kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока математики по теме «Исследование функции с помощью производной и построение графика».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение темы «Производная и ее применение» по календарно-тематическому плану отводится 14 уроков. Данный урок является 12 по КТП и предшествует практической и контрольной работе по теме.

В результате изучения  данной темы обучающие должны

  • уметь находить производные элементарных функций;
  • использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
  • применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.

На данном уроке отрабатываются

  • навыки нахождения производных элементарных функций;
  • умение применять достаточный признак возрастания (убывания) функции;  
  • умение находить критические точки функции;
  • умение проводить полное исследование функции и построение ее графика.

Данный урок рекомендуется преподавателям математики СПО  при изучении математики на 2 курсе и учителям математики, работающим в 10-11 классах.

К уроку прилагается мультимедийная  презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики по теме «Исследование функции с помощью производной и построение графика».»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

«Отрадненский государственный техникум»









Методическая разработка урока математики по теме

«Исследование функции с помощью производной и построение графика».














Разработал:

Рассмотрено:

Утверждено:

Преподаватель математики:

___________ Оруджева Н. Х.

На заседании ПЦК ООД

Протокол №

От «___» __________ 2013 г.

Председатель ПЦК ООД: Иванова Д.В.

Подпись:_______________________


Председатель МС

Г.В. Светлышева

Подпись:___________________

«_____»______________2013 г.


г.о. Отрадный

2013г


Пояснительная записка

На изучение темы «Производная и ее применение» по календарно-тематическому плану отводится 14 уроков. Данный урок является 12 по КТП и предшествует практической и контрольной работе по теме.

В результате изучения данной темы обучающие должны

  • уметь находить производные элементарных функций;

  • использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;

  • применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.

На данном уроке отрабатываются

  • навыки нахождения производных элементарных функций;

  • умение применять достаточный признак возрастания (убывания) функции;

  • умение находить критические точки функции;

  • умение проводить полное исследование функции и построение ее графика.

Данный урок рекомендуется преподавателям математики СПО при изучении математики на 2 курсе и учителям математики, работающим в 10-11 классах.

К уроку прилагается мультимедийная презентация.

Описание мультимедийной презентации:

Презентация выполнена в программе Power Point (MsOffise 2003)

Смена слайдов по щелчку.

Презентация дает возможность наглядно обобщить материал по теме «Исследование функции с помощью производной и построение графика», оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения; обеспечивает визуальный контроль результатов.























Тема: «Исследование функции с помощью производной и построение графика».

Цели урока:

1. Образовательная – отработать умения систематизировать, обобщать при исследовании функции ее свойства, применять знания производной при построении графиков функции;

2. Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти, математической речи учащихся.

3. Воспитательная – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, воспитание культуры общения.

Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки- задания, кроссворды.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение применения производной функции для построения графиков различных функций.

Так как урок сегодня необычный, то начать я хочу его с необыкновенных слов.

«Музыка может возвышать или умиротворять душу, живопись – радовать глаз, поэзия – пробуждать чувства, философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей!»

Морис Клайн

А работать мы будем под девизом: «Знания имей отличные, исследуя функции различные».

Оценочный лист:

Фамилия, Имя

Д/з

Устная работа

Найти ошибку

Отгадай кроссворд

Построение графика функции.

Проверочный тест

Итоговая оценка









  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся оценивают выполненную ими домашнюю работу. № 290(б, г)

№ 290 Найдите критические точки функции. Определите, какие из них являются точками максимума, какие – точками минимума:

б)

Выясним, какие точки являются точками максимума, какие – точками минимума для этого отметим на числовой прямой все точки, проверим знак производной на полученных промежутках:

:

Если производная меняет знак с «+» на «-», то критическая точка является точкой максимума, если производная меняет знак с «-» на «+» - точка минимума, значит хmin=0, хmax=-2, хmax=2

г)

хmax=0, хmin=-1;1

«Кто смолоду делает и думает сам, тот становиться потом, надежнее, крепче, умнее»
В. Шукшин.

  1. Устная работа - разминка. Найдите производные следующих выражений







Оцените, пожалуйста, долю своего участия в устной работе. Активно поднимали руку, и вам удалось ответить правильно оценка «5», ваши ответы были правильными, но вы сомневались и стеснялись «4», были неточности «3», вы были пассивны «2».


  1. Найти ошибку. Проверка теоретического материала. Отвечать должны только да или нет. ^ – верно, _ – неверно, есть ошибка.

1. Функция возрастает на [-7; 2) и (2; 8], значит, она возрастает на [-7; 8]. Верно ли?

2. Производная функции в точке х0 равна 0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?

3. Производная функции не существует в точке х0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?

4. Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли?

5. Точка экстремума является критической точкой. Верно ли?


Проверка;


Проверка, 5 правильных ответов оценка «5», 4-«4», 3-«3», 2-0 оценка «2».

  1. Краткая история происхождения производной. Сообщение обучающихся. (Учебник, стр. 155, п. 1) [1]

Историческая справка о происхождении терминов и обозначений по теме.

Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XXVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного движения и построения касательной к прямой. Независимо друг от друга И. Ньютон и Г. Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время. И. Ньютон в основном опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, считая его очевидным и сводя к нему другие случаи производной, а Г. Лейбниц использовал понятие бесконечно малой. Исчисление созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки XXVII века. С помощью тех же методов математики изучали в XXVII и XXVIII веках различные кривые, нашли кривую, по которой быстрее всего падает материальная точка, научились находить кривизну линий. Большую роль в развитии дифференциального исчисления сыграл Л. Эйлер, написавший учебник “Дифференциальное исчисление”.

Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были должным образом обоснованы. Однако в начале XIX века французский математик О. Коши дал строгое построение дифференциального исчисления на основе понятия предела.

Применяемая сейчас система обозначений для производной восходит к Лейбницу и Лагранжу.

В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.

  1. Разгадывание кроссворда Математика + кулинария

Вопросы кроссворда:

  1. Как называется п в записи ап?

  2. Как называется запись 3х+5=0?

  3. Какой суп не входит в группу заправочных супов?

  4. Плоский продолговатый хлеб, используемый для приготовления бутербродов?

  5. Какую посуду используют для подачи винограда?

  6. Как называется знак «=»?

  7. Какой мясной полуфабрикат имеет круглую форму?

  8. Относится к закрытым бутербродам

  9. Как называются вареники, которые готовятся без теста?

  10. Замороженная яичная смесь белков и желтков

  11. Как называется соответствие y=f(x)?





1 с

т

е

п

е

н

ь










2 у

р

а

в

н

е

н

и

е






3 м

о

л

о

ч

н

ы

й







4 п

и

т

а










5 в

а

з

а











6 р

а

в

н

о









7 б

и

т

о

ч

е

к








8 с

э

н

д

в

и

ч









9 л

е

н

и

в

ы

е







10 м

е

л

а

н

ж






11 ф

у

н

к

ц

и

я









  1. Групповая работа. Группа делится на три подгруппы. Необходимо каждой группе самостоятельно исследовать и построить график функции.

«Примеры учат больше, чем теория».
М.В. Ломоносов

При оценки учитывается скорость, самостоятельность и правильность выполнения.

Результаты работы на слайдах


1. y=5x3-3x5


2. y=3x2-x3

3. y=3x5-5x3+2


  1. Эмоциональная разгрузка. Студенты внимательно смотрят на экран и водят по часовой стрелке за появляющимися фигурами.

  1. Проверочная работа – тест.

Проверочный тест.


Вариант 1.


Вариант 2.

1

Дано: f(x) = (1 + 2x)(2x -1). Найдите (0,5)

A) -4

B) 3

C) 0

D) 4

E) 2

1

Найдите производную функции f(x) = (3 + 4x)(4x – 3)

A) 16x

B) 32x

C) 8x2

D) 16

E) 32x2

2

Дана функция f(x) = . Найдите

A) 5

B) -3

C) 1

D) 6

E) 0


2

Дана функция: f(x) = 2x2 + 20. Найдите:

A)

B)

C)

D)

E)

3

Найдите производную функции f(x) =

A)

B) 0

C)

D)

E)

3

Дана функция f(x) = 4sin3x.

Найдите (x).

A) 6cos3x

B) -4cos3x

C) 12cosx

D) -4cosx

E) 12cos3x


4

Для функции Y = определите:

а) нули;

б) промежутки возрастания;

в) промежутки убывания

A) а) -4; 0; б) (-; -4), (0; ); в) нет

B) а) -4; 4; б) (-; 0), (0; ); в) нет

C) а) -4; 0; 4; б) [-4; 0], [4; ); в) (-; -4], [0; 4]

D) а) -4; 4; б) (-; ); в) нет

E) а) -4; 4; б) (-; -4], [4; ); в) [-4; 4]


4

Найдите точки максимума и минимума функции

у = х3 + 6х2 – 15х – 3

A) x = -5 точка max; x = 1 точка min

B) x = 5 точка max; x = -1 точка min

C) x = 5 точка max; x = -5 точка min

D) x = 1 точка max; x = -5 точка min

E) x = -1 точка max; x = -5 точка min


5

Найдите производную функции f(x) = (2х – 6)8

A) -7(2x – 6)7

B) 16(2x – 6)7

C) -7(2x + 6)7

D) 4(2x – 6)7

E) 8(2x – 6)7


5

Дано f(x) = (5 + 6x)10. Найдите (-1)

A) -10

B) 10

C) -60

D) 6

E) 60



Ответы:

Вариант 1 Вариант 2

1 - С 1 - B

2 - A 2 - D

3 - E 3 - E

4 - D 4 - A

5 - B 5 - C


5 баллов – «5»

4 балла - «4»

З балла – «3»

0-2 балла - «2».

  1. Итоги урока. Задание на дом п25 стр.150 №300( в), №301(б, г)

Вывод по уроку Объявление оценок, замечаний по уроку.

Рефлексия.

Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно?

А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно?

А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день?


Я хочу вам пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали. Спасибо за урок.








8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оруджева Нурия Хамидулловна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Особенности формирования  математической   компетентности  студентов в педагогическом колледже "
    ["seo_title"] => string(106) "osobiennosti-formirovaniia-matiematichieskoi-kompietientnosti-studientov-v-piedaghoghichieskom-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "215927"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432824984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства