kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы решения иррациональных уравнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по данной теме проходит в форме семинара - практикума. Класс делится на 3 группы и готовится за две недели до урока.Группы готовят творческие задания: презентацию  "Анализ методов решения иррациональных уравнений" и задания на применение методов решения иррациональных уравнений.Решение иррациональных уравнений различными методами требует от учащихся глубоких  теоретических знаний и умения применять на практике. Во время урока учащиеся показали навыки самообразования и умения работать в группе, комментировать ответы одноклассников и делать выводы. К уроку прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы решения иррациональных уравнений.»

  1. Методы решения иррациональных уравнений.


Урок-семинар в 11-м классе

по алгебре и началам анализа.










Из опыта работы учителя математики

СОШ № 24, г. Уральска

Жердецской Ю.Н.

Тема: «Методы решения иррациональных уравнений».


Форма проведения: семинар, работа в группах по 5-6 человек (в каждой группе обязательно есть сильные ученики).


Цели и задачи урока:

  1. Обучающие: обобщить знания учащихся по данной теме, продемонстрировать различные методы решения иррациональных уравнений, показать умение учащихся подходить к решению уравнений с исследовательской позиции.

  2. Развивающие: формирование навыков самообразования, самоорганизации, работы в парах при выполнении домашнего задания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие логического мышления, алгоритмической культуры.

  3. Воспитательные: воспитание самостоятельности учащихся, умения выслушивать других и умения общаться в группах, повышения интереса к предмету.


Тип урока: Применение теоретических знаний, умений и навыков к решению иррациональных уравнений различными методами.


Форма урока: Семинар-практикум: работа в группах.


Методы: фронтальная беседа, комментирование решений, устная проверочная работа, защита творческой домашней работы, дифференцированная самостоятельная работа.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, кодоскоп, слайды, , раздаточный материал для самостоятельной работы с дифференцированными заданиями.


Наглядность: таблица «Решение иррациональных уравнений», плакат «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».,плакат: « я слышу-я забываю,я вижу-я запоминаю, я делаю-я понимаю»


Подготовительная работа:

  1. Творческое задание №1. (За 2 недели до занятия. Работа в 3 группах).

Решить различные иррациональные уравнения, взятые из сборников ЕНТ 2003-2015 гг., из сборника заданий для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы


Творческое задание №2. (За одну неделю до занятия. Индивидуальная работа.)

Решить уравнение различными способами. Оценить достоинства и недостатки каждого способа. Оформить задание в виде презентации.


  1. В течение выполнения творческого задания провести (по необходимости) консультации для учащихся, у которых возникают вопросы по заданию.


Структура урока:

  1. Мотивация урока: сообщение темы и цели урока.

  2. Презентация исследовательской работы учащихся «Анализ методов решений иррациональных уравнений».

  3. Защита творческого задания № 2.

  4. Устная проверочная работа (теория и упражнения)

  5. Самостоятельная работа.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание


Ход занятия:

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Презентация исследовательской работы, проводится двумя ученицами, на тему «Анализ методов решения иррациональных уравнений».


Способ I

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с последующей проверкой


,

возведем обе части уравнения в квадрат

,

возведем обе части уравнения в квадрат.

По теореме Виета:

Проверка:

1). Если х=42, то

Значит, число 42 не является корнем уравнения.

2). Если х=2, то

Значит, число 2 является корнем уравнения.

Ответ: 2

Достоинства Недостатки

1. Понятно 1. Словесная запись

2. Доступно 2. Громоздкая проверка иногда занимает

много времени и места


Вывод:

При решении иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и туже степень необходимо вести словесную запись, что делает решение понятным и доступным. Однако обязательная проверка иногда бывает громоздкой и занимает много времени. Этот метод можно использовать для несложных иррациональных уравнений, содержащих 1-2 радикала.

Способ II

Метод равносильных преобразований




По теореме Виета:


Ответ: 2.


Достоинства Недостатки

1. Отсутствие словесного описания 1. Громоздкая запись

2. Нет проверки 2. Можно ошибиться при комбинации знаков

3. Четкая логическая запись системы и совокупности и получить

4. Последовательность равносильных неверный ответ

переходов


Вывод:

При решении иррациональных уравнений методом равносильных переходов нужно четко знать, когда ставить знак системы, а когда совокупности. Громоздкость записи, различные комбинации знаков системы и совокупности не редко приводят к ошибкам. Однако, последовательность равносильных переходов, четкая логическая запись без словесного описания, не требующая проверки, являются бесспорными плюсами данного способа.


Способ III

Функционально графический метод


+=4,

.

Рассмотрим функции и .

1). у = - степенная функция.

Найдем область определения функции D(x).

.

Составим таблицу значений х и у:

х

1,5

2

6

у

0

1

3

2). у =4 - - степенная функция.

Найдем область определения функции D(x).

.

Составим таблицу значений х и у:

х

-0,25

0

2

6

у

4

3

1

-1

Построим данные графики функции в одной системе координат.

y



4 y

3 A(1;2)

2

1

1 2 3 4 5 6







Графики функции пересекаются в точке с абсциссой х=2.

Ответ: 2


Достоинства Недостатки

1. Наглядность 1. Словесная запись

2. Если ответ точный, то не нужна проверка. 2. Ответ может быть приближенным, не

точным


Вывод:

Функционально графический метод – это наглядный метод, но применять его лучше тогда, когда легко можно построить графики рассматриваемых функций и получить точный ответ. Если ответ приближенный, то лучше воспользоваться другим методом.


