Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покровская основная общеобразовательная школа»
Ивнянского района Белгородской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1-ОМ КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «РЕШАЕМ ЗАДАЧИ»
Автор: Пузанова Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Покровская ООШ»
2015 г.
Предмет | Математика |
Класс | 1 |
УМК | Математика : программа : 1-4 классы / В.Н.Рудницкая. – 2-е изд.,испр. - М. : Вентана – Граф, 2012. - 128 с. - (Начальная школа XXI века). Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.Э. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф |
Тема урока | Решаем задачи |
Цели урока | Образовательные: совершенствование вычислительных навыков учащихся, умений составлять и решать задачи. Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе; развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Тип урока | Урок применения предметных ЗУНов |
Методы урока | беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, работа в группах |
Результаты урока | предметные: | умеют устанавливать зависимость между данными в задаче; знают структуру текстовой задачи, возможности её решения; умеют правильно оформлять решение задачи; умеют составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. |
личностные: | владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и одноклассниками при работе в группах; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой |
метапредметные: | |
Средства обучения | мультимедийная презентация, карточки с заданиями, электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой |
Формы контроля | фронтальный опрос, самостоятельная работа |
Ход урока
Организационный момент. Настрой на работу.
- Рада приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе. Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении материала урока. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
- Сегодня мы будем путешествовать в космическом пространстве.
Перед космическим походом очень важно знать настрой экипажа. Вы готовы к полёту в космос? Поприветствуем друг друга.
- Я вижу, что настроение у всех хорошее, а это очень важно, так как путешествие предстоит далекое и интересное, на нашем пути могут встретиться всякие неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые.
Устный счёт.
1. Состав числа 10. Запуск ракет.
- Экипажи готовы к полёту? Каждый из вас получает свою ракету. Сформулируйте, в чём заключается ваше задание.
Ученики: Заполнить пропуски состава числа 10 с помощью цифр из кассы.
- Итак, сели поудобнее, пристегнули ремни, завели моторы, начинаем отсчёт контрольного времени: 1, 2, 3…
Выполняют задание. Каждый ученик, заполнивший свою карточку встаёт и говорит: «Пуск!»
- Молодцы, все ракеты благополучно взлетели!
- Путешествуя в космическом пространстве, нам будут необходимы математические навыки. А какими математическими навыками вы уже владеете?
Ответы детей.
- А докажем это, выполнив задания на каждой планете.
2. Планета 1. «Угадай-ка»
- Внимательно посмотрите по сторонам, нам необходимо найти первую планету.
- Прочитайте название планеты. На этой планете мы угадаем девиз нашего урока.
Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, надо быть готовым прийти на помощь другу.
К доске прикреплены карточки с числами, на обратной стороне которых написаны слова девиза урока.
6 | 10 | 11 | 15 | 4 | 2 | 9 | 17 |
за | Один | все | всех | одного | за | и | ! |
- Прочитайте числа в порядке увеличения.
- Прочитайте числа в порядке уменьшения.
- На какие группы можно разделить эти числа? (однозначные и двузначные)
- Соотнесите выражения с их значениями.
12 – 2 =
10 – 4 =
10 + 5 =
19 – 10 =
10 + 1 =
8 – 6 =
7 – 3 =
10 + 7 =
- На какие группы можно разделить все примеры? (примеры на сложение и вычитание)
- Объясните значение девиза: «Один за всех и все за одного!»
3. Планета 2. «Сосчитай-ка»
- Жители планеты «Сосчитай-ка» всё время что-то считают и посчитывают. Выполним задания, которые они нам предлагают.
Индивидуально: два ученика работают за конторками, решая примеры на карточках.
Фронтально:
А) Логическое упражнение. Слайд 1.
- Сколько квадратов вы видите? (10)
Б) Математический треугольник. Слайд 2.
В) Устный счёт по сенсорному кресту.
4. Планета 3. «Рассуждай-ка»
На этой планете все жители могут рассуждать логически. И вам они предлагают задание «Логические концовки».
Если стол выше стула, то стул …
Если два больше одного, то один …
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…
Если река глубже ручейка, то ручеек …
Если сестра младше брата, то брат …
Если канат толще верёвки, то верёвка …
Включение в систему знаний и повторение
Планета 4. «Составляй-ка».
- Жители планеты «Составляй-ка прислали на борт нашего космического корабля сообщение. Что это может обозначать? Слайд 3.
- Составьте задачу по рисунку и решите её.
Физкультминутка. «Сигнализация».
На нашем корабле сработала сигнализация. Нам необходимо устранить поломку.
2. Планета 5. «Решай-ка».
А) - Мы приближаемся к планете «Решай-ка». Жители этой планеты готовятся к хоккейному турниру, но у них возникла проблема с инвентарём для его проведения. Поможем им разобраться?
Открываем учебник на с. 98 задание 1.
Б) - Ребята, жители этой планеты очень любит решать задачи, поэтому и для вас они подготовили несколько задач.
Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадях.
На стройку привезли 7 машин песка. Разгрузили 3 машины. Сколько машин осталось разгрузить?
Брату 9 лет. Сестра моложе брата на 2 года. Сколько лет сестре?
У Пети 3 карандаша. Мама дала ему столько же. Сколько стало у Пети карандашей?
В вагоне было 9 пассажиров. На станции в вагон вошел 1 пассажир. Сколько пассажиров стало в вагоне?
3. Планета 6. «Играй-ка».
- Ребята, мы приближаемся к планете «Играй-ка». Жители этой планеты играют в математические электронные игры.
Фронтально на экране: электронный учебник, раздел «Часть 2. Числа от 1 до 10, число 0. Сложение и вычитание», урок «Таблица сложения», часть 1. Игра «Кубики».
Индивидуально на компьютере: электронный учебник, раздел «Часть 1. Сложение и вычитание», урок «Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц», Проверочная работа.
IV. Контроль и самопроверка знаний (Проект)
- Ваши ракеты готовы вернуться на нашу планету. Члены экипажей соберитесь. Вам предстоит сделать отчёт о путешествии. В этом вам помогут звёзды.
Каждый экипаж получает набор звёзд: 2 жёлтых маленьких, 1 жёлтая большая, 3 красных маленьких, 3 красных больших.
- Сравните звёзды. На какие группы их можно разделить? (маленькие и большие, красные и жёлтые)
- Придумайте задачу про звёзды. Выберите схему и решите задачу.
Экипажи получают комплект схем к задачам + = , – = , лист голубого картона, клей, фломастеры.
- Обоснуйте свой выбор.
V. Подведение итогов занятия
Все планеты прикреплены к доске.
- Ребята, на каких планетах мы с вами побывали?
- Чем вам запомнилось наше путешествие?
VI. Рефлексия.
Воспользуемся карточками со знаками + и – для ответов на мои вопросы:
- На уроке было скучно?
- На уроке было интересно?
- На уроке я не старался?
- Я могу себя похвалить за работу на уроке?