- Доброе утро! Меня зовут Олеся Алексеевна, сегодня я проведу урок математики.
-Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы не ученики 4а класса, а матросы. Вы сидите в кафе на берегу моря, слушаете рассказы бывалых моряков и сами мечтаете отправится в плаванье. И вот в кафе входит капитан и говорит:
- Я собираю команду, чтобы отправиться на поиски клада и когда мы его найдем, то разделим поровну. Я случайно подслушал разговор двух пиратов. Один говорил другому, что клад спрятан в шкатулке, которая закопана на острове и найти ее не трудно, если знать приметы: «От побережья дойти до высокой пальмы, свернуть к большому камню и недалеко от него, под кактусом закопан клад».
-Хлопните в ладоши, кто хочет отправиться со мной в это опасное, но очень увлекательное путешествие?
2. Актуализация.
-Мне нужны не только отважные, но и сообразительные матросы, которые умеют хорошо считать. А чтобы узнать насколько хорошо вы умеете считать, я предлагаю сыграть вам со мной в математическое лото. Каждый из вас получил свою игровую карточку.(показываю детям карточку)
Я даю задание, а вы зачеркиваете число, которое получите.
-Поднимите руку, если вам не понятно задание. Начинаем.
- из 6000 вычтем 5300. Получится?(Закрасьте зеленым) 700
- К 1000 прибавим 500. Получится? (Закрасьте красным)1500
- Первый множитель 1000, второй множитель 2. Найдите произведение. (Закрасьте желтым)2000
- Найдите сумму чисел 1710 и 290. (Закрасьте желтым)2000
- Из какого числа нужно вычесть 300, чтобы получить 900? (Закрасьте серым)1200
- К какому числу нужно прибавить 200, чтобы получить 650? (Закрасьте коричневым)450
- уменьшите 500 в 10 раз. (подчеркните)50
- Из 1000 вычтем 1, получится? (обведите к круг)999
-А сейчас давайте проверим:
-У кого нет ни одной ошибки? Поднимите руку
-Молодцы. Можно отправляться в путешествие.
-А на чем можно добраться до острова? (лодка, катер, пароход, корабль)
-Мы с вами будем путешествовать на корабле. Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия и классная работа. Но, чтобы нам попасть на корабль, нужно выполнить следующее задание
2.1 Целеполагание
- На слайде представлены примеры. Решите их у себя в тетрадях.
- Как вы будете выполнять вычисления? (В столбик).
308*3=
129*5=
327*3=
3768*4=
-А сейчас давайте проверим: дети называют ответы по поднятой руке.
-Поднимите руку, у кого возникли какие то затруднения?
-Какой пример у вас вызвал затруднение? (4)
-Почему? (мы не умножали четырехзначные числа на однозначные)
-А теперь подумайте и скажите, какая тема нашего урока? (умножение многозначного числа на однозначное)
-Молодцы, попали мы на наш корабль. Да и тему нашего урока узнали.
- А чем же мы будем заниматься в нашем путешествии? (будем учиться умножать многозначные числа на однозначные).
-А кто вычислил последний пример, скажите пожалуйста, как вы умножали? (также как и на трехзначные)
-С какого числа начали? (с единиц)
3. Изучение нового материала.
-Сейчас я решу пример на доске, а вы внимательно слушайте.
4281*3
1.Начинаем умножение с единиц: 1*3=3. Записываем под единицами.
2. Умножаем десятки. 8*3=24. 4 пишем под десятками 2 запоминаем.
3. Умножаем сотни. 2*3=6, да еще 2 сотни=8, записываем под сотнями
4. Умножаем тысячи. 4*3=12. Пишем под тысячами, 1 под десятками тысяч.
5. Умножение закончили. Ответ 12843.
- Запишите пример к себе в тетрадь. Давайте теперь откроем учебник на странице 77 и прочитаем правило.
- Можем отправляться в путь! Всем морякам очень важно знать математику. А как вы думаете, для чего? (математика нужна абсолютно всем людям, без математики человек не сможет решать считать и т.д)
- Самые сообразительные, старательные и внимательные отправляются за кладом. Итак, пока наш корабль плывет к острову, мы с вами учимся умножать. Кто желает выйти к доске?
По одному человеку выходят к доске, решают примеры столбиком:
4285*2=
1352*4=
2743*4=
7516*3=
Числа в выражениях не всегда являются числами натурального ряда, встречаются и именованные числа, например: 2т 375 кг *3
Объясняю детям, как нужно умножать именованные числа:
1.Перевожу единицы в более мелкие(2375кг)
2.Выполню действие, как с обычными многозначными числами
3Перевожу результат в более крупные единицы(7т 125 кг)
я-А сейчас решим с вами выражения с именованными числами (один у доски, остальные в тетрадях)
3 т 347 кг* 4=
2 км 654 м *3=
Физминутка
-А теперь морякам нужно минутку отдохнуть. (видео)
3. Закрепления новых знаний.
Вот мы и на острове. Нас встречает местный житель. У него есть карта, где спрятан клад, но отдаст он ее только тогда, когда мы решим задачу №330.
-Кто желает прочитать задачу (один человек читает задачу)
-Кто может выйти к доске и выполнить чертёж к задаче?(один человек выходит к доске, выполняет чертёж, остальные в тетрадях)
16 км – 1/8 ч.
? км.
-О ком говорится в задаче? (о туристах)
-Сколько км туристы прошли в первый день? Они прошли весь путь в первый день? (нет, только восьмую часть)
-Мы знаем, сколько всего км нужно пройти туристам? (нет)
-Исходя из того, что 16 км – это восьмая часть маршрута, мы сможем узнать, какое расстояние всего нужно пройти туристам? (да)
-Каким действием?(умножением)
-Кто хочет написать первое действие а доске?
-Мы нашли длину всего маршрута и знаем, сколько км туристы уже прошли, теперь мы сможет узнать, сколько км туристам еще осталось пройти?(да)
-Какое будет второе действие? (128-16=112(км))-выйди, запиши на доске
-Записываем ответ (Туристам осталось пройти 112 км)
5. Самостоятельная работа
-А сейчас мы с вами поработаем самостоятельно, на столах у вас лежат карточки (показываю), вам нужно решить примеры, на работу вам 3 минуты. Затем вместе проверим.
-Молодцы! Отлично справились с заданием. Мирный житель так обрадовался, что подарил нам карту острова. Вот она.
-Ну вот и то место, где зарыт клад. Давайте их выкопаем, для этого вам нужно ответить на несколько вопросов.
5. Подведение итогов
-Какая у нас сегодня была тема?
-Вы научились умножать многозначные числа на однозначные?
6. Рефлексия
-Поднимите зеленый карандаш вверх если вам сегодня на уроке было интересно и все понятно, желтый, если вам на уроке было не очень интересно или материал не совсем понятен, красный, если вам на уроке сегодня было совсем не интересно и ничего не понятно.
-Отлично! Вот мы и добрались до нашего клада. Как и договаривались в начале урока, делим мы его поровну! (раздаю детям наклейки)