Использование информационных технологий на уроках математики
«Золотое правило дидактики – наглядность»
Ян Каменский
- Методическая идея
- Используя на уроках математики компьютеры и информационные технологии формировать глубокие и прочные знания, активизировать познавательную активность учащихся.
- Информатизация образовательного процесса – явление нужное, и, главное, неизбежное.
- Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Использование ИКТ на уроках математики позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету.
- Уровни применения ИКТ
- Использование ИКТ в качестве наглядности
- Использование ИКТ как дидактическое средство
- Использование интерактивной доски
- Использование компьютерных технологий позволяет:
- - экономию времени при объяснении нового материала;
- - представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- - воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- - дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
- - постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
- Проводить обучение в ситуации успеха.
- Задачи, которые я ставлю при использовании компьютерных технологий на уроках математики
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
- развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
- развивать межпредметные связи.
- Способы использования компьютерных технологий на уроках математики
- Обучающие программы
- Компьютерное тестирование
- Тестовые системы
- Учебные проекты способствуют развитию:
- умений самостоятельно конструировать свои знания;
- познавательных навыков учащихся;
- умения ориентироваться в информационном пространстве;
- критического и творческого мышления;
- умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- межпредметных связей.
- Учебные проекты
- Важнейшими проблемами остаются:
- Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях. Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий.
- Недостаточная разработанность использования ИКТ во внеклассной работе и в дистанционном образовании.
- Недостаточное количество компьютеров и компьютерных классов в общеобразовательных учреждениях.
- Наличие достаточно устойчивого мнения о негативных последствиях влияния ИКТ на здоровье и культурное развитие учащихся.
- Я применяю компьютер при обучении математики всего два года. Работу веду в двух направлениях: используя готовые программы на уроках математики, готовлю презентации. Презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации и усиливает воздействие выступления, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами выставляют предварительные оценки.
- Провожу различные виды уроков с применением информационных технологий:
- урок-лекция;
- урок постановки и решения задачи;
- урок введения нового материала;
- интегрированные уроки
- В результате работы накоплен следующий материал с использованием ИКТ:
- уроки по темам:
- Корень n-степени
- Уравнение содержащие модуль
- Арифметическая прогрессия.
- Понятие многогранника.
- Призма.
- Площадь круга.
- Перпендикулярность прямой и плоскости.
- Правильные многогранники.
- Арифметические корни.
- Подобия.
- Средняя линия треугольника.
- Теорема Пифагора.
- Векторы
- Итоговое тестирование.
- Объем.
- Конус
- Шар.
- Цилиндр.
- Производная показательной функции.
- Производная логарифмической функции.
- Для организации учебного процесса можно использовать уроки-презентации изготовленные творческими группами учащихся. После презентации 2-3 минуты даётся на обсуждение по следующим критериям:
- перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
- перечислить моменты, требующих доработки;
- внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);
- сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление (на основании листов оценивания)
- Икт активно используются мною и учениками при подготовке внеклассных мероприятий: У каждого ученика есть много интересных секретов разработки презентаций. В процессе этой деятельности учащиеся учатся работать в группе, учитывать мнение каждого, находить из предложенных лучшей вариант. Каждый из участников может в полной мере проявить свои творческие способности.
- Помимо собственных разработок использую диски по математике, презентации из Интернета.
- Считаю, что наиболее эффективно информационные технологии на уроках математики применяют при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний.
- Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
- при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
- при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
- при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
- при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
- Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителя и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников. А для этого возможностей использования компьютера и проектора уже недостаточно – необходимо в кабинете иметь интерактивные доски и достаточное программное обеспечение электронными ресурсами.
- Однако, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал. Важно понимать, что использование ИКТ не решит всех проблем моментально. Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.