Конспект урока на тему "Решение задач по теме "Законы сохранения в механике".
Конспект урока на тему "Решение задач по теме "Законы сохранения в механике".
Повторительно - обобщающий урок.
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».
Урок проводится в 10 классе при обобщающем повторении темы “Законы сохранения в механике”. Урок проходит после изучения учащимися законов сохранения импульса и энергии, при этом решались задачи, в которых требовалось применить только один из законов.
Цели:
1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения в механике».
2. Подготовить учащихся к контрольной работе.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о законах сохранения в механических процессах.
Развивать логическое мышление учащихся при формировании “технических приемов” умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, умение выделять причинно-следственные связи) при практическом применении законов сохранения.
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (действия по алгоритму, решение задач с использованием ИКТ).
Учить учащихся применять теоретические знания в измененных и новых ситуациях.
Воспитывать эстетическое восприятие к предмету, через использование современного технического оснащения учебного пространства.
Вид урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование, программно-дидактическое обеспечение к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентация «Законы сохранения в механике», видео задачи.
Оборудование для демонстрации: нитяной маятник, штатив, детский мяч, игрушечные машинки, воздушный шарик, трибометр лабораторный, металлический шарик, пружина от динамометра.
Тест по теме «Импульс, работа, мощность, энергия».
Карточки с задачами 3-х уровней.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, работа в парах.
План урока.
Орг.момент.0,5 мин
Постановка темы и цели урока. Ученическое целеполагание.5 мин
Проверка и контроль домашнего задания.2 мин
Повторение знаний: тест. Проверка теста.10 мин
Практикум решения задач:
решение видео задач;10 мин
индивидуальное решение задач по карточкам (I, II, III – уровней), проверка решения.15 ми.
Домашнее задание.1 мин
Итоги урока, выставление оценок.0,5 мин
Рефлексия.1 мин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Решение задач по теме "Законы сохранения в механике". »
Повторительно - обобщающий урок
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»
Урок проводится в 10 классе при обобщающем повторении темы “Законы сохранения в механике”. Урок проходит после изучения учащимися законов сохранения импульса и энергии, при этом решались задачи, в которых требовалось применить только один из законов.
Цели:
1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения в механике».
2. Подготовить учащихся к контрольной работе.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о законах сохранения в механических процессах.
Развивать логическое мышление учащихся при формировании “технических приемов” умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, умение выделять причинно-следственные связи) при практическом применении законов сохранения.
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (действия по алгоритму, решение задач с использованием ИКТ).
Учить учащихся применять теоретические знания в измененных и новых ситуациях.
Воспитывать эстетическое восприятие к предмету, через использование современного технического оснащения учебного пространства.
Вид урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование, программно-дидактическое обеспечение к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентация «Законы сохранения в механике», видео задачи.
Оборудование для демонстрации: нитяной маятник, штатив, детский мяч, игрушечные машинки, воздушный шарик, трибометр лабораторный, металлический шарик, пружина от динамометра.
Тест по теме «Импульс, работа, мощность, энергия».
Карточки с задачами 3-х уровней.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, работа в парах.
План урока.
Этапы урока
время
Орг.момент.
0,5 мин
Постановка темы и цели урока. Ученическое целеполагание.
5 мин
Проверка и контроль домашнего задания.
2 мин
Повторение знаний: тест. Проверка теста.
10 мин
Практикум решения задач:
решение видео задач;
индивидуальное решение задач по карточкам (I, II, III – уровней), проверка решения.
10 мин
15 мин
Домашнее задание.
1 мин
Итоги урока, выставление оценок.
0,5 мин
Рефлексия.
1 мин
Ход урока.
Орг.момент.
Постановка темы и цели урока. Ученическое целеполагание.
На столе лежат различные предметы (детский мяч, игрушечные машинки, воздушный шарик) и стоят опытные установки (1.нитяной и пружинный маятники, 2. наклонная плоскость, деревянный брусок, металлический шарик). Слайд 1.
