать? - Что вам может помочь? - Какую схему возьмете за основу? - Я предлагаю вам поработать в парах и попробовать «одеть» схему. - На сколько частей разбили отрезок? Почему? - Что записали в первой части? Во второй? - А что сказано про третью часть? -Как это записать на схеме? -Как найти целое? -Запишите решение и ответ. -Удалось ли вам справиться с затруднением? | -Узнать, как правильно «одеть» схему. Предположения детей. -Схему к задаче на нахождение целого. Каждая пара получает карточку, на которой изображена схема, и работают в паре. - На три, потому что монеты по 1, 2 и 5 рублей. Ответы детей. - Три монеты по 1 рублю. - 1+1+1 - Нужно сложить части -Да. | Учиться читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой. Учиться записывать решение и ответ задачи. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (регулятивные УУД) Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе имеющихся знаний (регулятивные УУД) Формировать умение работать в паре (коммуникативные УУД) Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности (личностные УУД) |
V. Обобщение затруднений с проговариванием во внешней речи. Цель: - закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | - Организуется обсуждение типовых затруднений; Проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. | | | | Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения и создание (по возможности) ситуации успеха. | Слайд № 8 Самопроверка (на слайде) Составление задач (устно) Слайд № 9 | - Замените буквы соответствующими числами из данных числовых равенств. -Составьте задачи по рисунку, используя выражения. | Работа детей в тетрадях ТООУ | Знать правила нахождения части и целого и уметь применять их на практике. Уметь составлять текстовые задачи на основе рисунка и числовых выражений | Формировать умение извлекать информацию из схем, рисунков (познавательные УУД) Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Формировать умение оценивать свои действия (регулятивные УУД) |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: – осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Фиксирование нового содержания урока. Рефлексия. Творческая работа (домашнее задание) | –В чем упражнялись на уроке? - Чему научились? - Кто с работой справлялся легко? - Кому пока было трудно? - Какие задания были наиболее интересными? – Какие умения формировали? - Я вам предлагаю дома нарисовать картинку, по которой можно составить задачу на нахождение целого или части.. | -В решении задач. Ответы детей. ТОУУ | | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |