Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия"»
Урок-рефлексия по математике
для 9 класса.
Тема урока: «Арифметическая прогрессия»
Цели:
Создание условий для обобщения и систематизации теоретических знаний по арифметической прогрессии, совершенствованию навыков нахождения n члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии с помощью формул.
Развитие познавательного интереса учащихся, умения видеть связь между математикой и окружающей жизнью, развитие грамотной математической речи.
Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов, внедрение в процесс урока заданий, содержащих заданий по здоровьесбережению.
Актуализация опорных знаний и умений: фронтальная работа // индивидуальная.
Работа в парах- индивидуальная разноуровневая работа у доски. Проверка, оценивание.
Тренировочные упражнения-закрепления.
Историческая справка.
Индивидуальная разноуровневая работа на местах по карточкам.
Решение ключевой задачи.
Выставление оценок, домашнее задание.
Рефлексия.
ХОД УРОКА.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок перед контрольной работой.
Эмоциональный настрой нашей совместной работы.
(На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку.
ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний в 1,5 раза;
хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».
МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
УМЕЮ: мы умеем применять с вами рациональные способы для решения задач.
ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит
ход решения», а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, т.к.
слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение
вперёд.
Итак, ребята, тема нашего урока
Открыли тетради и записали сегодняшнее число и тему урока.
Давайте, совместно определим цели нашей работы на уроке. Для этого я вам предлагаю прочитать некоторые мысли, выбрать наиболее подходящие для нашей работы и дополнить их:
Умение применять формулы…
Умение грамотно говорить …
Умение обобщать, систематизировать…
Умение логически мыслить…
Умение пересказывать…
Умение молчать…
Итак, ребята, молодцы! Если всё, сказанное вами, обобщить, то мы получим цели нашего урока..
Индивидуальная работа.К доске я приглашаю 4 ребят, которые желают поработать индивидуально. Посмотрите внимательно, вам предложены задания уровней А, В, С.
(ап)- арифметическая прогрессия.
А
А
В
С
Дано: а10=126, d=4.
Найти: а1.
Дано: а25=84, а1=12.
Найти: d.
Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день её время увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка,1час 45минут?
Является ли число 156 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1=18а22=60.
Фронтальная работа. Ну, а нам с вами ребята, необходимо вспомнить теоретический материал по изученной теме:
- Дайте определение арифметической прогрессии + формула.
- Как найти разность арифметической прогрессии + формула?
- Запишите формулу п-го члена арифметической прогрессии.
- Какой вид будет иметь эта формула после алгебраических преобразований?
- Сформулируйте свойство каждого члена арифметической прогрессии, начиная со второго + формула.
- Запишите формулы суммы п первых членов арифметической прогрессии.
Для того чтобы вы окончательно убедились в своих твёрдых знаниях теоретического материала и формул, поработаем в парах.
Вам предлагается карточка, в которой вы вместе с соседом по парте должны «найти пару», соединив их стрелкой.
Определение an =
арифметической
прогрессии
Формула n-го члена
арифметической
прогрессии
an = a1 + (n – 1)d
Свойство каждого
члена арифметической
прогрессии
Сумма первых n членов
арифметической Sn = • n
прогрессии
Формула разности
арифметической Sn = •n
прогрессии
Проверка
Тренировочные упражнения.
1. Устный счёт
2. Математический диктант+ сведения о вреде курения.
1. Расположите числа так, чтобы они составляли арифметическую прогрессию. (5;10;15;20;25)
2. Запишите, чему равна разность данной арифметической прогрессии. (5)
3. Запишите сумму первого и третьего членов данной арифметической прогрессии. (20)
4. Запишите, чему равен корень квадратный из пятого члена. (5)
5. Найдите сумму четырёх первых членов данной арифметической прогрессии. (50)
6. Возведите в квадрат второй член данной арифметической прогрессии. (100)
7.Запишите номер члена данной арифметической прогрессии, который равен 20. (4)
8. Запишите третий член данной прогрессии. (15)
9. Разделите сумму второго и четвёртого членов этой последовательности на 3. (10)
10. Найдите сумму пяти первых членов данной арифметической прогрессии. (75)
Ответы записаны на доске, каждый ответ означает сведения о вреде курения :
2. Дым от одной выкуренной сигареты содержит 5 мг яда никотина.
3. Одна выкуренная сигарета нейтрализует 20% витаминов.
4. За 20 лет курения в лёгких скапливается до 5 кг сажи.
5,6. Смертельная доза никотина составляет от 50 мг до 100 мг.
7. Человек, который находится в течении часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты.
8. Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%.
9. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 10 минут.
10. Смертность от всех болезней среди курильщиков на 75% выше, чем среди некурящих.
3. Является ли заданная последовательность арифметической прогрессией, почему?
(задания написаны на слайде).
3; 6; 9; 12; …
-1; -1; -1; …
0; 13; 1; 14; 2; 15; …
-3; -1; 1; 3; …
Хп= 3п-2;
Ап=25+п2;
Вп=12(/3 – 4п).
Выразите через а1 и d: а8, а33, а100.
Найдите а5, если а1=4 и d=7.
Найдите а12, если а11=20 и а13=30.
Письменно.
Найдите сумму первых 24 членов арифметической прогрессии, заданной под № 5.
S24 = • n; а1 = 3•1 – 2 =1; а24 = 3•24 – 2 =70;
S24 = • 24= 71 •12 =852.
2) Выразите ап из прогрессии № 1, и найдите сумму первых 18 членов.
a1 = 3; d = a2 – a1 = 3;
an = a1 + (n – 1)d Sn = •n
an = 3 + (n – 1) • 3 S18 = •18
an = 3 + 3n – 3 S18 = (6 + 51) • 9
an = 3nS18 =513.
Дополнительно. Используя, прогрессию под № 4, найдите сумму первых десяти её членов (два способа по вариантам). Чему равно Sп?
Исторический момент
На проекторе высвечивается фотография, где дети считают сумму ….
Вопрос 1: кто изображён на фото и что он делает?
(Карл Гаусс)
Вопрос 2: Какую известную математическую фразу он сказал?
(«Математика-царица всех наук, а арифметика-царица математики»)
Историческая справка о К.Гауссе (индивидуальное домашнее задание ученика).
Гаусс Карл Фридрих
(фото на доске)
(30.04.1777 - 23.02.1855)
Дед Гаусса был бедным крестьянином, отец — садовником, каменщиком, смотрителем каналов в герцогстве Брауншвейг. Уже в двухлетнем возрасте мальчик показал себя вундеркиндом. В три года он умел читать и писать, даже исправлял счётные ошибки отца. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат 50×101=5050.
До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме.
Свободно владея множеством языков, Гаусс некоторое время колебался в выборе между филологией и математикой, но предпочёл последнюю. Ему принадлежат формулировка и доказательства множества свойств и теорем математики. Он очень любил латинский язык и значительную часть своих трудов написал на латыни; любил английскую, французскую и русскую литературу. В возрасте 62 года Гаусс начал изучать русский язык, чтобы ознакомиться с трудами Лобачевского, и вполне преуспел в этом деле.
Современники вспоминают Гаусса как жизнерадостного, дружелюбного человека, с отличным чувством юмора…
Родители ко дню рождения своего сына Андрея решили купить ему роликовые коньки. Для этого они отложили в первый месяц 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма бадет у родителей Андрея через 10 месяцев?
Решение:
А, сейчас ребята, вы будете работать индивидуально на местах. ПОЛУЧИВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННУЮ карточку-задание, трудитесь как пчёлки, ведь недаром их называют «труженицами»
А. В.
Дано: (ап)- арифметическая прогрессия
а1=5, d=2. 5; 7; 9; …- арифметическая
прогрессия.
Найти: а6. Выразите ап.
С.
Дано: (ап)- арифметическая прогрессия
Sп = 60, ап=2п+3.
Найти: п.
8 Итоговая задача.
Как известно из медицинской статистики, одна выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 10 минут. Вычислите, сколько сигарет в среднем сократят жизнь человека на 1 день.( 144 сигареты).
С такими задачами, ребята, вам придется сталкиваться не только в жизни, но и на экзамене и в 9 классе, и в 11 классе на ЕГЭ. Чтобы набрать большее количество баллов нужно уметь их решать.
9. Выставление оценок.
Творческое домашнее задание: придумать и решить задачи, которые решаются применением формул арифметической прогрессии.
10. Рефлексия
Ребята, я вам сейчас раздам тесты, заполнив их, вы сможете проанализировать нашу совместную работу и индивидуальную. Собрать тесты и оговорить ответы с детьми.
ТЕСТ.
Результатом своей личной работы считаю, что я…
А. Разобрался в теории.
Б. Научился решать задачи.
В. Повторил весь изученный материал.
Чего вам не хватало на уроке при решении заданий:
А. Знаний.
Б. Времени.
В. Желания.
Д. Решал нормально.
Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?