1-я опытная установка:
2-я опытная установка:
Учитель просит учеников, используя данные предметы или опытные установки, доказать выполнимость законов сохранения в механике. И, исходя из этого, просит сформулировать тему и цель урока, и затем корректирует выдвинутые учащимися цели. Учащиеся записывают тему урока в тетради, а так же тема урока появляется на слайде 2.
Такой прием позволяет каждому ученику включиться в процесс деятельности, сформулировать личную цель урока, решать её в процессе получения знаний, что позволяет сделать процесс обучения опосредованным, направленным на достижения каждым учеником поставленной цели, являющейся составной частью цели урока и цели учителя.
Проверка и контроль домашнего задания.
До начала урока два ученика пишут решение домашнего задания на доске.
Затем делают анализ решения задач, а остальные учащиеся проверяют правильность решения задач в тетради. Слайд 3.
Правильное решение
5 баллов
Правильное решение, но в одной из задач допущена 1-2 ошибки (нет рисунка, перевода единиц и т.д)
4 балла
Решена одна задача, или в одной из задач получен неверный ответ
1. В каких единицах измеряют импульс в системе СИ?
А) 1 кг Б) 1 Н
В) 1 кг*м/с Г) 1 Дж
1. В каких единицах измеряют энергию в системе СИ?
А) 1 Вт Б) 1 Н
В) 1 кг*м/с Г) 1 Дж
2. Какая из названных ниже физических величин является векторной?
А) работа Б) энергия
В) сила Г) масса
2. Какая из названных ниже физических величин является скалярной?
А) сила Б) работа
В) импульс Г) перемещение
3. Какое выражение соответствует определению кинетической энергии тела?
А) mv Б) mv2
В) mv2/2 Г) Ft
3. Какое выражение соответствует определению импульса тела?
А) ma Б) mv
В) Ft Г) mv2/2
4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии поднятого над Землей?
А) mv2/2 Б) mgh
В) kx2/2 Г) mgh/2
4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии сжатой пружины?
А) mv2/2 Б) mgh
В) kx2/2 Г) kx2
5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел?
А) m1v12/2+mgh1 = mv22/2+mgh2
Б) F t = mv2–mv1
Г) р= mv.
В) m1v1+ m2v2 = m1u1 +m2u2
5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения механической энергии?
А) А= mgh2–mgh1
Б) А= mv22/2–mv21/2
В) Еk1+Еp1= Еk2+ Еp2
Г) m1v1+m2v2 = m1u1 +m2u2
6.Как изменится потенциальная энергия деформированного тела при увеличении его деформации в 2 раза?
А) Увеличится в 4 раза Б) Уменьшится в 2 раза
В) Увеличится в 2 раза Г) Уменьшится в 4 раза
6. Как изменится кинетическая энергия тела, если скорость тела уменьшится 2 раза?
А) Уменьшится в 4 раза Б) Уменьшится в 1,5 раза
В ) Уменьшится в 2 раза Г) Уменьшится в 3 раза
7. Каким видом энергии обладает парашютист во время прыжка?
А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0
7. Каким видом энергии обладает мяч, удерживаемый под водой?
А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0
8. Каким видом энергии обладает мяч, лежащий на футбольном поле?
А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0
8. Каким видом энергии обладает пружина часов после завода?
А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0
9. Какой знак имеет работа, совершаемая силой упругости при сжатии пружины?
А) 0 Б)
Г) зависит от направления
9. Какой знак имеет работа, совершаемая силой тяжести при подъёме тела?
А) 0 Б)
Г) зависит от массы тела
10. Какой знак имеет работа, совершаемая силой Архимеда при погружении водолаза?
А) 0 Б)
Г) зависит от массы тела
10. Какой знак имеет работа, совершаемая силой трения покоя?
А) 0 Б)
Г) зависит от направления силы
Ключ к тесту: слайд 7
1 вариант
В
В
В
Б
В
А
В
Г
Б
Б
2 вариант
Г
Б
Б
В
В
А
Б
Б
Б
В
ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ:
9-10 правильных ответов – 5 баллов
7-8 правильных ответов – 4 балла
5-6 правильных ответов – 3 балла
0-4 правильных ответов – 2 балла
Практикум решения задач.
Решение видео задач. Слайды 8-10
Условия задач учащиеся записывают в тетрадях, а один ученик на доске. Решения записывают совместно с видео задачами.
Индивидуальное решение задач по карточкам (I, II, III – уровней), проверка решения.Слайд11.
Уровень задач
Условия задач
баллы
I
Поезд массой 2000 т, движется прямолинейно; увеличил скорость от 36 до 72 км/ч. Найти изменение импульса.
Какой кинетической энергией обладает тепловоз массой 34,5т при скорости движения 82 км∕ч?
На какой высоте тело массой 5 кг будет обладать потенциальной энергией, равной 500 Дж.
3 балла
Итого: 9 б.
II
Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2м/с. Какова скорость вагонов после взаимодействия, если удар неупругий.
Снаряд, выпущенный вертикально вверх, достиг максимальной высоты 1 км. Какой скоростью он обладал на половине высоты?
Пружину игрушечного пистолета жесткостью 600Н/м сжали на 2см. Какую скорость приобретет пуля массой 15г при выстреле в горизонтальном направлении?
4 балла
Итого: 12 б.
III
Деревянный шар массой 1,99кг висит на нити. В него попадает и застревает пуля массой 10г, летящая со скоростью 600м/с. Найти максимальную высоту, на которую поднимется шар.
Брусок массой 200г падает с высоты 0,8м на пружину, вертикально стоящую на столе. От попадания бруска пружина сжимается на 4см. Определите коэффициент жесткости пружины.
Троллейбус массой 15т трогается с места с ускорением 1,4м/с². Найти работу силы тяги и работу силы сопротивления на первых 10м пути, если коэффициент сопротивления равен 0,02.
5 баллов
Итого: 15 б.
Ответы:слайд 12
Уровни
Формулы
Ответы
I
∆p=m·(υ-υ₀)
Εk=m·υ²/2
ℎ=А/m·q
1. ∆p=2·10⁷кг·м/с
2. Εk≈9·10⁶Дж
3. ℎ=10м
II
u=m₁·υ₁+m₂·υ₂/m₁+m₂
υ=√2·q·(ℎ - ℎ/2)
υ₂=√k·⃓∆ℓ₁⃓²/m
1. u=0,24м/с
2. υ=100 м/с
3. υ₂=4 м/с
III
u=m·υ/m₁+m₂, ℎ= u²/2·q
k=2·m·q·ℎ/⃓∆ℓ₁⃓²
Атяги=Fтяги·S, где Fтяги=m·(a+μ·q)
Асопр=-Fсопр·S, где Fсопр=μ·m·q
1. ℎ=0,45м
2. k=2·10³Н/м
3. Атяги=24·10⁴Дж
Асопр=-3·10⁴Дж
Домашнее задание. Слайд 13
1 вариант. Сообщения о деятельности российских ученых в области изучения законов сохранения энергий.
2 вариант. Законы сохранения в технике и быту.
§ 39-51 и основные формулы повторить.
Р.№ 380, 397.
Итоги урока, выставление оценок.
Оценки учащиеся выставляют себе самостоятельно по количеству набранных баллов за весь урок. Баллы суммируются с учетом правильности выполнения теста и решения уровненных задач.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(214) "Конспект урока на тему: «ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»"
["seo_title"] => string(113) "konspiekturokanatiemuzakonsokhranieniiaimpulsaiiegoprimienieniievboievykhusloviiakhvielikoiotiechiestviennoivoiny"
["file_id"] => string(6) "295160"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1455788725"
}
}