Способ IV

Метод введения новых переменных


+=4.

Введем новые переменные, обозначив ,

Получим первое уравнение системы: a+b=4.

Составим второе уравнение системы:

Получим систему двух рациональных уравнений, относительно а и b:


по теореме Виета:

Вернемся к переменной х:

Ответ: 2.


Достоинства Недостатки

1. Этот метод для данного уравнения 1.Словесное описание.

не рационален. 2. Громоздкое решение.


Вывод:

Метод введения новых переменных и переход к системе рациональных уравнений для данного уравнения не рационален. Этот метод лучше применять для иррациональных уравнений, содержащих радикалы различных степеней, или одинаковые многочлены под знаком корня и за знаком корня, или взаимообратные выражения под знаками корня.

Итак, ребята, значит, для каждого иррационального уравнения необходимо выбирать наиболее рациональный способ решения: понятный, доступный, логически грамотно оформленный.

Ребята, поднимите руку, кто из вас при решении этого уравнения отдал бы предпочтение:

а) методу возведения обеих частей уравнения в одну и туже степень с проверкой;

б) методу равносильных переходов;

в) функционально графическому методу;

г) методу введения новых переменных?


  1. Защита творческого домашнего задания «Применение методов решения иррациональных уравнений». В ходе этого этапа каждый учащийся должен записать в свою тетрадь все примеры, предложенные другими группами и решить дома.

Задание 1.

Рассмотрим решение иррациональных уравнений, для которых метод введения новой переменной наиболее рационален.


Группа I.

2 – 6х + +2=0


Группа II



Группа III


Задание 2.

Рассмотрим решение иррациональных уравнений, решаемых возведением в степень корня.


Группа I.


Группа II



Группа III


Задание 3.

Рассмотрим решение иррациональных уравнений нестандартными способами: метод ОДЗ и функциональный метод.


Группа I.


Группа II


Группа III


(Перед началом занятия учащиеся групп №1 и №2 записали на доске предложенные ими способы решения, учащиеся группы №3 записали на слайде.)

а) Каждая группа анализирует один из способов решения, оценивает достоинства и недостатки, делает вывод. Учащиеся других групп делают дополнения, если это необходимо. Оценивается анализ и вывод, какой группы будет наиболее четким и полным.




  1. Устная проверочная работа.

А) фронтальная беседа:

  1. Что такое уравнение? [Уравнение – это равенство двух алгебраических выражений].

  2. Что называется корнем уравнения? [Корнем уравнения называется, то значение переменной, при котором данное уравнение обращается в верное равенство].

  3. Что значит решить уравнение? [Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что уравнение не имеет корней].

  4. Какие уравнения называются равносильными? [Два уравнения равносильны на множестве, если они имеют одни и те же корни из этого множества или не имеют корней на данном множестве].

  5. Какие уравнения называют иррациональными уравнениями? [Уравнения, содержащие переменную под знаком корня, называют иррациональными уравнениями].

  6. Каковы методы решения иррациональных уравнений? [Часто используемый прием решения иррациональных уравнений – это возведение в степень (чаще всего возведение в квадрат). Другой метод – это метод замены переменных].

Б) проверочная работа:

1. Является ли уравнение иррациональным:

  • 1+х

  • - 5=0

  1. Какие из чисел 5; 0; -3 являются корнями уравнений:


  1. Решите уравнения:


5. Самостоятельная работа

Каждый учащийся получает карточку с одним из 3х вариантов: гр.А, В, С. Первый вариант для слабоуспевающих учеников, второй и третий для более успешных учащихся.

Группа А.

  • (х-5)(х+2)

  • х-


Группа В.


Группа С.


6.Итоги урока и рефлексия.

Решение иррациональных уравнений требует от учащихся хороших теоретических знаний,

умений применять их на практике, требует внимания, трудолюбия, сообразительности.

Оценки за урок. Рефлексия.


Заполнив таблицу, отразите в ней уровень успешности владения темой урока.







Теория

Устные упражнения

Методы

Возв. в степень

Замена

ОДЗ

Функ-ый

Уровень




! – успешно

+ хорошо

- недостаточно

Отобразите свое настроение по завершению урока смайлом.



  1. Домашнее задание. Решить задания, которые защищали учащиеся из других групп.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы решения иррациональных уравнений.

Автор: Жердецская Юлия Николаевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Методы решения иррациональных уравнений "
    ["seo_title"] => string(47) "mietody-rieshieniia-irratsional-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "140088"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417873852"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Различные методы решения иррациональных уравнений"
    ["seo_title"] => string(59) "razlichnyie_mietody_rieshieniia_irratsional_nykh_uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "353100"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477681908"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Некоторые способы решения иррациональных уравнений "
    ["seo_title"] => string(59) "niekotoryie-sposoby-rieshieniia-irratsional-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "240536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445029903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок алгебры и начала анализа в 11 классе  «Решение иррациональных уравнений» "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-alghiebry-i-nachala-analiza-v-11-klassie-rieshieniie-irratsional-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "178307"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424800925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Решение иррациональных уравнений. "
    ["seo_title"] => string(39) "rieshieniie-irratsional-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "106307"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402994855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства